Стилистические свойства и особенности употребления предлогов
Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи и нек. др.
Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных (см. выше); эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.
Приведём примеры, иллюстрирующие все перечисленные случаи.
При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.– предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предл. падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: Он скучает за вами; она тоскует за тобой.
В современном языке всё шире развивается употребление после указанных глаголов «чувства» предлога о с предложным падежом: тужито сыне, тоскуето муже, скучаето братеи т. п.
После глаголов сдвиження» (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлогпо употребляется с дательным падежом: ходилпо лугу (по лугам), гулялпо лесу (по лесам), бежалпо берегу (по берегам), двигалсяпо рельсам, взбиралсяпо лестнице (по лестницам), бродилпо полю (по полям)и т п.
Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь», например: поистечении срока, по прибытии на место,по окончании школы,по приезде в город. Раньше наряду е предложным падежом употреблялся дательный падеж, например: Я уже писал царю тотчас по окончанию следствия. (П.) По короткому совещанию решили... (Г.) Теперь употребление дательного падежа в подобных сочетаниях считается ошибочным.
После предлогапо местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например:По скольку тетрадей дали каждому ученику?По нескольку суток пропадал из дома. (Допустим также вин. пад.: по сколько, по несколько).
Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., .употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четырекарандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей): 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, пять,... десять.... двадцать, ...сорок, ...пятьдесят, ...девяносто, сто (выдали по одному, по пяти, по сорока, по пятидесяти, ...): в современном языке получают всё большее распространение сочетания с винительным падежом: по пять, по десять, по пятьдесят, которые до недавнего времени оценивались как просторечные; 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы(по пятисот, по шестисот, по семисоти т. д.,по полтора, по полторы).
В последнее время предлогпо активно употребляется вместо других предлогов, а также используется в конструкциях, которые раньше были беспредложными, например: программапо литературе (вместо программа литературы), лекцияпо истории(вместо лекция об истории), совещаниепо животноводству, соревнованияпо плаванию, мастерпо ремонту (сравните: совещание о животноводстве, соревнования в плавании, мастер ремонта) и т. п.
Предлогиблагодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например:благодаря вашему совету,согласно вашему желанию,вопреки вашему предсказанию.
Предлогблагодаря по происхождению является деепричастием. Сравните: 1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаряобильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог).
Деепричастиеблагодаря употребляется с винительным падежом; лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря учителя за помощь и т. п.). Влиянием форм винительного одушевлённого, очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета», «благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является неправильным.
Лексическое же значение предлогаблагодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету..., благодаря солнечной погоде... и т. п. Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника следует считать неудачными.
Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он употреблялся в сочетании с первообразным предлогомс; при этом сочетании существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич,согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным падежом, например:Согласно вашемуприказанию рота на смотр построена. Обороты с предлогомсогласно более свойственны речи деловой, в которой иногда при предлогесогласно встречается родительный падеж (согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.
При предлогевопреки, который по происхождению является наречным, в литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например:Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается ошибочное употребление родительного падежа.
С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:навстречу, подобно, наперекор, например: I) Я бросилсянавстречу брату. 2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении дательного падежа с предлогами навстречуиподобно ошибки встречаются редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлогенаперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлогапротив, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию, но против желания).
Упражнение 351. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже; предлоги, относящиеся к этим словам, подчеркните.
1) Стоял один я в вышине меж(скалы), поросших мохом и лесами. Я был один – меж (я и небеса) лишь ночи тень струилась в тишине. 2) Шли два приятеля вечернею порою и дельный разговор вели между (себя). (Кр.) 3) Не тужи по (сны прелестные). (Державин.) 4) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 5) По (небо) крадётся луна. (П.) 6) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Ш.) 7) Начинаю вздыхать по (Михайловское), т. е. по (Тригорское). (П.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска я возвратился в свою часть. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной – тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Сейчас, согласно (единый генеральный план застройки) города, он быстро благоустраивается. (Из газет.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. 15) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно. (П.) 16) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.) 17) Благодаря (масса новых впечатлений) день для Каштанки прошёл незаметно. (Ч.)
352. Укажите, в каком классе и в каком объёме знакомятся учащиеся начальной школы с предлогами.
СОЮЗЫ