Функциональные стили литературного языка: художественно-беллетристический и разговорно-бытовой стиль

Высшая форма нац. языка – литературная подсистема – характеризуется рядом признаков, одним из которых является наличие развитой системы функциональных стилей.

Ф. стиль (Виноградов) – стили языка – функционально обусловленные совокупности средств и приемов употребления отбора и сочетания единиц речевого обращения в сфере того или иного языка.

Ф. стили явл. относительно замкнутыми исторически сложившимися системами знаков, которые предназначены для целесообразного обслуживания разных сфер коммуникации. Количество ф. стилей совр. рус. лит. яз. – величина дискуссионная

Выделяют 5:

· официально-деловой

· художественно-беллитристический

· публицистический

· научный

· разговорно-бытовой

Одни функц. стили охватывают хотя и широкую, но достаточно однородную сферу действительности и счит-ся монотематическими (научный, официально-деловой). 3 остальных имеют универсальный характер. Любой текст не обязательно представляет стиль в чистом виде, но общие стилевые черты проявляются и доминируют.

Ф. стиль / функциональная разновидность - обществ. осознанная сист. язык. элементов и композиционно-речевой структуры ФС.

определяется рядом параметров:

- условия коммуникации

- устная/письменная форма

- задачи

Использует языковые средства всех других стилей. Но выступают в измененной функции – эстетической и образуют другую системность.

Отличается от других:

1. Многообразная гамма стилевых окрасок используемых средств

2. Использует и внелитературные средства языка (просторечия, жаргоны и т.д.). Применяются тоже в эстетической фнкции.

3. Широкая и глубокая метафоричность, богатая синонимия, разнообразные пласты лексики. Даже нейтральные средства для выразительности

Неповторимость, свежесть образов, их яркая индивидуальность

4. Образность, эмоциональность

5. Эстетически направленная экспрессивность!

Во многом отличается от научной и официально-деловой, но сближается с публицистической и разговорно-обиходной – вбирает лексику, фразеологию и синтаксис.

Обычно осуществляется в письменной форме. Устная речь подвергается обработке, подчиняется эстетической функции.

Внутренняя форма худ. слова – средства языка и их значения – основа от которой отталкивается автор при создании метафоры. Смысл метафоры может быть понят, в некоторых слкчаях, только по прочтении всего произведения – вытекает из худ. целого.

Комбинированное приращение смысла – выражение поэтической идеи.

Все языковые единицы направлены на выражение художественного образа. Они эстетически и стилистически мотивированы и оправданы. Удаление хотя бы одного элемента из текста ведет к «облысению» образа (Пешковский).

Свойство: системная взаимосвязь языковых единиц, как составных элементов целого, обуловленная идейно-образным содержанием и реализующая эстетическую функцию.

Художественно-образная речевая конкретизация – составляет самую общую основную стилевую черту худ. речи. Слова выражают художественные образы, а не понятия. Восприятие понятийного плана происходит в 2,5 раза быстрее, чем возникновение образа. Отсюда необходимость конкретизации слова. Перевод понятийного плана в образный происходит при участии всех языковых уровней: от фонетического до синтаксического. Писатель всеми способами стремится возбудить воображение читателя.

Образная конкретизация осуществляется многочисленными способами – до морфологических.

Организация худ. речи, насыщенной конкретизирующими средствами, способствует воплощению поэтической мысли.

Глагольно-речевое ведЕние – способ достижения образной конкретизации. Каждое движение и изменение состояния описывается поэтапно. Повышенное употребление глагола. Другим стилям такое не свойтвенно. Нагнетание глаг. Способствует активизации читательского воображения.

Целая система разноуровневых яз. Средств способствует созданию микрообраза путем акцентирования его отдельных черт – активизирующее внимание на читателя.

Характерно использование глаголов прошедшего времени в связи с повествовательной манерой изложения. Наст. Время используется в значении настоящего исторического. Разнообразно значение будущего времени.

Изложение идет не в одном видо-временном плане, а в разных. Этим создается большая выразительность, динамизм повествования.

Преобладают совершенные формы глаголов.

Разнообразно значение форм лица и все личные местоимения. Личные мест. Указывают на конкретное лицо, а не абстрактное понятие как в научной речи.

Малое количество слов среднего рода с отвлеченным значением, используются конкретные слова. Абстрактные слова приобретают конкретно-образное значение благодаря метафоризации.

Краткие прилагательные в научной речи выражают постоянный признак, являются отвлеченными, в худ. обозначают врЕменные состояния и признаки, рисуя героя.

Худ. речи свойственен динамизм, что проявляется в глагольности речи. Глаг. Употребляются в 3р. Больше, чем в официально-деловой речи. (с соответственным уменьшением существительных).

Худ. речь отличается особой эмоциональностью, экспрессивностью. Используются средства со стилистической окраской торжественности, либо разговорности, фамильярности и т.д. Использование односоставных предложений с разной стилистической окраской, инверсии, использование чужой речи. Анафоры, эпифоры, периоды и др.

Большую роль в создании худ. речи играют и нейтральные языковые средства.

Типичное явление – метафоризация.

Нейтральное слово наполняется новым содержанием, становится элементом худ. целого.

Разговорный (разговорно-бытовой) стиль— функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения.

Основными признаками речевой ситуации, формирующий этот стиль, являются неофициальность и непринуждённость общения; непосредственность общения; неподготовленность речи (отсутствие предварительного отбора языкового материала и предварительного обдумывания высказывания); тесная связь с ситуацией (многие элементы сообщения могут быть не выражены словесно, так как непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь), большая роль мимики и жестов.

Цель — общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Наиболее ярко проявляется в устной форме речи, причём обычно диалогической. В письменной форме разговорный стиль используется в области неофициальной переписки (частные письма, записки) и в дневниках.

Основными чертами разговорного стиля являются непринуждённый и даже фамильярный характер речи; прерывистость и непоследовательность её с логической точки зрения; эмоциональность и оценочность речи.

Разговорный стиль характеризуется широким использованием обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов, неполных предложений различного типа, слов-предложений, обращений, повторов слов, присоединительных конструкций и т. д.

http://www.re-role.com/t456-topic

http://www.ucheba-legko.ru/education/russkiy_yazik/5_klass/stilistika/lecture_stili_rechi.html

http://www.studyguide.ru/note.php?id=74

Наши рекомендации