I. Нормы русского литературного языка
Комплекты олимпиадных заданий
Олимпиады по русскому языку
Класс
I. Нормы русского литературного языка
1. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
2. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.
3. Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
II. История русского языка
1. Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?
2. Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
3. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца
4. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.
III. Язык художественного произведения
1. Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
2. Перед вами фрагменты разных текстов. Внимательно прочитайте их, сравните и определите, какой художественный прием лежит в основе их построения.
1) Не морозом ретивое сердце познобило Познобило сердце тоской-кручиной. (Народная песня) | 2) Закатилось красно солнышко До самой до земли; Мне не видывать милёночка До самой до зимы. (Частушка) |
IV. Современный русский язык
1. Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.
Б) Определите части речи в данном двустишии.
2. Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек,
otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как будет по-турецки: двадцать островов? люди?
3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:
разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
4. Объясните значение следующих фразеологизмов:
Недремлющее око
Дворянское гнездо
5. Почему местоимения его, её,могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?
6. Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине».
Проведите пунктуационный анализ. Свой ответ аргументируйте.
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил
Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова
7.Какие этимологические словари русского языка вы знаете? Как строится словарная статья в этимологических словарях?
8. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.
V. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре заметки в газету на тему: «Книга».
Класс
I. Нормы русского литературного языка
1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:
Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш
Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.
2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое
3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].
4. Даны слова:
моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.
В каких словах пропущена буква н?