Прочитайте предложения. Найдите и справьте ошибки в управлении
1. Главная идея концепции, по мнению авторов, состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на органической взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач.
2. Сейчас космическое землеведение — это использование космических снимков и наблюдений из космоса на изучение рельефа и природных ресурсов суши и океана — превратилось в мощную отрасль науки и производства.
3. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясения, - это наблюдения над состоянием источников подземных вод.
4. Трудно было, конечно, потомкам Франклина провести его юбилей во «франклиновом ключе», однако проведенное в 1967 году в Филадельфии празднование 261-й годовщины со дня рождения Франклина явно удовлетворило это условие.
5. Через иллюминатор корабля космонавт может не просто наблюдать над небесной экзотикой, но и внимательно рассмотреть увиденное, выделить главный, наиболее интересный объект, сделать его зарисовки и описания.
6. Прежде всего для жителей атоллов кораллы создают само жизненное пространство и при этом обеспечивают береговой линии защитой от разрушительного действия прибоя.
3. Запишите слова, синонимичные данным словосочетаниям. Запомните, что сочетания «глагол + существительное (с предлогом или без предлога)» характерны для книжных стилей (научного и официально-делового), а в разговорной речи их использование — это нарушение синтаксической нормы.
Образец: нести дежурство — дежурить, произвести уборку — убрать.
Выходить из строя, прийти в соприкосновение, сделать отступление, вносить коррективы, иметь отличие, иметь место, оказывать воздействие, испытать отклонение, иметь сходство, подвергнуться распаду, дать характеристику, выпасть в осадок, дать подтверждение.
4. ☺ Прочитайте текст. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля. Измените текст так, чтобы он был полностью выдержан а) в разговорном стиле, б) в научном стиле.
- Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка?
- Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном, несомненно, должны быть надеты.
- Можно посыпать овсянку сахаром?
- Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально подобранном контейнере.
- Папа, я не хочу сегодня в школу. Не каждый же день туда ходить!
- Несколькими исследователями было независимо показано, что недостаток школьного образования может впоследствии отрицательно повлиять на способность индивидуума зарабатывать деньги. Кроме того, другие папы сообщали, что, в частности и в особенности, та школа, которой папа платит деньги, является очень хорошей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание, является относительная свобода, которой мама пользуется днем в твое отсутствие, в силу чего имеется возможность уделять внимание лишь бэби и себе самой.
- Но зачем туда ходить каждый день?
- Предыдущее высказывание по данному вопросу игнорируется полностью. Создается впечатление, что в этот момент ты не слушала. Доводы настоящего оратора сводятся к следующему: при отсутствии преимуществ в образовании, которые обеспечиваются регулярным посещением нормальной школы, могут наблюдаться пробелы в знаниях, а этот недостаток, в свою очередь, может привести к бедствиям, проистекающим из недостаточности денежных резервов.
- Папа, бэби плачет. Он всегда плачет.
- Да. Многие подчеркивали, что наш бэби выделяется в этом отношении. Твое наблюдение находится в согласии с сообщениями как мамы, так и дяди Билла. Некоторые другие посетители, однако, которым приходилось изучать это явление на других бэби, оспаривали очевидную уникальность этого аспекта бихевиористической характеристики рассматриваемого бэби как кажущуюся.
- Я люблю дядю Билла. Когда он придет?
- Кажется весьма вероятным, если принять во внимание все имеющие отношение к делу факты, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Биллом в течение предстоящего дня. Тогда вопрос, который ты подняла, и будет рассмотрен.
(Физики продолжаю шутить / Сборник переводов. М., 1968)
Прочитайте предложения. Найдите среди них те, в которых допущены ошибки в упортреблении двойных союзов при однородных членах предложения. Выпишите двойные союзы, которые надо запомнить. Отредактируйте предложения.
1. «Виртуальная жизнь» позволяет не только испытывать любые желаемые ощущения, а также подключать «дополнительные чувства» (например, видеть излучение, невидимое для глаз) и приборы с широкими возможностями.
2. Свобода в современной России — это не столько свобода сотрудничества и доброжелательного диалога, как навязывание своего понимания свободы ради сокрушения чужой.
Способностью люминесцировать обладает большая группа газообразных, жидких и твердых веществ как органических, также и неорганических.
Самостоятельная работа
6. Выберите правильный вариант ответа.
1. Находиться между | а) двух полюсов б) двумя полюсами |
2. Привести цифры в подтверждение | а) этих предложений б) этим предложениям |
3. Иметь способность | а) к неограниченному росту б) неограниченного роста в) на неограниченный рост |
4. Иметь царапины, идентичные | а) с теми, что были на другом осколке б) тем, что были на другом осколке |
5. Способ магнитного контроля | а) ферромагнитных материалов б) за ферромагнитными материалами в) над ферромагнитными материалами |
6. Главная причина | а) торможения дислокаций б) торможению дислокаций |
7. Привести пример | а) применения коронного разряда б) применению коронного разряда в) на применение коронного разряда |
8. Совершенствоваться | а) в различных аспектах языка б) по различным аспектам языка |
9. Принять участие в экспедиции по наблюдению | а) солнечного затмения б) над солнечным затмением в) за солнечным затмением |
10. Загрязнение рек | а) отходами производства б) от отходов производства |
11. Составная часть | а) курса культуры речи б) от курса культуры речи в) из курса культуры речи |
12. Первые опыты | а) использования новых материалов б) на предмет использования новых материалов в) по использованию новых материалов |
13. Поставить задачу | а) изучения ряда природных явлений б) об изучении ряда природных явлений в) по изучению ряда природных явлений |