Допишите окончания, объясняя свой выбор

1. Нет дым… без огня.

2. Колос от колос… - не слышно голос…

3. Ложка дегт… в бочке мед…

4. Что с воз… упало, то пропало.

5. Час от час… не легче.

6. Не зная брод… не суйся в воду.

7. С мир… по нитке – голому рубашка.

8. Комар нос… не подточит.

Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже примеров.

1. Бочонок меда – бочонок меду.

2. Тарелка супа – тарелка супу.

3. Килограмм гороха – килограмм гороху.

Укажите семантические отличия в данных конструкциях.

1. Налить воду – налить воды.

2. Купить масло – купить масла.

3. Насыпать муку – насыпать муки.

Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа.

Боцман, бункер, ветер, джемпер, дизель, диспетчер, клапан, коллектор, лоцман, офицер, пекарь, прожектор, рапорт, ректор, свитер, сектор, шницель, ястреб.

18. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Лектор (известный, известен) своими выступлениями.

2. Требования к ученикам (своевременные, своевременны).

3. Учитель был (добрый, добр), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам.

4. Изменения в результатах работы (очевидные, очевидны) для всех.

5. Пропуск занятий (нежелательный, нежелателен).

6. Место секретаря сейчас (свободное, свободно).

Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных и употребите их в контексте.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.

20. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данными существительными. Укажите возможные варианты.

(Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, семеро) мальчиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пятеро) перчаток.

Выберите форму, соответствующую литературной норме. Объясните свой выбор.

1. Мокший – мокнувший, промокший – промокнувший.

2. Мерзший – мерзнувший, замерзший – замерзнувший.

3. Гасший – гаснувший, угасший – угаснувший.

4. Сохший – сохнувший; засохший – засохнувший.

Согласуйте с выделенными существительными прилагательные и местоимения. Какого рода эти существительные?

1. Этот малыш - ужасн… забияка. Эта малышка - ужасн… забияка.

2. Нельзя быть девочке так… неряхой. Нельзя быть мальчику так… неряхой.

3. Сережа – больш… умница. Наташа – больш… умница.

4. Ваш сын – ужасн… капризуля. Ваша дочь – ужасн…капризуля.

Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Обои студентки получили наконец стипендию.

3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.

4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.

5. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.

Просклоняйте числительные: 1234, 3456.

Контрольная самостоятельная работа

Вариант 1.

Найдите речевые ошибки в данных предложениях, определите их тип, дайте обоснованную правку.

1. Собираясь в поход, день тогда выдался замечательный. 2. Напрасно Ярославна ждала своего муженька. 3. Пришел длинный зимний период, и дни становятся все длиннее и длиннее. 4. Героем «Слова о полку Игореве» является образ князя Игоря. 5. Остальные роли ведут молодые артисты, впервые дебютирующие в кино. 6. Обломов все время дрых на диване, и его жизнь можно определить как халявную. 7. На Дунае стоит крепость, и на крепости стоит Ярославна. 8. С каждым часом наступившая весна присваивает все больше и больше прав на жизнь хлеборобов и животноводов. 9. Девятого июля производится третье по счету затмение солнца в нынешнем году. 10. Помещики-крепостники живьем загоняли своих крепостных людей в могилы.

Вариант 2.

Найдите речевые ошибки в данных предложениях, определите их тип, дайте обоснованную правку.

1. Долохов спросил, кто поедет со мной в разведку. 2. Когда в каше нашли лягушку, дед Шукарь провозгласил, что это «вустрица». 3. Отряд потерял значительные людские потери и отступил. 4. Потом Онегин влюбляется в Татьяну, но теперь она отвечает ему холодным чувством. 5. Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле. 6. Каждый день, проведенный в школе, - это лишние знания. 7. Он увлекался литературой – как художественной, так и зарубежной. 8. Люди, окружавшие Данко, стали злые и сердитые. 9. У Каштанки отмерзли нос, уши и другие конечности. 10. Образ Татьяны Лариной является моим любимым, и он будет преследовать меня всю жизнь.

Вариант 3.

Найдите речевые ошибки в данных предложениях, определите их тип, дайте обоснованную правку.

1. Автор «Слова» - глубокий патриот. 2. Лето наступило как-то внезапно и неожиданно. 3. Читая это произведение, чувствуется ритм жизни. 4. Павел Корчагин является соучастником, продолжателем дела Павла Власова. 5. Образ Олега Кошевого – это образ советского юноши со светлыми волосами, пухлыми губами. 6. Ольга хочет изменить Обломова, чтобы он пропадал в обществе. 7. Кутузов борется за восстановление народной власти в России. 8. Чичиков вошел в присутствие. Никто и головы не повернул. Каждый чиновник корчил из себя человека. 9. Николай Островский и его книга являются примером яркого пламени, освещающего прекрасное завтра. 10. Они обоготворяют своего Енюшу, которому, по их мнению, суждена великая будущность.

Вариант 4.

Наши рекомендации