Омонимы и их употребление
Стили речи
Разговорный Книжные
(научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы)
Особенности стилей речи
Функция | Сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства (лексические, грамматические) |
Разговорный стиль | ||||
Общение | Неофициальная обстановка (в кругу друзей, знакомых), диалоги, дружеские послания, письма, беседы и пр. | Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми | Непринуждённость, эмоциональность, оценочный характер речи | Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсия и пр. |
Научный стиль | ||||
Изложение научной информации | Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и пр. | Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них | Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности, даже некоторая сухость речи | Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнённые обособленными и однородными членами; вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и пр. |
Продолжение
Функция | Сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства (лексические, грамматические) |
Официально-деловой стиль | ||||
Точная передача деловой информации | Деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, предписания и пр.) | Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение | Строгость, точность, официальность, бесстрастность — речь, лишённая эмоций | Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительных над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами; СПП с придаточными условия, присоединительными и пр. |
Публицистический стиль | ||||
Воздействие, агитация и пропаганда | Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение и пр.) | Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения | Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности | Использование лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные), риторические вопросы, обращения и пр. |
Продолжение
Функция | Сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства (лексические, грамматические) |
Стиль художественной литературы | ||||
Художественное воздействие | Художественные произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы и пр. | Воздействие путём словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр. | Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи | Сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т. д. |
4. Прочитайте отрывок из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели
истории народа», адресованной учащимся старших классов. До
кажите принадлежность текста к научно-популярному стилю ре
чи. Определите основную мысль текста, подготовьтесь к его пере
сказу.
Всем известно современное значение слова щепетильный: «строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к кому-либо». Но не помешает ли современное значение правильно понять это слово в «Евгении Онегине» Пушкина?
Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит к нам... Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.
У Пушкина щепетильный означало совсем иное: «изысканный, модный в одежде; приверженный моде». Почему? Оказывается, в литературный язык слово пришло из диалекта, где щепетить значило «наряжаться, модничать», а щепет (от щепа — мелочь) выступало в значении «галантерея». Отсюда щепетильный в XIX в. обозначало буквально «до щепы, до мелочей следящий за своей одеждой». Модников в народе называли щепетунами. Теперь понятным становится, что современное значение — результат развития языка, логическое переосмысление одного и того же понятия от конкретного к более абстрактному. Нетрудно заметить, что способствовала пониманию этого момента именно культурологическая информация, сделав непонятное слово словно осязаемым, близким нам.
5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Ка-
линыч». Укажите признаки разговорного стиля в диалоге.
— Скажите, пожалуйста, — спросил я Полутыкина за ужином, — почему у вас Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков?
— А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришёл он к моему покойному батюшке и говорит, дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам
стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублёв в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок...»
6. Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Определите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.
I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения об
ратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.
...Крепостное право на крестьян... и на дворовых людей отменяется навсегда...
...Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно следующие за сим повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению...
...Приобретениев собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.
...Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. (Из Манифеста 19февраля 1861г.)
II.Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста си
нонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения).
Приведите 5—6 примеров слов, в которых написание приставок
регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно,
Имя Александра II отныне принадлежит истории... Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!
Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остановиться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, — пусть полный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое, алчноепротиводействие закоснелых помещиков, их волчий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда против них власть и свобода, образованное меньшинство и весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Герцен)
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскройте скобки. Определите основную мысль и
стиль каждого текста. Укажите признаки данных стилей речи.
I. Подберите синонимы к выделенному слову.
...Патриотизм это не право а обяза..ость хоть и кровная почетная но т..желая обяза..ость которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли что отдана ему под Отечество...Пусть (не, ни)востор-гат(?)ся но гордит(?)ся каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем (не)повредит. Армянину что он армянин эстонцу что он эстон..ц еврею что он еврей, а буряту что бурят. Позвольте уж и русскому пр..страстит(?)ся к этой шеренг., «семьи вольной». (Кое)какие заслуги перед мировой культурой и ц..вилизац..ей есть и у него. (В. Распутин)
П. Найдите в тексте антонимы. Сделайте морфологический разбор выделенного слова. Выпишите, указывая часть речи, по два слова а) с нулевым окончанием; б) без окончания.
Свою задачу писателя я вижу в возвр..щени.. народу русскому забытых страниц его истори.. . Я (не)устаю повторять народ жив пока жива его историческая память. Кончает(?)ся память кончает(?)ся нац..я начинает(?)ся нечто другое. Так половц.. пок. .рё..ые монгольскими плем.. нами... уд.. вите л ьно скоро забыли даже свои национальные придания стали по существу иным народом. (Д. Балашов)
8. Прочитайте и сравните два текста о Емельяне Пугачёве. Пер
вый написан историком В. И. Бугановой, второй взят из романа
В. Я. Шишкова «Емельян Пугачёв». Укажите стиль речи каждо
го текста и назовите его признаки.
I. Правда о Пугачёве была известна от него же самого. В тайной экспедиции Сената он признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам настоящего своего имени не таил»...
...Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всём народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра IIIне убили в Ропше; жертвой заговора пал другой человек, какой-то солдат, внешне очень похожий на императора, а он сам скрылся. Все ждали избавления, надеялись, что он им поможет. Поэтому яицкие казаки и приняли Пугачёва.
П. — Не прогневайся, батюшка, скажи-ка мне сущую правду, не утай: точный ли ты государь есть?
Пугачёв по-страшному засверкал на Чику глазами.
— Не стращай, батюшка, я не больно-то пуглив. А лучше откройся, ведь нас немного здесь, ведь двоечка только, ты да я. Мне вот Денис Караваев сказал...
— Что он, безумный, сказал тебе?
— А то и сказал, что ты донской казак, — ловил Пугачёва нахрапистый Чика.
Пугачёв затрясся, заорал:
— Врёшь, дурак! Врёшь! — плюнул и пошёл быстрым
шагом к речке.
...Чика поспешил за ним следом, чтоб разом кончить разговор...
— Я Караваеву Денису клятву принёс, чтобы в тайне
держал... Ну так вот, и тебе, батюшка, клянусь, уж ты верь
мне. И какой ты есть человек — донской казак али нет, ве
лика ль мне в том корысть? А раз мы приняли тебя, батюш
ка, за государя, стало — и делу конец, стало — так тому и
быть...
Пугачёв вплотную приблизился к нему и, собрав всю внутреннюю силу, молвил:
— Ну, Чика... Своими речами в пот меня ты вогнал...
Пускай умрёт это в тебе. Чуешь? Христом-богом закли
наю... А то и твоя и моя голова с плеч покатится, ...Ну, ся
дем давай, потолкуем. ...Поведаю правду тебе... Знай: я
есть донской казак Емельян Иванов Пугачёв.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста, укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых предложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.
I. Источники питания рек жидкие осадки снежный покров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Однородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенностей питания различают основные фазы водного режима рек половодье паводок.
Для умере..ого пояса Северного полушария характерна повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континен-тальности (кратко)време..ое весеннее половодье... На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется летнее половодье дождевого происхождения. (Из Большой советской энциклопедии)
П. После долгой и снежной зимы особенно дружной бывает весна в Забайкаль.. . Бурно та..т в горной тайге снега вскрывают(?)ся реки и реч..нки. Какая(нибудь) маленькая пересыхающая летом речушка становит(?)ся тогда могучим и грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко(далеко) слышен её будоражливый (не)умолкаемый шум. Она выходит из берегов топ..т пр..брежные кусты и огороды рвётся через мельничные запруды лома..т и снос.т все свои мосты. Белой от пены шальнойи (не)укр..тимой рекой летит она в солнечную даль. Кто хоть однажды вид..л её буйный и весёлый разлив тот запомн-.т его навсегда... (К. Седых)
Тексты разнообразны по своему строению и содержанию. Выделяются следующие основные типы речи, которые используются при построении текстов разных стилей: описание, повествование, рассуждение.
Типы речи
Описание (одновременные признаки)
предмета места состояния
человека окружающей среды
Повествование (последовательные, сменяющие друг друга действия)
Рассуждение (причины свойств, явлений)
доказательство объяснение размышление
Схема рассуждения: тезис —> аргументы, доказательства —> вывод.
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста.
Подготовьтесь к его пересказу. Подберите синонимы к выделен
ному слову.
В повествовани.. ра..каз..вает(?)ся о следующих друг за другом действиях как(бы) созд..ёт(?)ся лента кадров. Мир в таком тексте предст..ёт в динамик., в движени.. .
Что(бы) подчеркнуть последовательность действия в этом тексте часто используют(?)ся слова и словосоч.-тания обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.) глаголы движения деепричастия соверше..ого вида. Дина-мич(?)ность тексту пр..д..ют формы глагола прошедшего врем..ни совершенного вида.
(Не)даром извес(?)ный русский л..нгвист В. Виноградов отмечал Прошедшее время несоверше..ого вида (не)двигает событий. Оно описательно... Прошедшее время совер-ше..ого вида насыщено повествовательным динамизмом.
Наряду с глаголами соверше..ого вида прошедшего врем..ни используют(?)ся и другие формы при этом глаголы прошедшего врем..ни несоверше..ого вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящ.. на глазах читателя.
11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки. Опираясь на материал предыду
щего упражнения, докажите, что данный текст — повествование.
Укажите средства связи предложений в тексте. Подберите сино
нимы к слову знаменитые (пещеры). Определите, к какой части
речи принадлежит выделенное слово, сделайте его морфологиче
ский разбор.
(В)течени.. трёх месяц..в пребывания в Крыму Грибоедов пос.тил и знаменитые пещеры и велич..стве..ый Ча-тыр-даг и древние р..звал..ны замков и Никитский ботанический сад прекрасные д..лины и бухты (полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым косогором попал он на Ч..ртову лес(?)ницу и пр..од..лев крутой перевал и обогнув бл..жайшую гору остановился перед Балаклавской бухтой (от)куда продолжил свой путь на Севастополь. (По П. Дегтярёву)
12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста, ука-
жите его признаки. Подготовьтесь к пересказу текста. Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему антонимы. Найдите в тексте деепричастие, сделайте его морфологический разбор.
Содержание описания окружающая нас действительность (предмет, место, состояние и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным. В описани.. предмета например ра..называется о его признаках которые можно увидеть сразу, все вместе (одновреме..ые признаки). В художестве, .ом описани.. предмета выд. ,ляют(?)ся его самые яркие признаки которые постепе..о дополняют(?)ся доб..вляют(?)ся. В описани.. места автор перечисляет предметы заставляя читателя как(бы) переводить взгляд с одного предмета на другой.
Этот тип речи имеет свои языковые особе..ости использование слов и словосочетаний с пространстве..ым значением (слев.. ра..т..лается и пр.), насыще..ость текста словами словосочетаниями обозначающими признаки предметов употребление глаголов несоверше..ого вида прошедшего врем..ни. В художестве..ых описаниях широко используют(?)ся образные средства языка.
13. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Определите
тип речи, укажите его признаки. Найдите в тексте разные спосо
бы выражения сравнения.
Стояла июньская лу..ая ночь полная (не)изме..о новой ч..рующей красоты. Кусты цветущей черёмухи в садах и палисадниках походили на серебря..ые облака. Мерцали переливались всеми красками земля и небо. Обращё..ые к луне скаты крыш(?) к..зались крытыми зелёным стеклом, а противоположные были черны как только что распа-ха..ые пашни. Словно снежные бабы белели на них печные трубы. (К. Седых)
14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль тек
ста. Какие аргументы для её выражения выдвигает автор? Как
это характеризует данный тип речи? Написание какого слова в
выделенном предложении зависит от правильного определения
его грамматических признаков? Какой частью речи является вы
деленное слово? Приведите пример, чтобы это слово было другой
частью речи.
Мне казалось (и сейчас кажется) что проза Пушкина драгоце..ый образчик на котором следует учит(?)ся писателям нашего врем..ни.
Зан.. мател ьность краткость и чёткость изл.. жения пр..дельная изящ(?)ность формы ирония вот чем так пр..вл..кательна проза Пушкина.
Конечно в наши дни (не)должно быть слепого подражания Пушкину. Ибо получит(?)ся бе..жизне..ая копия оторва..ая от нашего врем..ни. Но иногда полезно ..делать и копию что(бы) увидеть каким секретом в своём мастерстве обл..дал великий поэт и какими красками он пользовался что(бы) достич(?) наибольшей силы.
У живописи,..в в отношени.. копии дело обстоит проще. Там достаточно «списать» картину что(бы) многое понять.Но копия в литературе значительно сложнее. Простая переписка ровным счётом ничего (не)покажет. (Не)обходимо взять сколько(нибудь) равноце. ,ый сюжет и воспользовавшись формой мастера изложить тему в его м..нере. (М. Зощенко)
15. Разделите текст на абзацы, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста, составьте его план. Укажите тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Приближались к живому языку и Ломоносов и Державин и Жуковский и Батюшков. Но в том(то) всё и дело что пр. .ближались. Державин так(же) как Ломоносов был слишком торжестве..о высок в стиле и слоге Жуковский слишком сладкозвучен тонок слишком. Один только Пушкин ..делал ре..кий шаг вперёд — (на)встречу разговорному русскому языку (океану) и входя в этот океан он тем самым д..вал возможность и ему языку (океану) бе..пр..дельно войти в своё творчество и дать новому жизнь новому литературному языку новой литературе новой книге. И это (не, ни)какое не преувеличение с моей стороны. Пушкин единстве..ый в мире великий поэт (в)начале творчества которого лежит сказка. Поэма Руслан и Людмила разве (не)св..детельствует об этом? А вот что (по)этому поводу в письме к брату писал сам Пушкин ...вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем (не)достатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! И это замет(?)те пишет один из образова..ейших лю-
дей Росси.. . Пушкин не только как бы устанавливает равноправие жанров — сказки и поэмы. Он считает возможным переток между ними сказки в поэму поэмы в сказку. Таким образом Пушкин можно сказать (в)первые возвёл в зако..ое право соавторства в литературе наш великий разговорный русский язык. (По Е. Исаеву)
§ 3. ПОНЯТИЕ О НОРМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ТИПЫ НОРМ
Важнейший признак литературного языка — наличие в нём строго определённых правил — норм; например, слова километр, договор должны произноситься с ударением на последнем слоге.
Нормы — это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей.
Нормы литературного языка охватывают разные языковые единицы; включают в себя правила произношения и ударения (орфоэпические нормы), правила употребления слов и устойчивых сочетаний (лексические нормы), правила образования слов (словообразовательные нормы), правила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа) и правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения (грамматические нормы), правила употребления языковых средств в соответствии со стилем речи (с т и-листические нормы), наконец, правила написания слов и постановки знаков препинания (орфографические и пунктуационные нормы). Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка.
16. Прочитайте определения нормы литературного языка, принадлежащие разным учёным. Сравните их. К какому стилю они относятся? Назовите признаки нормы, которые подчёркиваются в каждом из определений. Составьте план «Признаки нормы литературного языка».
1. Нормой признаётся то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет... Норма есть идеал, раз и навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А. М. Пешковский)
2. Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов... из числа сосуществующих... (СИ. Ожегов)
3. Норма сочетает в себе черты устойчивости, с одной стороны, и изменчивости — с другой, для неё характерно наличие вариантов. (С. А. Виноградов)
17. Прочитайте, спишите и разбейте текст на абзацы, расставляя
недостающие знаки препинания. Укажите средства связи предло
жений в тексте. Назовите слова русского языка, содержащие эле
мент орфо-.
Слово орфоэпия — интернациональное оно существует во многих языках и обозначает одно и то же систему правил произношения. В переводе с греческого orthos — прямой, правильный, a epos — речь; орфоэпия буквально — правильная речь. Орфоэпическая норма единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного образцового произношения и правильной постановки ударения. Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII в. но первоначально — как нормы московского говора которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм. Русское литературное произношение закрепилось приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX в. (По М. Хрымовой)
18. Заполните следующую таблицу, указав названия норм.
Правила | Нормы |
произношения и ударения | |
употребления слов и фразеологизмов | |
образования слов | |
написания слов | |
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений | |
употребления языковых средств | |
постановки знаков препинания |
19. Прочитайте. Найдите нарушения норм. Какие нормы нару
шены в приведённых высказываниях? Исправьте их.
1) На ремонт школы нужны дополнительные средства. 2) Молодёжь, которая будет проживать в XXI в., сможет решить многие задачи. 3) Второй рассказ более смешнее первого. 4) Больной попросил врача налить себе воды. 5) Прочитав повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего поразил её сюжет. 6) Ломоносов заметил о том, что богатство России будет произрастать Сибирью. 7) Всюду Печорина поджидает новая трагедия. 8) Раневская отказывается на предложение вырубить сад. 9) Мы узнали много интересных языковых фактов. 10) Я начну ответ изначально. 11) Катерина — протест «тёмному царству».
20. Прочитайте. Что в приведённых предложениях не соответст
вует нормам современного русского литературного языка? Какое
свойство норм в этом проявляется?
1) Бывало, он ещё в постеле, к нему записочки несут. (П.) 2) Пробегая письмо, глаза его сверкали. (П.) 3) Появились новые мебели из Москвы. (Т.) 4) Он [Епифанов] нарочно надел самый грязный пальто. (Л. Т.) 5) Много про чудо вселенной странник в дому говорил. (Фет) 6) Слово «фильм»... было женского рода, говорили: «приключенческая фильма». (Пан.) 7) Бодливой корове Бог рог не даёт. (Поел.) 8) Каковы веки, таковы ичеловеки. (Поел.) 9) Рассказывали, что из ботинки Нины Фёдоровны выскочила мышь. (Ч.)
21. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Чем вызвана необходимость норм литературного языка? Сделайте
синтаксический разбор выделенного предложения.
Норма предполагает оценочное отношение говорящих и пишущих к функционированию языка: так говорят, а так (не)говорят; так правильно, а так (неправильно. Это отношение формируется под воздействием литературы, науки, школы.
Нормы вызваны пост..я..о действующей потребностью в лучшем взаимном понимании.Име..о эта потребность побуждает людей предпочитать одни варианты и отказываться от других — ради достижения единства языковой системы. (В)месте с ростом потребности общества в том
единстве крепн..т языковая норма, достигая высшего развития в национальном литературном языке. Норма служит регулятором речевого поведения людей. (По Б. Головину)
22. Прочитайте фрагмент сочинения ученика на тему «Город Ка
линов в драме А. Н. Островского „Гроза"». Какие нормы литера
турного языка в нём нарушены? Отредактируйте это сочинение.
Тема Волги в «Грозе» выводит нас к описанию города Калинова. Это основное место действия драмы.
Город отгорожен от внешнего мира. Внутренней границей для городского обывателя являются ворота и заборы: «У всех давно ворота... заперты и собаки спущены».
Власть в Калинове принадлежит Дикому и Кабанихе. И тот и другая любят куражиться над теми, кто под их началом. Фамилии этих героев подчёркивают о том, что это самодуры.
Город Калинов стоит на страхе, который испытывают горожане. Большая часть из них невежественны. Только Кулигин пытается избавить калиновцев от страха, но его мечты не сбываются. Калинов можно назвать «тёмным царством», в котором царит угнетение.
23. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Определите
его стилевую принадлежность. Выпишите определение этико-ре-
чевых норм. Укажите значения слов этика, этикет. Приведите
примеры этико-речевых норм.
Этико-речевые нормы — совокупность правил речевого общения (поведения), которые обеспечивают гармонизацию интересов общающихся. Золотое правило этики общения — «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». Этико-речевые нормы предполагают такое речевое общение, которое опирается на основные этические понятия, такие, как «добро», «долг», «совесть», «ответственность» .
Этические нормы требуют, чтобы речевое общение было доброжелательным, искренним, немногословным, чтобы в нём не было клеветы, сплетни, осуждения ближнего.
К области речевой этики относится речевой этикет, правила которого основаны на принципе уважительного отношения к собеседнику. (По А. П. Сковородникову)
24. Прочитайте. Какие этико-речевые нормы нарушены в обще
нии с героиней текста? Найдите предложения с прямой речью.
Объясните расстановку в них знаков препинания.
Выхожу я как-то из маршрутного такси, и тут же ко мне обращается высокий мужчина с чемоданчиком в руках: «Мамуля, как пройти в гостиницу „Байкал"?» Показала дорогу и свернула во двор к прачечной. Там гуляла с собачкой маленькая старушка. «Дочуня, — спросила она у меня, — который теперь час?» Ответив на её вопрос, я отправилась по своим делам. А когда подошла к остановке, там было много народу, и к появившемуся троллейбусу все ринулись толпой... «Пошевеливайся, бабуля!» — сказал кто-то сзади, подпихивая меня в дверь по ступенькам. Так и не разглядев новоявленного «внука», я вдруг рассмеялась... (А. Иванова)
25. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Сформулируйте правила общения, рекомендуемые русскими по
словицами и поговорками.
1) (Н..)доброе слово что огонь ж..ёт. 2) Знай более, а г..вори менее. 3) Доброе м..лчание лучше пустого б..лта-ния. 4) (Н..)молвя слова — кр..пись, а молвя слово — д..ржись. 5) Спорить спорь, а бранит(?)ся — грех. 6) За шутку (н..)сердись, а в обиду (н..)вд..вайся. 7) От учтивых слов язык (н..)отсохн..т. 8) В чужой монастырь со своим уставом (н..)ходят.
26. Подготовьте небольшое выступление, цель которого — убе
дить слушателей, что соблюдение правил речевого этикета необ
ходимо в общении.
ЛЕКСИКА
§ 4. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определённый смысл, значение, которое называется лексическим значением.
В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого рода печатных изданий. Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчёт, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого действия. Слово лиловый имеет лексическое значение «светло-фиолетовый, цвета сирени или фиалки»; в этом значении отразились наши представления о существенных признаках этого цвета. Точность словоупотребления и состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной и устной речи в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями.
К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведёт употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Так, слово гарцевать означает «искусство ездить верхом», например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие (Р.) Из-за непонимания пишущим различия в лексическом значении слов ехать, ездить («двигаться, перемещаться на чём-либо») и гарцевать до-
пущена лексическая ошибка в таком предложении: Ионыч гарцуетна бричке с ленивым кучером на козлах. «Гарцевать на бричке», естественно, нельзя, у А. П. Чехова в рассказе «Ионыч» говорится, что доктор Старцев «...едет на тройке с бубенчиками, и Пантелеймон сидитна козлах».
Часто неточность изложения, лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов. Так, слово плеяда имеет лексическое значение «группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще в одну эпоху», например: Можно только восхищаться волей и умением, проявленными в начале XIX века славной плеядойрусских кругосветных мореплавателей. (Т.С.) Это слово совершенно неоправданно использовано в таком предложении: В плеядеобразов помещиков особенно страшен Плюшкин (вместо слова плеяда здесь можно было бы использовать, например, слово галерея— «длинный ряд чего-либо»),
Нередко к ошибкам ведёт недостаточное разграничение пишущим значений однокоренных слов. Так, слово заглавный имеет значения «содержащий заглавие», «указывающий на действующее лицо, именем которого названы пьеса, опера, фильм и т. д.», например: Мне была поручена заглавнаяроль в новой постановке — в «Дон Кихоте». (Н. Черкасов) Нарушает лексические нормы русского литературного языка употребление слова заглавный в значении «главный, основной, наиболее важный», например: Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову (следовало использовать слово главный).
При выборе слова необходимо учитывать и его сочетаемость с другими словами, сложившуюся в языке. Так, слово львиный в значении «самый большой, лучший» сочетается лишь со словом доля, например: Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте. (В. Аж.) Нарушение лексической сочетаемости этого слова допущено в следующем предложении: Помещики присваивали львиную частьдоходов крестьян (следовало вместо слова львиную использовать слово большую или, лучше, слово часть заменить словом доля).
Наконец, к числу речевых недочётов, связанных с неточным пониманием лексических значений слов, относится многословие — употребление лишних слов, ничем не до-
полняющих того, что уже выражено другими словами. Например, в предложении Онегин впервые познакомился с Татьяной в имении Лариных таким лишним словом является слово впервые, поскольку глагол познакомиться уже означает «вступить в знакомство». Ср. в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»: Тут же [на «домашней вечеринке»] у губернатора познакомился он [Чичиков] с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и неуклюжим на взгляд Собакевичем...
Чтобы употреблять слова точно, надо хорошо знать их лексическое значение и регулярно обращаться к справочникам, прежде всего к толковым словарям русского языка.
27. I. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных
слов. Проверьте себя по школьным толковым словарям русского
языка. Расскажите, какие способы применяют составители дан
ного словаря для раскрытия лексического значения слов. Спиши
те словосочетания.
Говорить с чувством собственного достоинства, вдохновлятьна трудовые подвиги, проявить большое мужество, решить сложную проблему, проектироватьспортивный комплекс, созидательныйтруд, полезная инициатива, справедливыетребования.
И. Подберите к каждому выделенному в п. I слову по одному од-нокоренному слову, составьте словосочетания и запишите их.
28. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и
объясняя (устно) их значение.
I. 1) Смеяться ... смехом. Перенести ... болезнь (заразный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, ... . Заболеть ... туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь ... намерения. Обладать ... характером (скрытый, скрытный). 4) ... мастер. ... шёлк (искусственный, искусный). 5) ... женщина. ... слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять в ... позе. Принять ... меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).
П. 1) Наблюдать за ... развития растения. Идти впере
ди ... (процесс, процессия). 2) Бороться за техническ...................
Решать задачи на ... (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитанным, .... Мало читать, быть ... (не-