Подведение итогов урока
– Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала XX века?
Домашнее задание:
1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века».
2. Самостоятельная работа с учебником стр. 7-26
– Каков смысл определения «серебряный век»?
– Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?
– Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?
– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи
– Что отличает модернизм от реализма?
– Что сближает разные течения модернизма?
– Каковы особенности прозы начала века?
– В чем причины возникновения различных литературных группировок?
Таким образом, с одной стороны, теоретико-литературное понятие становится инструментом для анализа новых художественных текстов, с другой – само постоянно дополняется, уточняется, обогащается, хотя его «ядро» остается неизменным, поскольку литературоведческая наука, как и всякая иная, оперирует строгим понятийным аппаратом. На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить знание предыдущей и научить школьников обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного обобщения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и все другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами.
Проведя анализ принципов введения теоретико-литературных понятий в образовательный процесс, можно сделать вывод: требуется создание такой системы теоретико-литературных категорий и понятий, которая, с одной стороны, отражала бы их внутреннюю связь, взаимообусловленность, а с другой – представляла собой такой алгоритм, использование которого обеспечивало бы прочное усвоение и осознанное применение теоретических знаний в процессе изучения литературы.
С этой целью предлагается концепция поэтапного формирования теоретико-литературных категорий и понятий в школьном курсе литературы в их взаимосвязи, обеспечивающей эффективное освоение учащимися основополагающих категорий и понятий и применение их в практике анализа и интерпретации литературного произведения, самостоятельной читательской деятельности.
Основные дидактические задачи, соответствующие выдвинутой идее, мы видим в том, чтобы научить школьников устанавливать взаимосвязь между основными категориями и понятиями; формировать важнейшие читательские и аналитические умения:
- определять род и жанр произведения и в соответствии с этим настраиваться на определенную волну восприятия;
- видеть в произведении автора (формы его «присутствия» в тексте);
- вступать в диалог с автором произведения, сознавать его точку зрения в произведении;
- соотносить свое и авторское отношение к героям;
- чувствовать стилевое своеобразие произведений изучаемых писателей.
Таким образом, теоретико-литературные понятия, формируемые в ходе школьного литературного образования, способствуют углублению читательского опыта учащихся, обогащают их эмоциональную жизнь, помогают овладеть критериями оценок художественных явлений. Понимание идейно-эстетической значимости литературы увеличивает возможности влиять через приобщение к духовным ценностям и включение в художественно-эстетическую деятельность на духовный мир молодежи.
Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и настоящего. Но результаты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту задачу — почетная миссия учителя-словесника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9–11 классы: Методическое пособие/ М.В. Амфилохиева. – СПб, 2003.
2. Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие/ А.М. Антипова. – М.: Флинта; Наука, 2003.
3. Аркин И.И. Уроки литературы/ И.И. Аркин. – М.: Просвещение, 2002.
4. Беленький Г.И. Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я.А. Роткович/ Г.И. Беленький. – Куйбышев, 1974.
5. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы /О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Академия, 1999.
6. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе/ Л.И. Вуколов. – М.: Просвещение, 2002.
7. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. – М., 1962.
8. Левидов A.M. Автор — образ — читатель / А.М. Левидов. – Л., 1977.
9. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (Материалы семинара) / А.А. Леонтьев. – М., 1978.
10. Литвинко Ф.М. Примерное календарное планирование. Русский язык и литература. 10-11 классы/ Ф.М. Литвинко, Л.А. Мурина и др. – Мн.: Национальный институт образования, 2009.
11. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу/ В.Г. Маранцман. – М., 1986.
12. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения/ Н.Д. Молдавская. – М., 1976.
13. Острогорский В.П. Проблемы преподавания литературы в средней школе /Под ред. Т.Ф. Курдюмовой / В.П. Острогорский. – М., 1985.
14. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / З.Я. Рез. – Куйбышев, 1974.
15. Русская литература. Учебное пособие для 11 класса/ под ред. Н.И. Мищенчука и Т.Ф. Мушинской. – Мн.: Национальный институт образования, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система теоретико-литературных понятий в V-VIII классах
V класс | VI класс | VII класс | VIII класс | |
Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель | Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература | Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое | Человек как главный предмет изображения в художественном произведении, начальные понятия о литературном герое. Взаимосвязь характеров и обстоятельств | Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе и жизни.Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе |
Композиция | Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения | Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж | Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании | Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения |
Роды и жанры | Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ как эпический жанр. | Былины как один из видов устного народного творчества. Повесть. Древнерусская летопись. Понятие о балладе. | Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия | Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе |
Язык и средства художественной выразительности | Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория. Иносказание | Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль. Портрет и пейзаж. Внутренний монолог | Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали. Гротеск. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции | Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы. Начальное понятие о символе |
Стихосложение | Различие прозаической и стихотворной речи | Размеры стиха. Былинный стих | Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения | Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах |
Система теоретико-литературных понятий в IX-XI классах
Учение о сущности литературы | Учение о литературном произведении | Учение о литературном процессе | |
IX класс | Личностный характер художественного творчества. Специфика художественной литературы | Драма как род литературы. Жанр поэмы. Комедия как драматический жанр. Развитие понятия о родах и жанрах литературы, о средствах художественной выразительности, о значении авторской позиции | Начальное понятие о литературном направлении, о классицизме, романтизме, реализме, литературной критике. Общие понятия об истории русской литературы |
X класс | Понятие о прекрасном в жизни и искусстве, понятие об эстетике, о содержательности художественной формы, об условности | Развитие понятия о драме, романе, романе-эпопее, поэме, сатире, трагедии, об индивидуальном стиле писателя. Подтекст | Связь русской классической литературы с общественной жизнью России. Романтизм и реализм как литературные направления |
XI класс | Писатель и эпоха. Понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе | Развитие понятие о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении. Разнообразие типов романа | Развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике. Основные истоки русской литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. |