Занятие 7. Сегментные единицы. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока

1. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока.

2. Слоговые качества звуков.

3. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Слогораздел в русском языке. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Слоговые и неслоговые звуки.

Литература

I. 3, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 22, 27, 31, 35.

II. 41, 42, 61, 64, 65, 66.

Термины

Артикуляционная теория, закрытый слог, звук речи, звуковое членение речи, динамическая теория, клитики, линейные единицы речи, неприкрытый слог, неслоговой звук, неслогообразующий звук, открытый слог, пауза, полуоткрытый слог, полуприкрытый слог, прикрытый слог, принцип восходящей звучности, проклиза, проклитика, сегментные фонетические единицы, силлабема, синтагма, слог, слоговые звуки, слогообразующие звуки, слогораздел, сонорная теория, суперсегментные фонетические единицы, такт, теория мускульного напряжения, фонетическое слово, фонетическое членение речи, фраза, экспираторная теория, энклиза, энклитика.

1. Ответьте на вопросы (АР):

1) На какие фонетические единицы распадается поток речи?

2) Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы?

3) Какова роль внутрифразовых пауз?

4) Что такое такт речи? Чем он характеризуется?

5) Совпадают ли границы такта с границами слова?

6) Что объединяет несколько тактов в одну фразу?

7) Что такое проклитика и энклитика? Приведите примеры.

8) Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове?

9) Перечислите типы слогов.

10) Что является минимальной единицей фонетического членения речи? (57, 30)

11) Какие теории слога вам известны? (58, 50)

2. Прочитайте текст, отмечая места пауз. Выделите в нем предложения и фразы. Укажите, в каких случаях границы предложения и фразы не совпадают (АР).

Лето. Июнь. Нас распустили на каникулы. Мы с Федькой строили всевозможные планы. Работы впереди было много: во-первых, нужно было построить плот и, спустив его на воду, в пруд, примыкавший к нашему саду, объявить себя властителями моря и дать морской бой соединенному флоту Пантюшкиных и Симаковых, оберегавшему подступы к их садам на другом берегу. У нас до сих пор был маленький флот – опущенная на воду садовая калитка. Но в боевом отношении он значительно уступал силам неприятеля, у которого имелась половина старых ворот, заменявшая крейсер, и легкий миноносец, переделанный из бревенчатой колоды, в которой раньше кормили скот. Силы были явно неравны. (А. Гайдар.) (58, 45)

3. Прочитайте текст и выделите в нем предложения и фразы. Охарактеризуйте принципы выделения данных синтаксических и фонетических единиц (АР).

Люди почтительно отмечают юбилеи фабрик и городских учреждений юбилеи крупных открытий и выдающихся деятелей сегодня речь пойдет об особом юбиляре плоды его труда незримы но беспредельны юбиляр не строил воздушные лайнеры не открывал месторождения нефти не слагал стихи но он научил всему этому тысячи людей дал им умение мыслить и силу творить имя этого юбиляра Государственная библиотека имени В.И. Ленина москвичи ласково зовут её «Ленинка» кто же ныне заполняет ее залы я перелистал сотни читательских карточек от водителя троллейбуса до прокатчика люди всех профессий состоят читателями самой крупной в Советском Союзе библиотеки (В. Буханов) (58, 45)

4. Выделите в тексте отдельные слова или предложно-падежные формы и такты. Охарактеризуйте принципы выделения данных лексико-грамматических и фонетических единиц (АР).

Слышалявсибириоколоозерабайкалотодногогражданинапромедведяипризнаюсьнеповерилноонменяуверилчтообэтомдажевсибирскомжурналебылонапечатаноподзаглавиемчеловексмедведемпротивволков. (М.М. Пришвин) (58, 45)

5. Затранскрибируйте предложения, определите границы фонетических слов, укажите проклитики и энклитики (АР).

1. На дом бы доставить… 2. А это было не так. 3. А есть ли здесь смысл? 4. Вы же это от кого-то узнали? 5. Над смыслом я и не раздумывал. 6. На ноги ставить вряд ли надо. 7. Не во всем еще разобрались. 8. Тут-то и скрыто причина. 9. Под окном кто-то кашлянул. 10. Из огня да и в полымя. 11. Не по хорошу мил, а по милу хорош. 12. А вот и вы! 13. А почему же вы не захотели? 14. А этого-то как раз мы и не ждали. 15. Не к кому обратиться с каким-то вопросом. 16. А я было подумал: «Ушел-таки…» 17. Но мы ведь не знали об этом. 18. Куда это он сейчас пропал? 19. Отец бы не решился на это. 20. Врач было не согласился с доводами… (54, 82)

6. Прочитайте строки из произведения В.В. Маяковского и охарактеризуйте особенности выделения тактов в акцентном стихе (АР).

А теперь

встают

с Подола

дымы,

Киевская грудь

гудит,

котлами грета. (58, 52)

7. Перепишите текст, поставьте в словах ударение и найдите проклитики и энклитики.

Собирая землянику, вы не надеетесь ни на что другое: у вас не может быть затаенной мечты на радостную неожиданность, на особую удачу, на редкую находку, на сюрприз. То же можно отнести и к малине, и к орехам, но не к грибам. Разнообразие видов грибов, их разные качества, разный вкус создают тот очевидный интерес во время поисков, которого нет при сборе ягод и орехов. (В. Солоухин.) (АР) (58, 46)

Давно здесь кто-то прошел, и идти по лесу было трудно: следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, вон острый сук отброшен на сторону. Приятно идти по следу такого человека: сколько хорошего оставил он на своем пути. (Н. Богданов.)(СР) (58, 46)

8. Затранскрибируйте текст, разделите на фразы и такты, найдите проклитики и энклитики (СР).

1) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. 2) во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 3) На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн. 4) То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. 5) Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье. 6) Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. (А.С. Пушкин) (60, 11)

9. Нижеследующий текст разделите на такты. В тактах одной чертой подчеркнуть проклитики, двумя чертами энклитики(СР).

Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. (Ф. Достоевский) (57, 30)

10. Затранскрибируйте текст, разделите на фразы и такты, найдите проклитики и энклитики. Составьте схемы текстов по слоговой формуле А.А. Потебни (АР) .

1) В глуши. Во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. 2) сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают? 3) Клеветник без дарованья, палок ищет он чутьем. А дневного пропитанья ежемесячным враньем. 4) Рас-стояние: версты, мили… нас рас-ставили, рас-садили, чтобы тихо себя вели, по двум разным концам земли. 5) Мчались звезды. В море мылись мысы. Мчались мысли. И прислушивался сфинкс к Сахаре. 6) листьями звезды льются в реки на наших полях. Да здравствует революция на земле и на небесах! (60, 12).

11. Приведите два возможных варианта произношения следующих сочетаний. Как изменится при этом тип неударяемого слова (АР)?

За реку, на нос, на зиму, по сто, под гору, на гору, из виду, на ногу, под руку, без вести. (1, 30)

12. Сравните произношение фраз. Затранскрибируйте их. Какие пограничные сигналы (диэремы) можно здесь обнаружить(АР)?

1) Без лести предан. – Бес лести предан. 2) Кто раз любил. – Кто разлюбил. 3) Мороз и солнце! – Морозы, солнце! 4) А бед они ждали. – Обеда не ждали. 5) Мышь из дома. – Мыши с дома. 6) Грубость и угрозы. – Грубости, угрозы. 7) Гром и молнии. – Громы, молнии. 8) Супруг упросил. – Супругу просил. (60, 12)

13. Разбейте данные высказывания на синтагмы в зависимости от того или иного их осмысления (в том числе, актуального членения), расставьте там, где требуется, соответствующие знаки препинания, превратив примеры в различные предложения.

1. Я заметил после удачного торга на городском рынке когда продаст Зыкова все помидоры первым сортом у бригады овощеводов настроение лучше некуда. 2. Часто наблюдаемые факты не обобщаются. 3. Как обрадовал их приезд детей! 4. Во время войны между Китаем и Японией был заключен договор. 5. Недавно приехавший лектор выступил с докладом. 6. У нас один путь к победе. 7. Сергей чувствовал мать не зря вызвала его (АР).

8. Этот человек не раз говорил Сергею его брат никогда не согласится на это. 9. Прошу вас еще раз примите меры. 10. Мы развлекали их шутками детей. 11. Увидимся завтра часов в десять. 12. Этот человек сказал мой отец был отличным специалистом. 13. Председатель комиссии считал докладчик не согласится с моими доводами. 14. Студент поступивший в институт недавно сдал два зачета. 15. Очень озадачили ее письма сына(СР). (54, 87-88)

14. Разделите отрывок на синтагмы и фразы (СР).

Батюшки Глобус

Попал под автобус

Смялся в лепешку

Новехонький глобус

Многое

Наша Земля повидала

Но не видала такого скандала

Неузнаваема

Стала планета

Все перепуталось

Части света

Материки

Острова

Океаны

Все параллели и меридианы

(Б.В. Заходер.) (58, 50)

15. Затранскрибируйте текст, разделите его на слоги (АР).

По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу – земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелеными. (М.М. Пришвин.) (58, 47)

16. Затранскрибируйте текст, разделите его на слоги. Выпишите колонками слова, в которых есть 1) прикрытые открытые слоги, 2) неприкрытые открытые слоги, 3) прикрытые закрытые слоги, 4) неприкрытые закрытые слоги(СР).

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем, на северном склоне, среди хвойных деревьев лежит нетронутый снег. (М. Пришвин) (57, 32)

17. Какое место ( в начале, в конце слова, в середине) в слоговой структуре словоформы может занять слог, если его структура такова: ГС, СГС, СГСС, ССГ, СГ (Г – любой гласный, С – любой согласный). Соответствуют ли этим моделям данные слова? Разделите их на слоги (АР).

Яр, идеал, полка, вол, обед, аркан, мозг, замерз, сто, стоял, место. (60, 14)

18. Можно ли определить степень звучности согласного (сонорный или шумный), если известно, что слогораздел прошел следующим образом: 1) ГС – СГ, 2) СГ – ССГ, 3) Г – СССГ, СГС – ССГ. Приведите примеры(СР).

19. Затранскрибируйте текст, разделите на слоги (АР).

Как в пулю сажают вторую пулю

Или бьют на пари по свечке,

Так этот раскат берегов и улиц

Петром разряжен без осечки. (Б.Л. Пастернак) (60, 15)

20. Затранскрибируйте текст, разделите на слоги(СР).

Рассказали страшное,

Дали точный адрес.

Отпирают, спрашивают,

Движутся, как в театре…

Июльской ночью слободы

Чудно белокуры.

Небо в бездне поводов,

Чтоб набедокурить. (Б.Л. Пастернак) (60, 15)

21. Объясните, почему сонорный в соседстве с шумным и при отсутствии соседства с гласным сам может стать слогоносителем? Приведите примеры. Составьте схемы данных слов по шкале сонорности. Какие здесь возможны варианты произношения (АР)?

Льды, рдеть, метр, догм. (60, 15)

22. Установите, где в тексте необходимы слоговые согласные, укажите условия их появления.

Дом уехал в Ленинград

На Октябрьский парад.

Завтра утром, на рассвете,

Дом вернется, говорят (А. Барто)(АР).

Вот оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка (А. Барто).

Здесь мрамор – свой. Край мрамором богат.

Театр будет круглый и высокий (В. Инбер)(СР). (55, 51-52)

23. Дайте фонетическую транскрипцию слов, зарифмованных В. Маяковским. Обратите внимание на заударные части рифм. Сколько здесь слогов(СР)?

Выкалил – привыкли, врать – братия, вложена – невозможно, химеры – нерв, замш – замуж, Джек Лондон – Джиоконда, в игры – выгорел, жаренным – пожарных, космы – росами, тыщи – нищие, Овидиев – увидев, пальцы – пялиться, левой – оклеивай, блеется – библейцами. (60, 16)

Наши рекомендации