Занятие 11. Фонема и морфема как основные единицы, формирующие соседние иерархически связанные ярусы общей структуры языка. Отношение фонемы к словоформе
1. Фонема и морфема как основные единицы, формирующие соседние иерархически связанные ярусы общей структуры языка. Отношение фонемы к словоформе. Морфема как кратчайшая значимая единица языка.
2. Структура фонемы русского литературного языка. Ее парадигматическое устройство. Соответствие структурного устройства фонемы структурному устройству значимых единиц языка. Синтагматика и парадигматика в фонетической системе русского языка.
3. Словоформа как основная значимая единица речевой деятельности. Функционирование фонемы в речи в пределах словоформы в зависимости от позиции. Фонема и совокупность реализующих ее аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы.
Литература
І. 3, 5, 6, 9, 10, 29, 32, 33, 34, 35, 37.
ІІ. 41, 52, 61, 64, 65.
Термины
Аллофон, варианты, вариации, дифференциальные признаки, «звукокачество», «звукоколичество», звукотип, звук речи, звук языка, интегральные признаки, исторические чередования, морфологические чередования, морфема, морфонология, непозиционные чередования, неразличительные признаки, оппозиция, основной вариант фонемы, основной вид фонемы, отождествительная функция, оттенок фонемы, парадигматика, перцептивная функция (фонем), позиционные изменения (звуков), позиционные чередования, позиция, произносительные условия, различительная функция (фонем), различительные признаки, сигнификативная функция (фонем), сильная позиция, синтагматика, система гласных фонем, система согласных фонем, система фонем, слабая позиция, словоформа, смыслоразличительная функция (фонем), фонема, фонематическая транскрипция, фонетические условия, фонетические чередования, фонологические позиции, фонологические школы, фонология, чередование, чередование гласных, чередование согласных, чередование фонем.
1. В данных группах словоформ установите фонемный состав тождественных морфем и назовите звукотипы, являющиеся вариантами данных фонем в указанных словах.
Подбородок, подворотня, подзаголовок, подзеркальник, подножие, подоконник, подпол, подрамник, подснежник, подтекст, Подмосковье (АР).
Безаварийный, бездарь, бездеятельный, беззаботный, безвкусица, бессердечный, бесшумный, бессмыслица, бесчестье.
Розлив, раздать, роспуск, распутица, распустить, расщепить, расшить, разжевать(СР).
Везти, вез, везший, везущий, ввезет, увезя (АР).
Уместный, место, местком, переместить, местничество, заместитель (СР).
Ходовой, абрикосовый, ключевой, ситцевый, сырьевой, мтровый, рублёвый, тюлевый(АР).
Украшенный, унесенный, решенный, посаженный, построенный, составленный, осужденный (СР).
Волнами, землями, линиями, статьями, героями, селами, степями(АР).
Молодого, смелого, синего, волчьего, рыбачьего, большого, бывшего, чарующего, горячего, долгого (СР). (54, 28)
Занятие 12. Фонология суперсегментных единиц
1. Смыслоразличительная роль ударения в русском языке. Стилистическая роль ударения.
2. Интонационные средства русского языка: тип интонационной конструкции, передвижение интонационного центра, синтагматическое членение и пауза.
3. Смыслоразличительная и эмоциональная функции интонации.
Литература
І. 3, 4, 5, 6, 8, 29, 32, 33, 34, 35, 38.
ІІ. 43, 51, 52, 61, 64, 65.
Термины
Интонационная конструкция, интонационный центр, интонация, линейные единицы, логическое ударение, нелинейные единицы, пауза, сегментные единицы, суперсегментные единицы, синтагматическое членение, словесное ударение, смыслоразличительная функция (суперсегментных единиц), тактовое ударение, ударение, фразовое ударение, эмоциональная функция (интонации).
1. Укажите, какие значения имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах (АР).
Целей, горю, стрелки, кружки, замок, мука, село, насыпь, еду, пропасть, дорога, мою, плачу, стоит, пары, цвета, леса. (57, 33)
2. Разбейте данные высказывания на синтагмы. Обозначьте словесные и синтагматические ударения, расставьте там, где требуется, соответствующие знаки препинания, превратив примеры в различные предложения. Определите типы ИК в пределах фраз и синтагм. Начертите схемы интонационных конструкций.
1. Этот человек не раз говорил Сергею его брат никогда не согласится на это. 2. Прошу вас еще раз примите меры. 3. Мы развлекали их шутками детей. 4. Увидимся завтра часов в десять(АР).
5. Этот человек сказал мой отец был отличным специалистом. 6. Председатель комиссии считал докладчик не согласится с моими доводами. 7. Студент поступивший в институт недавно сдал два зачета. 8.Очень озадачили ее письма сына(СР). (54, 87-88)
3. Определите коммуникативную направленность высказываний, определите центры и типы ИК в синтагмах, различный акцентный «вес» ударений в словоформах.
1. Как только наступало утро, скрип дверей раздавался по всему дому. 2. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. 3. Здесь очень хорошо: лес, луга, солнце, прекрасный воздух. 4. В пятнадцать часов передача для школьников и учащихся ПТУ. 5. Наташа учится на педагогическом факультете, а я на переводческом. 6. Ты всегда такая? Злая и раздражительная? 7. Чтобы спастись от стеднеазиатского солнца, окно на юг в квартире пришлось обить теплым одеялом. 8. Скажи это громко, чтобы всем было слышно (АР).
9. Вы говорите (и я тут склонен Вам верить), что этот факт не имеет значения. 10. – Вероника! Ну что ты делаешь? 11. Неприятно было видеть, как Николай, такой честный в недавнем прошлом, теперь хитрит и изворачивается. 12. Лес зашевелился, проснулся, зашумел. 13. А вдруг он приедет? 14. А что если я убегу? 15. Вы успели перевести текст? 16. Романы Моэма 20-х годов Вы читали? 17. Это Ваши тетради лежат на столе?(СР) (54, 101-102).