Прямое и переносные значения слова

Многие слова в языке могут употребляться как в прямом, так и в переносных значениях. В примере, рассмотренном в §8, слова матрос, убить, акула имеют прямые лексические значения. Можно использовать второе и третье из этих слов и в переносном смысле. Например: 1) Ваш отъезд его убил (Н.) (убил–привёл в полное отчаяние, огорчил до крайности) . 2) Целый день убил на поиски нужной книги (убил – употребил, истратил безрезультатно). Слово акула тоже может употребляться в переносном смысле: для обозначения всякого рода эксплуататоров, хищнически пользующихся чужим трудом, например: биржевыеакулы.

Переносные значения вырастают из прямого, опираются на него; например, прямое значение слова глаз – «орган зрения». Некоторые признаки глаза используются для развития переносных значений у слова глаз. Глаза необходимы для надзора за чем-нибудь, для присмотра: отсюда – переносное значение: глаз – «надзор, присмотр» (За детьми нужен глаз да глаз). Глазом мы видим, подмечаем; отсюда – переносное значение: глаз – «умение видеть, подмечать, схватывать характерные черты» (У этого художника хороший глаз).

Развитие переносных значений у слов вызывается теми же общественными потребностями, что и пополнение словаря новыми словами: развитием производства, экономики, изменениями в социальных отношениях между людьми. Возьмём, например, слово звено. Прямое значение этого слова – «кольцо, являющееся составной частью цепи». На базе этого значения создалось другое, более отвлечённое значение: звено – «вообще часть, неразрывно связанная с целым» (Внеклассная работа – важное звено в системе школьного образования и воспитания). Слово звено получило самое широкое применение для обозначения взаимосвязанности частей производства (проверить все звенья работы; выделить основное звено производства). Словом звено обозначаются различные мелкие подразделения людей, являющиеся частью единого целого (полеводческое звено, звено – группа из трёх самолётов).

Укажем два основных типа образования переносных значений:

1) Названия переносятся с одних предметов или явлений на другие п о с х о д с т в у признаков; в основе таких переносных значений лежит скрытое сравнение, например: клубок ниток – клубок событий; рукав рубахи – рукав реки – пожарный рукав; дно бочки – дно общества; тяжёлая ноша – тяжёлое горе; яркие краски – яркое стихотворение; плывут корабли – плывут облака; лошади бегут – бегут за днями дни.

Перенос названия с одного предмета или явления на другие на основе с х о д с т в а их признаков (формы, цвета и т. п.) называется м е т а ф о р о й (от греч. metaphora – перенос).

2) Слова получают переносный смысл на основании с м е ж н о с т и, т.е. такой тесной связи предметов или явлений, при которой упоминание одних сейчас же приводит на память другие. Вот несколько примеров. Название материала может быть употреблено и для обозначения изделий из этого материала (слова золото, мрамор, бронза, хрусталь могут обозначать и изделия из золота, мрамора, бронзы, хрусталя); названия действий могут быть перенесены на обозначение результата этих действий, инструмента или средства действия; сопоставьте: сочинение стихов – классное сочинение, передача движения (от мотора к колесам)–велосипедная передача, присыпка царапины тальком – детская присыпка и т. п. Имя автора часто служит для обозначения его произведений: читать Пушкина – вместо читать сочинения Пушкина. Название части может служить для обозначения целого: пять ртов [вместо пять едоков), в стаде сто голов (сравните: сто коров).

Перенос названия с одного предмета или явления на другие на основании с м е ж н о c т и этих предметов или явлений называется м е т о н и м и е й (от греч. metonymia – переименование).

Переносный смысл живёт лишь до тех пор, пока осознаётся различие между ним и прямым значением слова. Частое употребление слова в переносном смысле приводит к тому, что переносный смысл перестаёт осознаваться говорящими: мы уже не думаем о переносном смысле таких, обычных выражений, как «ножка стола», «спинка стула», «дверная ручка», «стальное перо».

Одно и то же название в разные эпохи может обозначать разные предметы. В романе «Евгений Онегин» читаем о его герое:

...дней минувших анекдоты,

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Во времена Пушкина слово анекдот значило совсем не то, что в наши дни. Мы называем анекдотом вымышленный короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. У Пушкина же слово анекдот обозначало краткий прозаический рассказ о малоизвестном историческом факте, рисующем какую-нибудь характерную черту исторического деятеля.

Другой пример: в наши дни слово пошлый обозначает: 1) «заурядный»; 2) «низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов, безвкусно грубый»; а раньше слово пошлый обозначало то, что пошло, повелось исстари, а потому «нечто общепризнанное, нормальное и безупречное».

Многозначность слова.

Как мы видим, слово может иметь в языке не одно, а несколько значений. Свойство слова употребляться в разных значениях называется м н о г о з н а ч н о с т ь ю. Например, слово земля в русском литературном языке имеет следующие значения: 1) планета, на которой мы живём: Земля вращается вокруг Солнца; 2) реальная действительность в противоположность миру идеальному, воображаемому, небу (книжн., поэт., устар.): Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. (П.); 3) суша (в отличие от водных пространств): Наконец моряки увидели на горизонте землю; 4) почва, верхний слой коры нашей планеты: плодородная земля, пахать землю; 5) вещество тёмно-бурого цвета: песок смешан с землёй; засыпали ров землёй; 6) поверхность, по которой ходим, низ: упал на землю; 7) страна, государство, край, область: родная земля, земля отцов и дедов, Ростово-Суздальская земля; 8) участок, находящийся в чьём-либо владении: арендовать землю, приусадебная земля.

Если смысловая связь между разными значениями не потеряна, то они рассматриваются как значения одного и того же слова, а если потеряна, то они являются разными словами, например: ручка – маленькая рука и ручка – принадлежность для письма.

Омонимы.

Слова, одинаково звучащие, но не имеющий ничего общего в своём значении, называются омонимами: коса 1– орудие косьбы, коса2 – вид прически, коса3 – узкая полоска берега, выдающаяся далеко в воду.

Тем, что значения омонимов далеки друг, от друга, омонимы и отличаются от многозначных слов, которые сохраняют некоторую смысловую общность. Сравните: в клубах дыма – в клубах и домах культуры (клуб1 и клуб2 - омонимы) и зарыть в землю и родная земля (земля–многозначное слово; см. выше).

Омонимы создаются в языке разными путями:

1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц1 –луна и месяц2 –двенадцатая часть года;

2) в результате создания новых слов: ударник1 – часть затвора огнестрельного оружия или орудия (от удар с помощью суффикса -ник); ударник2 – передовой рабочий на. производстве (от ударный с помощью суффикса -ик);

3) в результате заимствования слов из других языков: лейка1 – сосуд для поливки цветов; лейка2 (заимствовано из немецкого языка) – вид фотоаппарата.

Упражнение 1. Выпишите слова, которые можно обобщить словом науки, а затем те слова, которые можно обобщить словом искусства.

Математика, география, поэзия, живопись, физика,химия,скульптура, биология, музыка.

2. Следующий список слов разбейте на группы в соответствии с общими свойствами понятий, которые этими словами обозначаются. Назовите каждую группу обобщающим (родовым) словом или словосочетанием.

Образец: радио, телеграф, телефон – средства связи.

Ромб, радость, весна, скрипка, топор, радио, поэма, квадрат, печаль, лето, молоток, басня, телеграф, виолончель, рубанок, зима, повесть, треугольник, восторг, осень, телефон, контрабас, пила, роман.

3. Из следующих примеров в левый столбец выпишите слова, обозначающие более общие понятия, а в правый – слова, обозначающие относящиеся к первым частные понятия.

Образец. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья (общее понятие – деревья; частное – липы).

1) Птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью. (Т.) 2) Явился Фома, причёсанный, затянутый, в сапогах и с собаками. Я ради приличия полюбовался глупыми животными (борзые – все чрезвычайно глупы). (Т.) 3) Приезжий с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, – словом, не пропустил ни одного значительного чиновника. (Г.) 4) Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом». (А.) 5) Неизвестно откуда возьмутся не свойственные горам цветы, кусты и деревья: незабудка, дикий нарцисс, тальник и берёзка.

4. Укажите, чем неправильны следующие предложения, и напишите их в исправленном виде.

1) Целые дни дядя Ерошка проводил в лесу, охотясь на зверей: кабанов, оленей, фазанов.

2) Густо разрослись роскошные деревья: мощные дубы, стройные ясени, орешник, жимолость, папоротники с их словно кружевными листьями.

5. Объясните, на основании какого признака данные предметы так названы.

Черника, подосиновик, головастик, светлячок, овчарка, дворняжка, одеяло, мыло, шило, шиповник, рожок, соратник.

6. Какие свойства предметов и факты использованы для обозначения следующих действий?

Съёжиться, петушиться, стушеваться, обуздать, ошеломить, стрелять, смутить, обосновать.

7. Какие слова употреблены в переносном смысле в следующих выражениях?

Горячая любовь, кипучая энергия, тёмные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование, золотое сердце.

Замените эти выражения близкими по смыслу.

8. Укажите, вместо каких слов и выражений употреблены выделенные слова.

1) Аудитория была очень внимательна. 2) Наши школьники любят и читаютМаяковского. 3) Нашкласс хорошо учится. 4) «...Я тритарелки съел». (Кр.) 5)Фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в гранёномхрустале. (П.) 6) «Вотголова, какой в России нет!» (Гр.)

9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова и выражения, употреблённые в переносном смысле.

1) Вот охват...вает ветер стаи волн об...ятьем крепким и бр...сает их с размаха в дикой злоб... на утёсы, разб...вая в пыль и брызги изумрудные гр...мады. (М. Г.)

2) Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присзо...ло себе насидьстве...ой лозой

И труд, и собственность, и время земледельца. (П.)

3) Душно! Без счастья и воли Грянь над пучиною моря,

Ночь бе...конечно дли..а. В поле, в лесу засвищи,

Буря бы грянула, что ли! Чашу вселенского горя

Чаша с краями полна! Всю расплещи!..

(Н. А. Н е к р а с о в.)

10. Спишите. Объясните, вкаких значениях употреблены выделенные слова в следующих предложениях:

1) Выстроили новыйдом. Под каждым ей (стрекозе) листком был готов и стол и дом. (Кр.)Дом вести – не лапти плести. (Посл.)

2) Купил чёрногохлеба. Хозяйка вынулахлебиз печки.Хлебссыпали в элеваторы.Хлеба уродились хорошие. Горек чужойхлеб.

3)Язык не лопатка: знает, что сладко. (Посл.)Язык до Киева доведёт. (Посл.) Безязыка и колокол нем. (Даль.) О великий, могучий, правдивый и свободный русскийязык! (Т.)

11. Спишите. Укажите, в каком из предложений слово вещь значит: 1) всё окружающее; 2) предметы материального мира; 3) мебель; 4) одежда; 5) имущество; 6) багаж; 7) факт, случай; 8) театральная постановка; 9) произведение искусства.

1) В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2) Сосед забрал свои вещи и уехал из города. 3) В чемодане лежали тёплые вещи. 4) Покарауль вещи, я схожу за билетами. 5) Художник выставил свои самые лучшие вещи. 6) В театре шла довольно забавная вещь. 7) Случилась удивительная вещь. 8) Вещи, находящиеся вне нас, воздействуют на наши органы чувств. 9) Надо иметь здравый взгляд на вещи.

12. Объясните одним словом или целым выражением, что значат выделенные слова.

1)Вывести пятно (уничтожить).Вывести букву,вывести узор, вывести фундамент,вывести цыплят.

2) Лёдидёт по реке. Снегидёт. Паридёт изо рта. Времяидётбыстро. Товар неидёт. На костюмидёт три метра материи. Шляпа мне неидёт. Сегодняидёт «Князь Игорь».

13. По «Толковому словарю русского языка» (под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, т. 1) или «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определите значения слов:

голова, золото, звено.

14. Составьте предложения, в которых был бы употреблён каждый из указанных

ниже омонимов.

Образец. Весь мир следит за успехами нашей науки.– Худой мир лучше доброй ссоры.

Мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, стать, рысь.

Синонимы.

С и н о н и м а м и называются слова, различные по своему звучанию, но близкие или одинаковые по значению.

Например, в словосочетании жадный, скупой, корыстолюбивый старик все синонимы одинаково характеризуют скупость старика, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок: жадный – «желаю-

щий захватить себе побольше», скупой – «мало или вовсе ничего не дающий», корыстолюбивый – «любящий выгоду, корысть, деньги» В других словосочетаниях эти слова уже не будут синонимами, например: любопытство жадное, но не скупое; лучи солнца осенью скупые, но не жадные; волки жадны, но не скупы; корыстолюбивы могут быть только люди и т. п.

Так как слово многозначно, то в одном значении у него одни синонимы, в другом – другие, например: тихий голос – глухой, слабый, едва слышный; тихая езда – медленная, небыстрая, черепашьим шагом, еле-еле; тихий человек – скромный, смирный, кроткий; тихий сон – безмятежный, спокойный.

Синонимичными могут быть как пары, так и целые ряды слов. Стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово – член синонимического ряда, как правило, бывает и стилистически нейтральным. Так, в ряду синонимов упасть, свалиться, бухнуться, шлёпнуться, грохнуться глагол упасть стилистически нейтрален, а остальные члены этого синонимического ряда стилистически окрашены.

Стилистически окрашенные синонимы обладают особой экспрессивностью, т.е. степенью выразительности, яркости обозначения; например, вместо слова множество в выражении множество народу можно употребить такие экспрессивные синонимы: масса народу, народу тьма, бездна, гибель, уйма и т. п.

Синонимы играют огромную роль в речи: с их помощью один и тот же смысл можно выражать различными способами, они необходимы и для передачи тонких оттенков смысла.

Антонимы.

Слова, противоположные по значению, называются а н т о н и м а м и: радостный – грустный, тихий – громкий, увеличивать – уменьшать, соблюдать – нарушать, жизнь – смерть, свет – мрак. всегда – никогда.

Антонимы возможны у таких слов, значения которых соотносительны и заключают в себе противоположные качественные оттенки: добрый – злой, свет – мрак, радость – горе, любовь – ненависть.

С помощью антонимов одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Сравните: надособлюдать правила уличного движения.– Не надонарушать правила уличного движения; Онаникогдане опаздывает.– Онавсегда приходит вовремя.

Упражнение 15. Прибавляйте к каждому существительному, поставленному в скобках, имя прилагательное; объясните значение прилагательного в разных сочетаниях, подобрав к нему синонимы (отдельные слова или целые выражения).

Крепкий (дерево, человек, одежда, сон, чай); тихий (голос, шаг, ветер, нрав, жизнь); сухой (земля, дрова, человек, стиль); чистый (бельё, комната, вода, золото, небо, стекло, сердце, произношение, работа, поле, доход); верный (друг, решение, копия, гибель).

16. Исправьте предложения, заменив повторяющиеся и однокоренные слова синонимами

1) Лодочник быстро работал вёслами и быстро достиг противоположного берега. 2) Скорый поезд с невероятной скоростью промчался мимо станции. 3) Я расскажу вам случай, который случился в одной деревне. 4) Петрову считали активисткой: она принимала самое активное участие в общественной работе. 5) Шёл крупный снег.; из которого так хорошо лепить снежки. Школьники шли из школы. Они увидели поезд, который шёл к станции.

17. Составьте небольшую заметку о прочитанном художественном произведении, употребив в ней следующие синонимы:

описать, изобразить, представить, обрисовать, показать, охарактеризовать, вывести.

18. Спишите следующие предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните антонимы.

1) Не было бы ...астья да не...астье пом..гло. (Посл. 2) Кипит и стын…т кровь. (Тютч.) 3) Он был стар они были молоды; он был скучен они были веселы. (Л. Т.) 4) Может быть они правы да и я (не) виноват (П.) 5) Что-то слыш..тся родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое то сердечная тоска. (П.) 6) Ты и убогая ты и обильная ты и могучая ты и бе...ильная – матушка Русь! (Н.) 7) Старое стари...ся молодое растёт. (Посл,)

19. Подберите антонимы к следующим словам и выражениям:

длинный рассказ, старый товарищ, дешёвый сорт, маленький домик, близкий путь, больной ребёнок, наказывать, хвалить, война, крупное хозяйство, временная работа, случайность.

Наши рекомендации