ЗАДАНИЕ № 8. Выберите один из паронимов, наиболее соответствующий контексту. Мотивируйте свой выбор
1. На участке значительная часть почвы (каменная – каменистая).
2 Я (оцениваю – расцениваю) ваше выступление как клевету.
3. Все ее странные поступки продиктованы непомерным самомнением и (гордостью – гордыней).
4. Молодая актриса сыграла (главную – заглавную) роль в спектакле по роману Ф. М. Достоевского «Идиот».
5. Хоккеисты «Сибсканы», напряженно тренируясь, (обрели – приобрели) свое лицо.
6. На ярмарке представлена большая коллекция красивой и (практичной – практической) обуви.
7. Пока шло расследование, злоумышленник надеялся, что его (поступок – проступок) останется безнаказанным.
8. Командир батальона (сыскал – снискал) уважение и добрую славу, как человек честный, умный и принципиальный.
9. Многие русские танцовщики получили (большую признательность – большое признание) за рубежом.
10. Качество новых автомобилей улучшено за счет некоторых (конструкторских – конструктивных) решений.
11. В полку царило (воинствующее – воинственное) настроение.
12. Студент быстро (усвоил – освоил) материал.
13. Я собираюсь (представить – предоставить) свою работу на конкурс.
14. Он дал нам настолько (дипломатичный – дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него.
15. На мебель были (одеты – надеты) чехлы.
16. Руководитель предприятия, утверждая документацию, ставит на ней свою (подпись – роспись).
ЗАДАНИЕ № 9. Пользуясь словарем иностранных слов (см. список рекомендуемой литературы по теме), определите лексическое значение следующих заимствований.
Автаркия, брифинг, брокер, верификация, дебитор, депозит, дилер, дилемма, дистрибьютор, инкриминировать, инсинуация, истеблишмент, консалтинг, конформизм, копирайт, легитимный, модератор, мониторинг, паблисити, реноме, сервер, фиаско.
ЗАДАНИЕ № 10. Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведенных ниже предложениях? Там, где это целесообразно и возможно, замените заимствованные слова русскими синонимами.
1. Ночному клубу требуется менеджер по клинингу. Опыт работы в клининге от 2 лет!
2. Мой бойфренд отказался сегодня идти в кино.
3. 2007 год оказался богатым на новинки «хай-тек» для трендсеттеров всего мира.
4. Срок действия договора может быть пролонгирован.
5. Услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политической сфере.
6. Депутат Иванов в довольно брутальной форме поговорил с министром сельского хозяйства.
7. Тинейджеры одной из московских школ организовали акцию «Мы против наркотиков».
8. На собрании обсуждалась легитимность предлагаемых проектов.
9. По правилам футбола, голкипер может брать мяч в руки только в границах своей штрафной площади.
10. Мне известна плеяда военачальников, которые вообще не способны руководить.
ЗАДАНИЕ № 11. Ниже приводятся предложения из художественной литературы без употребленных в них фразеологических единиц. Вставьте в эти предложения наиболее подходящие в стилистическом отношении фразеологизмы из синонимических единиц, заключенных в скобки. После выполнения задания ваши варианты сверьте с авторскими.
1. Брызгая водой, он без умолку говорил о походе, о товарищах и о том, что теперь можно ни о чем не думать и ... (лодыря гонять, валять дурака, бить баклуши) до сентября (В. Осеева).
2. – Нет, папа, ни за что на свете … (ни за какие коврижки, ни за какие сокровища) я не явлюсь перед Берестовыми (А. Пушкин).
3. Иной человек выбьется из сил, да глянет на ту девушку, на легкость ее, на красоту, улыбнется она тому человеку, будто одарит его ... (ни за что ни про что, за здорово живешь) полным счастьем, – и тот человек начинает работать – как герой (К. Паустовский).
4. – Вот я должна изобразить ее ... и, конечно, вы правы, я не передаю самого главного, какой она была. Это, наверное, мне ... (не по силам, не по зубам) (В. Лидин).
5. Нам в редакции кажется, что товарищ Строгов ... (сделал из мухи слона, сгустил краски) в том месте своей статьи, где он говорит об отставании уровня научной работы (Г. Марков).
6. «Ну что, как живете? – начал он, обращаясь к мрачным людям. –
(Между молотом и наковальней, между Сциллой и Харибдой, меж двух огней), видно, не сладко! С обоих концов жмут, а?» (Н. Вирта).
7. – Скажи, Цветаев, за что ты на меня зуб имеешь? Почему я тебе … (не по нутру, не по душе) пришелся? (Н. Островский).
Фразеологизмы, употребленные авторами: бить баклуши, ни за какие сокровища, ни за что ни про что, не по силам, сгустил краски, меж двух огней, не по нутру.
ЗАДАНИЕ № 12. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др.).
1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Он не из робкой десятки. 4. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 5. Все у них было шито-крыто белыми нитками. 6. После этого случая я могла бы спокойно почивать лавры. 7. Аферисты обирали доверчивых граждан до ниток. 8. Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам. 9. Не мог сидеть, сложив руки. 10. Его жизнь полна тревог, лишений, страданий. Он прошел сквозь огни и воды. 11. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 12. Гнать надо каленой метлой таких руководителей. 13. У этого кризиса еще будет девятый вал – к Кассандре не ходи. 14. После приезда мамы жизнь у нас стала бить другим ключом. 15. Не за горой тот день, когда спад производства прекратится.