Общая характеристика разговорной речи
Вопросы для обсуждения
1. Что изучает коллоквиалистика и почему она выделяется в особую дисциплину?
2. Что включается в понятие “разговорность”?
3. Являются ли, с вашей точки зрения, понятия “разговорная речь” и “разговорный функциональный стиль” тождественными? Ответ аргументируйте. Как представлен этот вопрос в трудах чешских лингвистов и в монографии “Русская разговорная речь”?
4. Какова доминанта разговорного стиля и как она влияет на специфику категорий разговорных текстов (тематическая цепочка, логическая цепочка, тональность, оценочность, темпоральность, локальность)?
5. В каких языковых особенностях отражается доминанта разговорного стиля?
6. Какова жанровая структура разговорной речи?
7. Какова роль невербальных средств в сфере разговорного стиля?
8. Что такое языковая игра? Какие виды языковой игры используются в сфере РР?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Земская Е.А. и др. Русская разговорная речь. - М., 1981. - С.5 - 40 (иметь краткий конспект).
2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - §§136 - 137.
3. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983. - Гл. V.
4. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1974. - С.6 - 41.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С. 319-321, 657-660.
6. Стилистика и литературное редактирование/ Под ред В.И.Максимова. М., 2004. С. 57-82.
Дополнительная
1. Капанадзе Л.А. Две реальности, или Русская разговорная речь в зеркале видеоклипа // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Сб. - М., 1996. - С.232 - 235.
2. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий . - Свердловск, 1990. - С. 112- 132.
3. Пиз А. Язык телодвижений. - Н.Новгород, 1992.
4. Мико Ф. Характер разговорности и разговорного стиля // Новое в заруб. лингвистике. Вып. ХХ. - М., 1988. - С.232 - 242.
5. Барнет В. Дифференциация национального языка и социальная коммуникация // Новое в заруб. лингвистике. Вып.ХХ. - М., 1988. - С.188- 198.
6. Дементьев В.В. Традиции изучения жанров русской РР в саратовской лингвистике // Проблемы речевой коммуникации. – Саратов, 2003. С. 83-96.
7. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Тема пищи в жанрах РР // Там же. С. 106-112.
8. Иванчук И.А. Разговорность публичной речи носителей элитарного типа речевой культуры: некоторые вопросы теории // Там же. С. 167-175.
9. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Современная городская коммуникация // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) - М., 2000. С 345- 359.
ЗАДАНИЯ
Задание 1 . Выполните упражнения 1, 3, 5, 6, 11 на с.25-37 из «Практикума по курсу Стилистика и литературное редактирование» / Под ред. В.И.Максимова. – М., 2004.
Задание 2. Используя материалы монографии “Русская разговорная речь. Тексты”, сделайте анализ языковых особенностей разговорной речи (2 - 3 текста)*
* Можно использовать материалы Приложения в монографии «Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995)»- М., 2000. С 359- 381.
Задание 3. Попытайтесь по аналогии с записью текстов в монографии сделать запись фрагмента любой теле- или радиопередачи (в идеале - с помощью видео- и аудиоаппаратуры). Охарактеризуйте параметры речевой ситуации, речевое поведение участников, проанализируйте их дискурс в аспекте разговорности. Попытайтесь определить, к какому типу речевой культуры принадлежат говорящие.
Задание 4. Подготовьте сообщения по видам и приемам языковой игры, используемым в РР (см.источник 3 в основной литературе).
Задание 5. Подготовьте сообщения по статьям, указанным в Дополнительной литературе (6,7,8,9).
Задание 6.
Занятие 10
Стилистика рекламы.
Вопросы для обсуждения:
1. Как может быть охарактеризована реклама с филологической точки зрения?
1. Что и с какой целью изучает стилистика рекламы?
2. К какому типу речевой культуры, монологическому или диалогическому, относится рекламный текст ? Какой спецификой он обладает? (Отношение к другим видам речевого воздействия, отношение к нормативности и т.д.).
3. Какие психологические механизмы лежат в основе рекламы и как они отражаются в композиции и языке рекламного текста?
4. Какие формы, виды и жанры рекламы существуют?
5. Какими средствами создается в рекламе имидж товара, услуг, фирмы?
6. Наблюдаются ли и если да, то какие, отличия в рекламных текстах, представленных в печатных и электронных средствах массовой информации?
7. Чем является реклама по отношению к системе функциональных стилей современного русского языка?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С.297 - 319.
2. Золотова О.Н. Некоторые особенности восприятия рекламных текстов // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. - Тверь, 1994. - С. 126 - 128.
3. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004. С. 155 – 165.
4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С 635 – 642.
5. Михальская А.К. Основы риторики. - М., 1996. - С. § 37.
Дополнительная:
1. Кохтев Н.Н. стилистика рекламы. – М., 1991.
2. Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. – Киев, 1997.
3. Ученова В.В. и др. Реклама: палитра жанров. – М., 2000.
4. Феофанов О.А. США: реклама и общество. - М., 1974. - С. 38 - 50.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Ниже приведены рекламные тексты. Определите, к какому виду и жанру они принадлежат; спрогнозируйте возможную эффективность рекламы и средства ее достижения (композиция , особенности языкового выражения, графический ряд и т.п.).
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПРЕДКВАЛИФИКАЦИИ Заем №3872 - RU Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) заем, направленный на покрытие расходов по Чрезвычайному проекту по ликвидации нефтяного загрязнения в Республике Коми и связанных с ним последствий. Планируется, что часть средств Займа будет направлена на осуществление платежей по контрактам, описанным ниже как тендерные пакеты 1 и 2. По поручению ОАО “Коминефть”, являющегося бенефициаром Займа, компания Geningconsult, консультант ОАО “Коминефть” по управлению Проектом и закупкам, настоящим приглашает заинтересованные компании к подаче заявок на предквалификацию по следующим тендерным пакетам: Тендерный пакет 1 Реабилитационные работы на нефтепрово Харьяга - Усинск Тендерный пакет 2 Телекоммуникация и СКАДА Соискатели могут принимать участие в предквалификации по любому тендерному пакету, но должны представить отдельную заявку на предквалификацию для каждого тендерного пакета. Успешный участник торгов по каждому тендерному пакету будет выполнять все инженерные, закупочные, строительные и другие работы, необходимые для надлежащего исполнения контракта. Для тендерного пакета 1 будут использованы стандартные документы Всемирного банка для торгов на закупку работ, а для тендерного пакета 2 - тендерные документы на поставку и монтаж завода и оборудования. Заинтересованные соискатели могут получить дальнейшую информацию и детальные предквалификационные вопросники на английском и русском языке по представлении письменного запроса по нижеуказанному адресу: Генинжконсалт Проспект Вернадского, 29, офис 1206 117331 Москва, Россия Тел/факс: (095) 131 - 4466/6667/138-2670 Контактное лицо: Сергей Андриенко, директор проекта Предквалификационные вопросники можно будет получить начиная с 25 ноября 1996 года. Заявки на предквалификацию должны содержать детальную информацию, как это описано в предквалификационном опроснике, и должны быть доставлены в адрес Geningconsult не позднее, чем 20 января 1997 года. |
А. Б.
Задание 2. Используя в качестве образца Таблицу III на с.65 в “Основах риторики” А.К.Михальской, проанализируйте телерекламу (не менее трех роликов).
Примечание: Желательно обратиться к рекламной практике различных телеканалов, включая местные.
Задание 3. Сделайте полный стилистический анализ выбранного рекламного текста.
Задание 4. Вас пригласили в рекламное агентство. Докажите, что Вы здесь необходимы.