Правописание безударных гласных в корнях
1. В корнях слов принято, как правило, писать буквы тех гласных звуков, какие произносятся в них под ударением, например: гóры – горá, пóд гору; сад – сад, садовд, всадить; рки – рек, з реку; час – час, часовóй; час óт часу.
Поэтому для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемая гласная корня оказалась под ударением, например: создав ть – создть; запрсить – запрс; примерть – примрка; примирть – мир, мрный; увяд ть – увнуть; увидть – вдеть, вид; развивться – развться.
Примечание. Если в корне под ударением появляетсяё, без ударения писать надо е: сёла – село, полёт – полетать.
2. Во многих словах гласные корня нельзя проверить ударением: стакн, барн, собка; базр, сар й, вагн, вокзл и пр. Но и в этом случае достаточно знать написание корня в одном слове, чтобы уметь правильно писать все родственные слова, например: стакн – стакнчик, подстакнник; трмоз – тормозть, затормозть, тормознй.
Примечание. Правила этого параграфа не применяются к тем корням, в которых гласные чередуются (см. § 105, 106)
Упражнение 109. Проверьте правописание выделенных гласных, подобрав родственные слова, в которых эти гласные были бы под ударением.
Черт – чртит; хвала, прелесть, чахотка, достижение, показались, запах, выпасть, повар, мясник, пастух, шалить, жалеть, объединение, уплатить, уплотнять, проглотить, расщепить, защипать, отдаление, долина, гостиница, иссякать, пощадить, преподавать, восставать, сознаваться, поглотить, воплотить, обнажить, посвятить, развивается.
11О. Составьте и напишите предложения со следующими словами:
спиши – спеши, поласкали – полоскали, отварили – отворили, посвятил – посветил, посидел – поседел, развивался – развевался, валы – волы.
111. По учебникам русского языка для II и III классов начальной школы установите, в каком порядке изучается правописание безударных гласных.
112. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни в тех словах, в которые вставляете буквы. Укажите случаи, в которых гласную нельзя проверить ударением.
– Теперь с...дитесь,– взгл...нув на ч...сы, ск...зал отец.– Сейчас начнётся самое главное.
Он пошёл и включил радиоприёмник. Все сели и зам...лчали. Сначал... было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, заш...пело, и откуда-то изд...лека донёсся мелодичный
звон.
Чук с Геком перегл...нулись. Они уг...дали, что это. Это в д...лёкой-д...лёкой Москве, под красной звездой, на Спасской башн... зв…нили золотые кремлёвские ч...сы.
И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в г...родах, и в г.,.pax, и в ст...пях, в т...йге, на син...м море.
И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пож...лали всем счастья.
Что такое счастье – это каждый пон...мал по-своему. Но все вместе люди знали и пон…мали, что надо честно жить, много труди...ся и крепко любить и беречь эту огромную сча...ливую землю, которая з...вётся Советской страной.
(По А. Г а й д а р у.)
113. К каждому слову подберите по одному или по два родственных слова и напишите. Обратите внимание на безударные гласные.
Атака, бахрома, велеть, желать, стакан, морковь, мякина, собака, топор, сметана, озорник, облако, иждивенец, завтрак, ватрушка, каблук, пекарь, багровый, паром, остров.
114. Из «Орфографического словаря русского языка» выберите 10 слов с непроверяемыми гласными и ,к каждому из них подберите по 2–3 родственных слова. Непроверяемые безударные гласные подчеркните.
§ 105. Корни с чередованием о–а.
Для правописания некоторых корней с чередованием о – а надо знать следующие правила:
1) В корнекос- – кас- (коснуться – касаться) пишетсяа, если за корнем следует суффикс-а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.
2) В корнелож- – лаг- (предложить – предлагать) пишетсяа,если за корнем следует суффикс-а-; из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.
3) В корнеклон- – клан- (поклон – кланяться) под ударением может бытьио,иа; но без ударения пишется толькоо: наклонять, наклоняться, склонение, поклонение.
4) В корне твор- – твap- (твор-чество – тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о; творец, сотворить, творение.
5) В корнегор- – гар- (гореть – загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишетсяо; горение, загорать, загореться, загорелый.
6) Кореньплав- – плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха; в остальных случаях пишетсяа; сплавлять, плавник, поплавок, жук-плавунец, плавучий, плавучесть.
7) В корнезар- – зор- (заря – зори, зорька) без ударения пишется толькоа: заря, зарница, заревой, озарять, озарение (исключения: зорянка, зоревать).
8) В корнеpacт- – рос- (расти – росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращённый, сращение); перед с без последующего тпишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль.
9) Кореньравн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; кореньровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.
10) Кореньмак пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, бумага промокает, вымокнуть (под дождём), промокательная бумага, промокашка.
11) Для проверки правописания корневой гласной о или а нельзя пользоваться словамя с суффиксами-ыва- – -ива-, так как в словах с этими суффиксами корневое о обычно чередуется с ударным а. Например, для проверки правописания корневой гласной в словах опоздать, опоздание нельзя брать слова опаздывать, опаздывание. а нужно взять поздний, поздно, позже.
§ 106. Корни с чередованием е – а.
В следующих корнях гласные е – и чередуются:бер- – бир- (беру – собираю),дер- – дир-(дерёт – сдирает),мер- – мир- (умереть – умирать),пер- – пир- (запереть – запирать),тер- – тир- (стереть – стирать), жёг- –жиг- (зажёг – зажигать),стел- – стил- (стелить – подстилать),блест- – блист- (блестеть – блистать). Для правописания корней с чередованием е – и надо иметь в виду следующее:
1) Корни, имеющиеся в глаголах соберу–собираю, сдеру-сдираю, постелю – постилаю, умереть – умирать, запереть – запирать, стереть – стирать, прочесть – прочитать, обжечь – обжигать, блестеть – блистать, пишутся с буквой и (вместо е), когда после корня следует суффикс -а.
Исключение: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.
От перемены приставки в глаголе написание корня, конечно, не меняется: разберу – разбираю, выберу – выбираю; счесть – считать, вычесть – вычитать и т. д.
2) Слова дитя, дитятко пишутся с буквойи, хотя во множественном числе дети.
3) Другие случаи чередования. Для правописания важно заметить корни с чередованиема(я) – имили а(я) – ин. Сочетания звуков им или ин (с буквой и) бывают в этих корнях в том случае, когда за ними следует суффикс -а-: сжать – сжимать, примять – приминать, пожать – пожинать, начать – начинать, проклясть – проклинать, распять – распинать.
Упражнение 115. Объясните правописание слов, выделяя их корни.
Соприкосновение, касательная; располагаться, расположиться; раскланяться, поклоняться, склоняться; загар, загореться; сотворение, творец; плавник, поплавок, плавучий; заря, зори, озарение; порастёт, поросла, вырастить, выращенный, возраст, поросль, отрасли; сравняться, разровнять, равнина; обмакнуть, размокать.
116. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание чередующихся гласных.
Прик…саться к проводам, прик...снуться к проводам, провести к...сательную; изл...гать содержание, имя прил…гательное, возл…жить венок; прекл…няться перед кем-нибудь, скл...нение существительных; заг...рать на солнце, заг...релый мальчик, покрываться заг…ром, двигатель внутреннего сг.-рания; пл...вучий док, пробковый попл...вок, выпл...вка металла, спл…влять лес, лучший пл...вец; далёкие з...рницы, вечерняя з...ря, утренняя з...рька; выр...стить кукурузу, молодая п...росль, нар...стание скорости, почтенный возр…ст, зелёные водор...сли, отр...сль промышленности; р...вномерное движение, р…вняться на передовиков, широкая р…внина, подр…внять клумбы, выр... внять дорожки; обм...кнуть булку в сметану, ботинки пром…кают, пром…кательная бумага.
117. Напишите рядом с глаголами несовершенного вида глаголы совершенного вида. Пользуясь правилом о правописании безударных гласных, проверяйте, какую гласную надо писать в корне.
Размалывать – размолоть (размол), раскалывать, выпалывать, распарывать, разматывать, отказывать, отстаивать, останавливать, уплачивать, отгораживать, рассаживать, вылавливать, удваивать, рассматривать, проглатывать, вытравливать, оспаривать, выстраивать, настаивать.
118. Напишите следующие слова, выделяя корки и устно объясняяих правописание.
1) Выжечь – зажигалка, прижигание; вычесть – вычитание, сочетание; умирание – замерло; растереть – растирание.
2) Понятие – понимание; заклятие – заклинание; внятный – внимание, внимательный; начало – начинание; сжатие – сжимание, разжимание.
Сделайте полный морфологический разбор слова прижигание.
119. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни, в которые вставляете буквы.
1) Это был старый, др...мучий бор, которого не к...садись ещё п...ла и топор лесного барышника... (Кор.) 2) А где до прибыли к...снётся, не только там гусям – и людям дост...ётся. (Кр.) 3) И се – р...внину огл...шая, д...лече грянуло ура. (П.) 4) У ног моих тянулась узкая д...лина. (Т.) 5) Погиб и кормчий, и пл…вец. (П.) 6) Шумят и пенятся в...лы, и надо мной кр...чат орлы, и ропщет бор. (П.) 7) По сторонам бежали конские табуны и ст...да в...лов. Околоних ск...кали ногайские пров…дники в бурках и с арканами. (П.) 8) Г...рит восток з...рёю новой. Уж на р...внине по х...лмам гр...хочут пушки. (П.) 9) Подобно св...ркающему металлу бл...стают вкось оз...рённые деревянные крыши. (Г.) 10) Из искры возг...рится пламя! (Одоевский.) 11) Иди же к невским берегам, н...ворождённое тв...ренье. (П.) 12) Народ отвык в нас видеть древнюю отр...сль в...инственных вл...стителей своих. (П.) 13) Ты рать Литвы при Шуйском отр...жал, ты видел двор и роскошь Иоанна. (П.) 14) Но явно счастье б...евое служить уж нач...нает нам. (П.) 15) Гляжу: подн...мается медленно в гору л...шадка, в…зущая хворосту воз. (Н.) 16) Ст...пные места бывают чудно хороши в..сною своею p...скошною, свежею р…стительностью. Сочными, пышными, высокими травами и цв...тами покрыта чернозёмная почва, особенно по д...линам и р...внинам, между перелесками. (А.) 17) Остальная часть её лица едва заг...рела тем золотым загаром, который прин...мает одна тонкая кожа. (Т.) 18) Молодой человек всё это время молчал, краснел, переб...рая носовой платок и что-то соб…рался сказать. (Герц.) 19) Миша был в куртке, из которой успел в несколько месяцев выр...сти. (Герц.)
§ 107. Правописание букв о или е в корнях слов после шипящих.
После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишетсяё(е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляетсяе: шёл – шедший, жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, чёт, зачёт, отчёт, счёт – вычет, щёголь – щеголять и т. п.
По этому же правилу пишутся слова с затемнёнными корнями или суффиксами, т. е. такими, которые, если их выделить, не имеют смысла, например: дешёвый – дешевле, решётка – решето.
Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования се: зажор (затор льда во время ледохода), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть), жом (пресс), жох (пройдоха), джонка (лёгкое судно), мажорный (бодрый), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь), шорох, чопорный,чохом(оптом, без счёта) и т. п.
То же правило применено к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечания. 1. Заметьте исключения: принято писать о в существительных ожог, поджог (в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг) и в наречии вечор.
2. В словах жёлудь, жёлоб, чёрт, шёпот до недавнего, времени по традиции часто писалось о; в настоящее время, в соответствии с общим правилом, следует писать е(е) (сравните: жёлудь – желудей, жёлоб – желоба и т. д.).
3. В заимствованных словах буква о послежиш бывает и без ударения: жокей, жолнёр, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия (и в производных от этих слов: жокейский, шоколадный и т. п.).
Упражнение 120. Перепишите, вставляя о или е.
1) Пош...л старик к синему морю. (П.) 2) В роще ш...рох утихает. (П.) 3) Моет ж…лтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Д.) 4) Приш...л невод с травою морскою. (П.) 5) Глядит она тихонько в щ...лку. (П.) 6) Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более нап...рстка. Я гладил всё его. Как ш...лковая ш...рстка! (Гр.) 7) «Ax ты, обж...ра, ах, злодей!» – тут повар Ваську укоряет. (Кр.)8) Мягко стелет, да ж...стко спать. (Посл.) 9) Пред ним широко река неслася; бедный ч...лн по ней стремился одиноко. (П.) 10) Здесь ведьма с козьей бородой, тут остов ч...порный и гордый. (П.) 11) Сижу за . реш...ткой в темнице сырой. (П.) 12) Веч-..p, ты помнишь, вьюга злилась. (П.) 13) В густой тени лесных трущ...б таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины. (А.) 14) Кухарка подала к столу полную тарелку крыж...вника. (Ч.) 15) Я говорил ш...потом, чтобы не потревожить лежавшего танкиста. (Б. П.) 16) Издали город Нью-Йорк кажется огромной ч...люстью с неровными ч...рными зубами. (М. Г.) 17) Стены домов однообразно окутаны реш...тками железных балконов и лестниц. (М. Г.)