Литературные агентства в России
Вопрос № 31. Литературные агентства (агенты)
Определение
Литературный агент – это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы авторов и реализующее авторские права своих клиентов, включая выбор издателя, в частности с помощью аукциона гонораров, подписание договора о передаче прав, получение авторских гонораров, реализацию других авторских прав, не переданных издательству, например, прав на экранизацию и использование произведения на радио. Деятельность литературных агентов, как и других посредников, подчиняется Гражданскому кодексу РФ. Традиционно литературный агент, занимающийся продвижением автора от момента подачи рукописи, выполняет следующие функции:
· ищет издательства, заинтересованные в издании рукописи;
· ведет переговоры и помогает заключить наиболее выгодные контракты;
· помогает получить рецензию или отзыв на книгу у известного писателя или журналиста;
· заключает сделки по продаже прав на использование произведения и его переработку;
· представляет интересы автора на зарубежном книжном рынке (продажа прав на перевод и экранизацию);
· некоторые литературные агенты предоставляют своим клиентам редакторские и маркетинговые услуги.
История создания
История создания первого в мире литературного агентства связана с именем англичанина Александра Поллока Уотта, который начал работать как литературный агент в 1875 г. Он помог писателю Джорджу Макдональду заключить контракт с одним из лондонских издательств. К 1881 г. посредническая деятельность Уотта стала довольно прибыльным бизнесом, и через некоторое время образовалась A.P.Watt and Company - первое и самое крупное на протяжении 30 лет своего существования литературное агентство. Компания долгое время пользовалась популярностью среди авторов, так как Уотт взял на себя ведение всей документации, связанной с изданием книг. Он предлагал купить авторские права издательствам, газетам и журналам. Уотт установил тарифную ставку 10% от общей стоимости контракта, сформулировал основные принципы и законы новой профессии. Вскоре агентства, предлагающие посреднические услуги авторам, начали открываться в Германии, Франции, США. Затем литературные агентства появляются в странах Латинской Америки, Африки, Азии и Австралии. На современном этапе развития литературные агентства больше всего распространены в Великобритании, открывшей это явление в XIX в. На втором месте по количеству агентств – США. Все больше и больше мировых литературных агентств с каждым годом превращаются в крупные корпорации. Наблюдается тенденция к объединению крупных издательств с литературными агентствами. Издательские корпорации становятся частью крупнейших мировых медиа-холдингов. Ассоциации литагентов выпускают бюллетени, проводят конференции и вырабатывают стандарты профессиональной деятельности.
Вознаграждение агента
Литературные агенты работают за комиссию в размере от 10 % до 20 % от авторского гонорара. За рубежом стандартной комиссией считаются 15 % за местные продажи и 20 % — за иностранные.
Литературных агентов можно условно поделить на две категории: первичных агентов и субагентов. Первичные принимают неопубликованные рукописи, выискивают среди них стоящие произведения и продают их издателям. Субагенты ориентируются на иностранных авторов и работают только с опубликованными книгами. Их функция — найти за рубежом перспективного писателя, подобрать для него местное издательство и обеспечить заключение контракта. Комиссия при этом делится пополам между агентом и субагентом.
По правилам негласной профессиональной этики литературные агенты не берут платы за рассмотрение рукописей с писателей и получают прибыль только тогда, когда ее получает клиент.
Литературные агентства в России
В России до начала 90-ых годов литературных агентств не существовало. Действовали лишь государственные издательства, и вся литература, которая выходила в нашей стране до перехода к рыночной экономике, была полностью подчинена государственному контролю. В 1991 г. у российского переводчика Александра Корженевского возникла идея открыть собственное литературное агентство, которое представляло бы интересы западных издателей и авторов в России. Литературное агентство « Александр Корженевский» в настоящее время считается одним из ведущих в нашей стране.
Также литературным представительством успешно занимаются:
- агентство FTM Ltd., специализирующееся на художественной литературе, предметах изобразительного искусства, театральных и кинопостановках;
- агентство Андрея Орлова, специализирующееся в области деловой литературы;
- агентство Юлии Гумен и Натальи Смирновой ;
- Литературное агентство Салтановой Елены ([email protected]);
- Литературный агент Сараева Татьяна при Международной ассоциации "Живая классика" (copyright.liveclassics.ru
), специализация художественная литература;- Литературное агентство "Либрайт" (www.libright.ru).
Настоящие первичные литературные агентства в России — явление редкое, и одна из причин того — низкие гонорары: 15% процентов от копеечных писательских заработков не стоят всех хлопот. Однако литературные звезды, у которых авансы и роялти составляют крупные суммы, все чаще прибегают к услугам первичных агентов, исходя из того, что писатель не должен загружать голову коммерческими вопросами. Его работа — писать, работа агента — продавать написанное.