Понятие о познавательных универсальных учебных действиях на уроках литературного чтения
ФГОСы устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Ст.7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». [41]
ФГОС НОО утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785), вводится в действие с 1 января 2010 года. С 1 сентября 2011 года Стандарт становится обязательным для всех школ Российской Федерации.
Как известно, начальное образование– это первая ступень общего школьного образования. Основная цель – освоение учащимся элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности. Усвоение младшими школьниками знаний, умений и навыков осуществляется в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя, в ходе которой у школьников развивается желание и умение учиться, формируются основы теоретического мышления, произвольность поведения, способность к дальнейшему усвоению всего богатства содержания социального опыта. Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. [69]
К результатам освоения основных общеобразовательных программ государство и Министерство Образования РФ предъявляет определённые требования, обязательные к выполнению. Эти требования представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования, как уже отмечалось, являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования (не только начального звена), характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.[41]
Стандарт, как уже упоминалось, устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО: личностным, предметным, метапредметным [3]
В своей работе мы рассматриваем один из видов результатов — метапредметные. Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [41] Эти результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Понятие «универсальные учебные действия» рассматриваются какспособность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [41]
В своём исследовании особое внимание мы уделяем познавательным универсальным учебным действиям, которые включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. [3]
В нашем исследовании рассматриваются метапредметные результаты, познавательные УУД, а именно овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т. д.).
Мы выяснили, что же такое анализ и интерпретация. В словаре советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора С.И.Ожегова сказано следующее:
- Анализ:
1. метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.
2. всесторонний разбор, рассмотрение.
- Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-либо.
А соответственно интерпретировать, значит, истолковать, раскрыть смысл, содержание чего-нибудь. [29]
Есть и несколько другие определения данному термину.
Интерпретация (от лат. Interpretatio):
1) В широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык.
2) В искусстве – творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой полемическим): в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
3) Метод литературоведения: истолкование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве и литературоведении основана на принципиальной многозначности художественного образа. [43]
В результате овладения алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие читательские умения, которые описаны в требованиях к планируемым результатам. Выпускник научится:
-определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
-находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: отношения (вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, определять героев произведения...);
-устанавливать взаимосвязи межу событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;
-понимать информацию, представленную в неявном виде: … находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
-интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; [1]
-формулировать простые выводы, основываясь не тексте; находить аргументацию, подтверждающие вывод;
-находить средства выразительности: сравнения, олицетворения, метафору, эпитет (без использования или с использованием терминологии), определяющие отношение автора к герою, событиям;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в неё информацию, но и на жанр, структуру, язык;поямнять прямое и переносное значения слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами и т.д.
Выводы
В результате анализа литературоведческих, психолого-педагогических источников мы пришли к следующим выводам:
1. Сказки о животных и басни имеют как черты сходства, так и различия. В основе этих жанров лежит эпос. Эпос — род литературы, в котором повествуется о героях, их поступках, особенностях характера. В эпических произведениях говорится об уже прошедших событиях (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Сказки о животных — один из древнейших по происхождению жанров литературы. Они возникали тогда, когда человек- охотник, зверолов, скотовод стремился отобразить свои наблюдения за миром зверей. Сначала составлялись простые рассказы о животных, позднее они превратились в сказки.
Животные в сказках разговаривают и действуют, как люди. Возможно, это произошло вследствие того, что люди заметили похожесть между собой и зверями в действиях, поведению. На животных переносятся черты людей: ум, доброта, хитрость. Потом эти черты закрепились за определенными зверями, которые стали их воплощением: лисица – хитрости, волк – жадности и глупости, медведь – доверчивости, заяц — трусливости.
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ.
Героями могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, но это не противоречит его нравоучительному характеру.