Употребление двоеточия и тире
Двоеточие ставится | Тире ставится |
1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то:уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.) | 1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства. (Г.) |
2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет: 1) работу ревизионной ко миссии одобрить; 2) вынести благодарность членам комиссии. | 2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами: Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. (Ч.) |
404.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.
L 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах
балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Аре.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Аре.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.) II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ,) 4) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских докладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.) 7) Пушкиногорье... Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен рас-
крыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)
405. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объ
ясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.
1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей останов л яют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.
(А. Пушкин)
406. Спишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и
союзом как ... так и или не только ... но и.
1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шахматам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены и по лёгкой атлетике, и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.
407. Спишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены
подчеркните одной чертой, обобщающие слова — двумя, союзы
между однородными членами — волнистой линией.
1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Ни-кифорович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зелёного и синего стекла разные серебря..ые кубки позолоче..ые чарки всякой работы венецианской турецкой черке..кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от.хкивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величестве..ы но немногосложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Радость жизни во всём я ловлю в звёздном небе в цветах в ароматах. (Бун.) 10) Тихий сумеречный час шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.) 11) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 14) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)
408. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите средства связи предложений в тексте.
Глубина пост, .жения человеческой души аф. .ристич-ность стиля изящество и пластичность всё это относится и к прозе Ахматовой заметкам очеркам дневниковым записям сери., статей о Пушкине размышлениям о поэтах (современниках) наблюдениям над природой поэтического творчества. Всё это имеет самостоятельное значение и чи-тает(?)ся с таким же интересом как и поэтические произведения составляя с ними одно целое. И убеждаеш(?)ся за всем к чему пр. .к. .салась рука Ахматовой стоит её лич(?)ность исполне..ая величия женстве..ости мужества красоты. (По Л. Озерову)
409. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Прочитайте последнее предложение. Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.
Долго существовало мнение о камерности поэзи.. Ахматовой, об её интимност.. об ограниче..ости её мира который называли «комнатным». По правде говоря сама А. Ахматова д..вала повод для такого рода суждений
И не был мил мне
голос человека, А голос ветра
был понятен мне.
Ахматова полемически отделяла от себя «голос человека» и тем самым возводила на себя напрасл..ну. Зря! С годами «голос человека» и человечества звучал в её поэзи.. всё более внятно всё более убедительно. Она слышала всё голос п..чали радости тревоги заботы раздумья скорби. Голос самой души человеческой.
И после революци.. она не отк..залась от круга своих образов природа любовь бытие смерть культура. Но под ними в основани.. их уже нах.-дилась жизнь нашего общества и мира в целом. Личность поэта пож..лавшего рассказать всему миру о своём потр..сё..ом сердце о своей влюблё..ости обр..тает характер всеобщност.. и исторической значительности если перед нами действительно поэт... Лирика большой личности всегда — рано или поз(?)но — пр..обр..тает характер всеобщности. (По Л. Озерову)
§ 73. ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Несколько определений при одном и том же члене предложения не всегда бывают однородными.
Определения являются однородными и отделяются друг от друга запятой, если каждое из них относится к определяемому существительному непосредственно, например: 1) Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевыеи жёлтыелилии. (Аре); 2) Наступила дождливая,грязная, тёмная осень. (Ч.) Однородные определения перечисляют разновидности одного предмета (1-й пример) или характеризуют предмет с одной стороны (2-й пример).
Между однородными определениями обычно можно вставить союз и.
Определения являются неоднородными и не разделяются запятой, если стоящее впереди определение относится не непосредственно к существительному, а к словосочетанию этого существительного с ближайшим определением, например: Длинный товарный поезд уже давно стоит у полустанка. (Ч.) Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, и между ними нельзя вставить союз и.
Примечание. В некоторых случаях понимание определений как однородных или неоднородных резко изменяет смысл высказывания, ср., например: По улицам города начали курсировать новые, современные автобусы (прежние не были современными). — По улицам города начали курсировать новые современныеавтобусы (увеличилось число современных автобусов). В первом предложении определение современные имеет уточняющее значение (новые, а именно современные), во втором — оно этого уточняющего значения не имеет, ср.: Он [Карл] шёл путём, где след оставил в дни наши новый, сильный враг. (П.)
410. Прочитайте. Укажите однородные и неоднородные опреде
ления. Объясните пунктуацию.
1) На дворе во всей своей холодной, нелюдимой красе стояла тихая морозная ночь. 2) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум. 3) В тёмные окна стучали крупные дождевые капли... Было холодно, чувствовалась резкая неприятная сырость. 4) Дорога отлого спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.
(Из произведений А, Чехова)
411. Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните
расстановку знаков при однородных и неоднородных определе
ниях.
1) В старом загородном парке тихо... Медленно падает на землю жёлтый убитый осенью кленовый лист. (Н. О.) 2) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. (Пауст.) 3) Она [Маша] привезла из города новые иллюстрированные журналы. (Ч.) 4) Она хотела выйти он остановил её жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу. (Л. Т.) 5) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы. (Обр.) 6) Перу старинной нет охоты
марать летучие листы; другие хладные мечты другие строгие заботы и в шуме света и в тиши тревожат сон моей души. (П.) 7) Всюду между кустов... мелькали белые красные сизые рубахи. (Г.) 8) Яркий блестящий радостный свет лился потоками из её преобразившегося лица. (Л. Т.) 9) Был серенький промозглый ветреный день. (Пол.) 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце стоявшее на комоде. (Дост.) 11) Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной корой. (Ч.) 12) Крупные тяжёлые капли висели на глянцевитых ветках кустов. (Пол.) 13) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. (Акс.) 14) Наступила дождливая грязная тёмная осень. (Т.)
§ 74. СОГЛАСОВАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
1. 1. Сказуемое при однородных подлежащих, не свя
занных союзами или связанных соединительными союза
ми, ставится во множественном или в единственном числе.
а) Если сказуемое стоит после однородных подлежа
щих, то оно ставится во множественном числе: Тишина и
теплота ночи былиневыразимо приятны.(Гонч.)
б) Если сказуемое стоит перед однородными подлежа
щими, то оно ставится или во множественном числе, или в
единственном (в последнем случае сказуемое согласуется с
ближайшим подлежащим): 1) Сзади верхами ехали Карл,
охотники и егеря. (А. Н. Т.); 2) На улице всё громче слы
шаласьмузыка, бубны, голоса. (А. Н. Т.)
Сказуемое обязательно ставится во множественном числе, если обозначает действие, совершаемое несколькими лицами {съехались, собрались, сошлись, примчались и др.): Летом на каникулы съезжалисьиз родных городов сын Пётр, дочь Лидия и товарищ Петра Николай.
2. Если однородные подлежащие связаны противитель
ными или разделительными союзами, сказуемое ставится в
единственном числе: 1) Не сам хозяин, а его сын встре
тилнас у ворот дома; 2) Иногда мёртвой змеёй про
плывётжердь или бревно. (М. Г.)
П. Определение, относящееся к нескольким определяемым, может стоять или в единственном, или во множест-
венном числе. Обычно такие определения употребляют всё же в единственном числе: 1) Дикий гусь и утка прилетели первыми. (Т.); 2) Вражду и плен старинныйсвой пусть волны финские забудут. (П.) Однако обособленные определения ставятся во множественном числе: Первая рота и батарея миномётов, отставшиево время переправы, догнали нас только к вечеру.
III. Существительное, имеющее при себе несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, стоит обычно в единственном числе: Количество учащихся в средней и высшей школе растёт. Множественное число употребляется, если существительное стоит впереди определений или если нужно подчеркнуть, что предметов было несколько: 1) Студент хорошо изучил языкичешский и польский; 2) Он прошёл на гумно, скотный и конный дворы.(Л. Т.)
412. Назовите однородные члены предложения и укажите, каки
ми частями речи они выражены. Объясните согласование сказуе
мого с подлежащим и определений с определяемыми словами.
1) С берега сквозь шум машины неслось рокотание и гул. (Кор.) 2) Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. (Л. Т.) 4) При сих словах поднялся шум и толки; кричат медведи, тигры, волки. (Кр.) 5) Ни бранный шум, ни песня молодой черкешенки уж там не слышны боле. (Л.) 6) На лице у него попеременно выступал не то страх, не то досада. (Гонч.) 7) Издали Владимир услышал необыкновенный шум и говор. (П.) 8) Лампа и письменный прибор, стоящие на столе, слегка покрылись пылью. 9) Сидим, болтаем; близится вечер и белая ночь у Белого моря. (Пришв.)
413. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостаю
щие знаки препинания, объясните их употребление при однород
ных членах. Составьте схемы предложений второго абзаца. Выде
ленные слова разберите по составу.
Лена могучая сибирская река, длина её 4500 километров. Истоки Лены находятся в Байкальских горах, на
высоте 1200 метров над уровнем моря. В красивых лесистых берегах принимая то справ., то слев.. притоки Лена в своём стремительном беге на север постепенно р..стёт увеличивается. При впаден.. в море Лаптевых Лена разделяет свои воды на многочисле..ые протоки. Пески мели извилистый фарватер всё это затрудняет судоходство в дельте Лены.
Лена как в верхнем так частью и в среднем течении чрезвычайно живописная река. Гористые берега то круты и обрывисты и состоят из красного песча..икато волнисты. С гор во многих местах сбегают в реку тёплые минеральные ключи. И направ.. и налев..от берегов сплошные гряды покрытых лесами гор.
Лена главная судоходная артерия Восточной Сибири она имеет огромное значение для интенсивно развевающегося хозяйства огромной тер..тории.
Тут нашими геологами найдены большие запасы полезных ископаемых золота и олова слюды и ц..нка каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пути доставляют различные машины оборудование жилые дома научные приборы продукты и различные промыш-ле..ые товары. (По материалам газет)