Конструктивный принцип функционального стиля
(доминанта функц. стиля) – свойственный тому или другому функц.стилю ведущий принцип отбора языковых средств и их текстовой организации, обусловленный базовымиэкстралингвистическими стилеобразующими факторами (см.) и тем самым создающий спецификуфункц. стиля. К. п. определяет и характерные для данного функц. стиля основные стилевые черты. К. п.может быть простым ("одномерным") и сложным, объединяющим два и более взаимосвязанных способаотбора и сочетания языковых средств как двуединство, и отсюда – ряд основных стилевых черт (см.). Так,К. п. науч. стиля, формирующий его специфику, представляет собою единство отвлеченно-обобщенности иподчеркнутой логичности (как текстовую реализацию процесса познания и доказательства истиныпосредством понятийно-логической формы мышления)
Языковые параметры ФС:
Стили:
Разговорный
подстили: разговорно-обиходный, разговорно-профес - сиональный и др.;
сфера использования: бытовое общение, общение в непринужденной обстановке;
адресат: хорошо знакомые люди, члены семьи, одноклассники, коллеги и др.;
цель : общение, поддержание личных связей;
основные речевые жанры: дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частная переписка (письма);
языковые особенности стиля: обиходно-бытовая разговорная лексика, эмоционально-оценочная лексика и фразеология; упрощенность синтаксиса, редкое использование причастных и деепричастных оборотов; активное употребление неполных предложений; использование обращений, междометий, вводных единиц.
2. Книжные: научный стиль
подстили: собственно-научный, или академический; учебно-научный, научно-популярный;
сфера использования:наука, образование, просвещение;
адресат: специалисты в данной научной области; учащиеся, широкий круг читателей-неспециалистов;
цель : сообщение научных фактов, их объяснение; изложение основ наук и популяризация научных знаний;
основные речевые жанры: научные статьи, доклады, диссертации, монографии, учебники и учебные пособия, статьи в научнопопулярных изданиях;
языковые особенности стиля: использование терминологии; употребление слов в основном в прямых значениях; преобладание абстарактной лексики с доминированием сущ-х, в т.ч. отглагольных; редкое использование образных средств (за исключ. науч.-популярного стиля); небольшое число глаголов и прилагат.; усложненность синтаксиса, значительное количество средств связи.
Литературно-художественный стиль обслуживает художественно-эстетическую сферу деятельности человека. Основные функции этого стиля: а) эстетическая, б) воздействующая (влияние с помощью образов на мысли и чувства), в) коммуникативная.
Подстили и жанры:
1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;
2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия;
3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.
Стилеобразующие черты:
1) образное отражение действительности;
2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов);
3) эмоциональность;
4) экспрессивность, оценочность;
5) индивидуальный стиль, почерк автора;
6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты).
Общие языковые особенности литературно-художественного стиля:
1) сочетание языковых средств всех других функциональных стилей;
2) подчинённость использования языковых средств в системе образов и замыслу автора, образной мысли;
3) выполнение языковыми средствами эстетической функции.
Языковые средства художественного стиля:
1. Лексические средства:
1) неприятие шаблонных слов и выражений;
2) широкое использование слов в переносном значении;
3) намеренное столкновение разностильной лексики;
4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской;
5) наличие эмоционально-окрашенных слов.
2. Фразеологические средства - разговорного и книжного характера.
3. Словообразовательные средства:
1) использование разнообразных средств и моделей словообразования;
2) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.
4. Морфологические средства:
1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;
2) частотность глаголов;
3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;
4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;
5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;
6) широкое употребление прилагательных и наречий.
5. Синтаксические средства:
1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;
2) широкое использование стилистических фигур.
3. Официально-деловой
подстили: собствнно-канцелярский, законодательный и др.;
сфера использования: законодательство, делопроизводство, админ.-правовая деятельность;
цель : сообщение, информирование, управление;
основные речевые жанры: законы, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления и др.;
языковые особенности стиля: использование фраз-клише и штампов, спец. канцелярской лексики; употребление слов только в прямых значениях; использование спец. сокращений и аббревиатур; полное отсутствие эмоц. лексики и образных средств; явное преобладание сущ. над глаг.; усложненноссть синтаксиса, большое количество однород. и обособл. конструкций .
адресат: граждане и организации, вступающие в деловые отношения;