Тема: М.Ю. Лермонтов Слово о поэте. «Бородино» (1837) – отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Цель:расширение знаний о поэте, рассказать об истории создания стихотворения «Бородино», рассмотреть историческую основу этого произведения, проанализировать патриотический пафос пронизывающий данное стихотворение.

Ход урока.

1 Опрос. (стр.165-165) о М.Ю. Лермонтове.

2 Чтение учителем стихотворения «Бородино».

3 Эвристическая беседа.

- О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

- Какое произведение, посвящённое Отечественной войне 1812 года, вы уже изучали в 5 классе? («Волк на псарне»).

- Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Можно представить Катину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

- Когда происходит разговор: сразу после битвы или спустя много лет? (спустя много лет).

- Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве? (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком).

- Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «… Москва, спалённая пожаром, // Французу отдана»? (Бородино – величайшее сражение, в котором русская армия отстояла Россию. О пожаре Москвы, который возник в ней, когда армия Наполеона покидала город.)

- С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чём он сожалеет? (вспоминает погибших товарищей, сожалеет, что молодое поколение, по его мнению, не способно на такие подвиги).

- Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»? (молодое поколение)

- О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали…»? (Учитель скажет о первом этапе войны – об отступлении русских армий и о трёхдневном кровопролитном сражении под Смоленском)

- Что означает фраза: «ворчали старики? Что такое «зимние квартиры»? (Старые солдаты возмущались, почему не дают генерального сражения. По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах).

- Что такое штык?

- «И вот нашли большое поле». Что за поле? (Бородинское).

По ходу чтения обращаем внимание учащихся на сноски.

- Что означает фраза: «Забил заряд я в ушку туго…»? (Артиллерист, забивающий снаряд, должен выходить за укрепление и поэтому был открыт вражеским выстрелам)

- С какой интонацией говорит солдат о готовности к бою? (с решимостью и в то же время с насмешкой «Постой-ка, брат мусью!» )

- Как вы понимаете слова:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

(Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение «пойдём ломить стеною». «Постоим мы головою» означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.)

- Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

- Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку? (Военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русских) 24 августа (5 сент.). Само сражение произошло 26 августа (7 сент.), то есть на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» - звучит со сказочной интонацией. В сказках «3» - волшебное число, и решающие события происходят на третий раз.

- И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Найдите эпитеты в этих строках. Какое настроение они создают? (грозы, решимости).

- Почему «ликовал француз»? (Они были уверены в победе и заранее праздновали)

- Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передаёт нам рассказчик? ( Бойцы полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня).

- Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение. (засветилось, зашевелилось, сверкнул).

- Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам,

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

Как вы понимаете эти слова? («Быть хватом» значит всё уметь, делать хорошо любое дело, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю и был заботлив с солдатами. В словах солдата слышится искренняя глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника. Булат – сталь высокой прочности и упругости. Из него делали холодное оружие. Слова «сражён булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою шпагой.)

- «И молвил он, сверкнув очами…» Какие слова в этой сточке создают торжественное настроение? (молвил, очами).

- Зачитаем описание сражения (3 строфы со слов «Ну ж был денёк!») прочитает один из учеников.

- Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?

- С помощью слов каких частей речи передаётся стремительное движение, звуки боя? (глаголы)

- Как вы думаете, почему автор пишет: «рука бойцов колоть устала», не руки бойцов? (все руки выполняют одно и то же, они слились в одном действии).

- Примеры аллитерации звука [р].

- Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово «наш»? (Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы хорошо узнали, что такое русская храбрость, сила, удаль. Слово «наш» объединяет весь русский народ.

- Читаем последнюю строфу. К чему были готовы русские? (умереть за родину)

- Что означает: «Вот затрещали барабаны - // И отступили басурманы»? (В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов.)

- Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала? (Воин жалеет о гибели многих русских людей. После Бородино русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы).

4 Учитель демонстрирует иллюстрации к «Бородино» с помощью компьютера и мультимедийной установки.

5 Д/з. стих. Выраз чит., отрывок наизусть.

Наши рекомендации