Тема: П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана-мастера

Цель:знакомство с писателем, дать понятие сказа, определить отличие сказа от сказки, характер главного героя сказа как народный характер.

Ход урока.

1 Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова (см. стр.53-54 (уч.)+ стр. 229-232 (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл.)

2 Чтение сказа учителем.

3 Отличие сказа от сказки.

А) определение сказа и сказки на стр. 65.

б) Беседа.

- Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от неё? (В сказке речь идёт о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Сказ похож на сказку, в нём тоже есть необыкновенные персонажи: Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И всё же сказ отличается от сказки.)

В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.

- Как говорится о месте действия в сказах и сказках? (В сказке место неопределённо, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумёшках то есть», «с Красногорки».

- Какие предания лежат в основе сказов Бажова? (Уральские)

- Как вы представляете себе рассказчика? (Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей).

4 Народный характер главного героя сказа.

- Что предложила сделать Малахитчица Степану? ( Хозяйка предложила парню передать своё повеление приказчику, который распределял горняков на работу. Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только смелый человек.)

- Что понравилось Хозяйке в Степане? ( что он не показал виду, что он испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание. Когда Хозяйка привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на камену девку».

- Как исполнила Хозяйка свои обещания? (Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободится из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов.

- Как закончилась жизнь Степана? (Степан выдержал первые два испытания, но не выдержал третье – забыть Хозяйку. Он начал болеть, купил ружьё, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку. Однажды осенью он ушёл и не вернулся. Потом его нашли мёртвого).

- Какими словами вы можете охарактеризовать Степана? (Честный, смелый, трудолюбивый, гордый, верный, хороший мастер, человек с чистой душой)

- Присущи ли эти качества героям устного народного творчества? (да)

5 Д/з. перечитать сказ, задание 9(письменно в тетради)

Тема: К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

Цель:знакомство с писателем, нравственные уроки сказки: добро, отзывчивость, сострадание; расширение знаний о литературной сказке: реальные и фантастические персонажи и события.

Ход урока.

1 Проверка д/з. (задание 9 в тетради).

2 Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл. стр. 238-240.)

3 Чтение сказки учениками.

4 Беседа.

- Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаём о главных героях? (в экспозиции).

- Какие слова и выражения помогают нам представить Фильку и Панкрата? (Филька: Ну тебя, отвечал сердитым басом, бабка выговаривала ему за неласковость, встал нехотя, ударил коня по губам, заплакал от страха. Панкрат: быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня, починил мельницу.)

- Коротко перескажите сюжет сказки.

- Выразительно прочитаем по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой»(от слов: «Метель начала затихать к вечеру…» до слов: «- Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.»)

- Какая фраза является ключевой в этом разговоре? ( мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца»)

- Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

- Почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»? На что решился Филька, чтобы исправить «злодейство»?

- Как меняется интонация, с которой Филька произносит фразу «Ну тебя»? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаём с помощью интонации?

1) Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» (начало сказки).

2) Да ну тебя! Дьявол! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.

3) Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» - и прислушался.

4) «Да ну вас! Проклятые!» - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола.

5) – Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.

6) – Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? (изменилось его отношение к жизни)

Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришёл с ребятами к мельнице» до конца.

- Почему конь простил его?

- Кто помог Фильке заслужить прощение коня?(все, но первый шаг сделал он сам, добравшись до Панкрата).

- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? ( В начале сказки: «Зима в этот год стояла тёплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер, поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошёл по деревне». Люди начали долбить лёд около мельницы, и к полудню задул «ровный, тёплый ветер». С каждым часом становилось теплее.)

- В зависимости от чего меняется погода в деревне?

- Как можно было назвать сказку? Почему автор назвал её «Тёплый хлеб»? ( «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки». Тёплый хлеб – значит добрый, сделанный с любовью.).

- Чему учит нас эта сказка? (доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости).

- Что реального в сказке, а что фантастичного?

5 Д/з. читать «Заячьи лапы»

Наши рекомендации