Артикуляционный аспект изучения звуков речи
Современный русский язык.
Фонетика
Методические рекомендации для студентов-филологов
Специальности: 050301 – «Русский язык и литература»
050302 – «Родной язык и литература»
Пермь
ПГПУ
УДК 808.2(075.8)
ББК Ш 141.12 – 923
Ф 776
Р е ц е н з е н т:
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Пермского государственного педагогического университета Л.В.Федорова
Составитель: ст. преп. кафедры русского языка О.Е.Соловьева
Современный русский язык. Фонетика:методические
рекомендации для студентов-филологов
Ф 776 Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» и 050302 –
«Родной язык и литература» / сост. О.Е.Соловьева; Перм. гос. пед.
ун-т. – Пермь, 2009.
Методические рекомендации содержат темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием списков литературы, необходимой для усвоения материала. Приложение включает образцы фонетической транскрипции, фонетического анализа слова, фонематической транскрипции, а также фонетико-смыслового анализа поэтического текста.
Адресовано студентам-филологам всех отделений, изучающим курс фонетики.
УДК 8087.2(075.8)
ББК Ш 141.12 - 923
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Соловьева О.Е., составление, 2009
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Предисловие
Методические рекомендации включают в себя темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием учебной и научной литературы, необходимой для усвоения того или иного раздела.
Приложение содержит образцы фонетической, фонематической и морфофонематической транскрипции, фонетического анализа слова, а также фонетико-смысловой анализ поэтического текста.
Использование предлагаемых материалов поможет студентам дневного, заочного и коми-пермяцко-русского отделений педагогического университета как в самостоятельной подготовке, так и непосредственно во время проведения практических и семинарских занятий по курсу «Фонетика».
Темы лекций
1. Предмет и задачи фонетики; связь с другими разделами современного русского языка, а также с другими предметами.
2. Основные принципы артикуляционной классификации гласных и согласных.
3. Основные синтагматические законы русского языка. Позиционные мены и позиционные изменения гласных и согласных звуков.
4. Сегментные и суперсегментные единицы речи.
5. Интонация, её основные компоненты и функции. ИК, разработанные
Е.А.Брызгуновой.
6. Современная русская орфоэпия. Нормы литературного произношения в
области гласных и согласных.
7. Фонология русского языка и её связь с фонетикой. Фонологические школы.
8. Звук и фонема. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.
Архифонема. Гиперфонема.
9. Состав и система гласных и согласных фонем современного русского
языка.
10. Русская графика; её основные принципы.
11. Русская орфография; морфонологический принцип написания и
отступления от него.
Практические и семинарские занятия
Фонетика как научная и учебная дисциплина
Вопросы:
1. Фонетика как наука о звуковой стороне языка, её предмет и задачи.
2. Место фонетики в науке о языке; её связь с другими разделами
современного русского языка и другими дисциплинами.
3. Фонетическая транскрипция; её цели и задачи.
4. Фонетический анализ в вузе и школе.
Список литературы :
1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. Гл. 1. С. 9 – 11. Гл. IХ. С. 195 – 202.
2. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 ч. Ч. 1. М., 1995. С. 15-16.
3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 5-15,
44-51.
4. Мизин О.А. Русская фонетическая транскрипция. М., 1986.
Русская грамматика. М. , 1980. Т. 1. С. 15-16.
5. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М.,
1982. С. 80-83.
6. Суперанская А.В. Теоретические основы практической транскрипции. М.,
1978. С. 5 – 41.
Задания :
1. Произвести школьный и вузовский анализ слова одурманиваться .
2. Затранскрибировать текст, произвести фонетический анализ выделенных слов:
Закат налился темной кровью, и потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье, потом как грянула гроза!
Белым-бело от молний стало, совсем исчезла синева,
И засучила, закатала гроза по локоть рукава!
И ветер шел, глаза зажмурив, и низко-низко тучи гнал.
И в нем немало было дури, а сколько точно, он не знал!
Гроза промчалась, лишь раскаты гремели где-то за Невой,
Как будто мчались вихрем сваты совсем разбитой мостовой!
Артикуляционный аспект изучения звуков речи
Вопросы :
1. Какие аспекты изучения звуков речи существуют в научной практике?
2. Как вы понимаете положение, что звук речи представляет собой единство
трех сторон : биологической, акустической и функциональной ?
3. Что изучает артикуляционный аспект фонетики? Что такое артикуляция?
4. Какие органы называются активными, а какие пассивными?
5. На каких признаках строится артикуляционная классификация гласных в
русском языке?
6. На каких признаках строится артикуляционная классификация согласных в
русском языке?
7. Какой признак лежит в основе деления согласных на сонорные и шумные?
8. Какие элементы артикуляции согласных являются основными, а какие
дополнительными? Что такое «йотовая» артикуляция?
Список литературы :
1.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С. 40 – 47;
51 – 69.
2. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык.
Учебное пособие. М., 2007. С. 245 – 267.
3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык:
в 3 ч. Ч.1. Ростов н/Д, 1997. С. 12 – 27.
4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 61 –
63, 64 – 65, 66 – 82, 212 – 158.
5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 21 – 41.
6. Современный русский литературный язык. Фонетика /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С. 84 – 90.
Задания :
1.Основываясь на артикуляционной классификации, назвать слова по их
признакам:
а) Согл. шумн., звонк., заднеяз., взрывн., мягкий
Ударный гласный переднего ряда, средн. подъема, нелаб.
Согл. сонорный, переднеяз., зубн., смычно-прох., нос., твердый
Редуц. гласн. среднего ряда, средн. подъема
Согл. шумн., звонк., переднеяз., зубно-зубн., щел., мягкий
Безуд. гл. передн. ряда, верхн. подъема, нелаб.
Согл. шумн., глух., зубно-зубн., щел., твердый
б) Согл. шумн., глух., переднеяз., небно-зубной, щел., мягк., долгий
Безуд. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема, нелаб.
Согл. шумн., зв., губно-зубн., щел., мягкий
Уд. гл. передн. ряда, средн. подъема, нелаб.
Согл. сон., зубн., смычно-прох., боковой, мягкий
Согл. шумн., зв., губно-губн., взрывн., твердый
Редуц. гл. средн. ряда, средн. подъема
Согл. сон., зубн., смычно-прох., боковой, твердый
Безуд. гл. средне-задн. ряда, нижне-ср. подъема, нелаб.
Согл. шумн., зв., губно-зубн., щел., твердый
Ударн. гл. средн. ряда, нижн. подъема, нелаб.
Согл. шумн., глух., переднеяз., зубн., взрывн., мягкий
в) Согл. шумн., глух., зубно-зубн., щел., мягкий
Безуд. гл.передн. ряда, верхн. подъема, нелаб.
Согл. сон., губно-губной, смычно-прох., нос., мягкий
Безуд. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема, нелаб.
Согл. шумн., гл., зубн., взрывн., твердый
Согл. сон., альвеолярн., вибрант, мягкий
Ударн. гл. передн. ряда, верхн. подъема, нелаб.
Согл. сон., среднеяз., щел., палатальный
Редуц. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема
2. Затранскрибировать текст. Выявить, какие глухие согласные в этом тексте
отсутствуют; выявить щелевые звуки: