Род и число существительных
195.Спишите, согласуй прилагательные и местоимения с сущест
вительными. После каждого существительного укажите в скобках
его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.
Знаменит., фамилия, изб..рательн.. бюллетень, яб-лочн.. повидло, грузов., такси, ст..ринн.. рояль, заказы., бандероль, запасы., путь, горяч., кофе, авторитеты.. ж..ри, военн.. атташе, извести., маэстро, чёрн.. лебедь, полев.. мышь, шелков., кашне, нов., шампунь.
196.Прочитайте. Выпишите в два столбика существительные,
употребляющиеся: а) только в единственном числе; б) только во
множественном числе.
Ворота, рояль, сумерки, гражданин, студенчество, молодёжь, студент, заявление, фамилия, золото, чернила, опилки, счета, счёты, кружева, листва, листья, щипцы, вожжи, дрожжи, перец, сторож, инженер, тишина, ловкость, очки, лагерь, весы, отруби, терпение, бегство, сливки, будни, путь, офицер, площадь, лестницы, жмурки, дрожки, глаз, мощь, сила, судьба, молотьба, белизна, именины.
197. Спишите, согласуя с подлежащими определения и ска
зуемые.
1) Молодёжь участвует в проведен., фестиваля. Молод.. люди уме..т трудиться и отдыхать. 2) Юношество стрем..тся к знаниям. Мног.. юноши совмеща..т работу и
учебные занятия. 3) Лекции читал., извести., профессора. Профессура института организовал., ряд научных докладов для инженеров-практиков. 4) На семейное торжество собралась вс. родня. Мног.. родственники приехал., из других городов. 5) Зелен., чернил., пролил..сь. 6) Деревянн.. перил., явно нуждалась в починке.
198, Спишите, исправляя ошибки в употреблении существительных в форме единственного или множественного числа. Какие
нормы литературного языка здесь нарушены?
1) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневевшая жидкость. 2) Его мелочность, скаредность вызывает у всех негодования и презрения. 3) Татьяне свойственные тонкие понимания русской природы. 4) Мировоззрения Базарова и Павла Петровича Кирсанова различны. 5) В конце XIX — начале XX века в России происходили бурные развития общественного движения. 6) Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.
§ 36. ПРАВОПИСАНИЕ И ИЕ В РОДИТЕЛЬНОМ,
ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
Окончание | 1-е склонение, падеж | 2-е склонение, падеж | 3-е склонение, падеж | Разносклоняемые, падеж |
-е | Дат. и пр. (кроме сущ. на -ил): к земле — в земле, к фабрике — при фабрике, по аллее — в аллее, к статье — о статье | Пр. (кроме сущ. на -ий, -ие): о станке, в селе, о счастье | ||
-и | 1) Род.: у земли, у фабрики, от аллеи, из статьи; 2) род., дат. и пр. сущ. на -ия: от станции, к станции, о станции | Пр. сущ. на -ий9 -ие: о планетарии, в здании | Род., дат. и пр.: у двери, к двери, о двери | Род., дат. и пр.: у знамени, к знамени, о знамени, без пути, к пути, в пути |
199.Спишите, употребляя существительные в нужном падеже
единственного числа. Обозначьте склонение и падеж.
I. 1) Сообщить о (постановка) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени её (постановка). 2) Быть на (открытие) (выставка). Рассказать о (выставка) и её (открытие). 3) Присутствовать при (беседа) (участница) (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспедиция) с вопросом. 4) Подниматься по (лестница) (башня). Побывать в (башня) (крепость). 5) Подойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница). Уйти с (веранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Выписаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (музей). Возвратиться с (лекция).
П. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 3) Присутствовать на научной (конференция), посвященной современной (живопись) и (архитектура). 4) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 5) Отметить в (резолюция), (постановление) и (отчёт).
200.Спишите. Укажите склонение и падеж выделенных слов.
I. 1) В комнат., были следы вчерашнего обеда и ужина. 2) Чичиков остался по уходе Ноздрёва в самом неприятном расположен.,духа. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с ним о дел.. . 3) Он был в гор.., в досад.., роптал на весь свет. 4) Весь подбородок с нижней частью щеки походил у него [Плюшкина] на скребницу из железной проволок.., какой чистят на конюшн..лошадей. 5) Как очарованный, сидел Павел Иванович в облает., возрастающих грёз и мечтаний. 6) Он повалился в ноги князю так, как был: в фрак., наваринского плам.,н.. — с дымом, в бархатном жилет.., с атласным галстуком. 7) Часто неожиданно в глухом забытом захолусть.., на безлюдь.. безлюдном, встретишь человека, греющая беседа которого заставит тебя позабыть и безлюдь..дорог.., и бесприютность ночлегов. (Н. Гоголь)
П. 1) Вот я вижу себя (с)нов.. в деревн.. . (Бун.)
2) Солнце осени., без туч стоит, (не)грея, на лазур.. . (Н.)
3) Побывать в Итал.. ему (не)пришлось, зато он был во Франц.. и Белы.. . 4) В безмолви.. погас звенящий зной. (Сераф.) 5) Целые вечера Даша играла на роял.. .
(А. Н. Т.) 6) Надо льдом поднялся бесшумный язык плам..н.. . (А. Н. Т.) 7) Виктору нравилось участвовать в торжественном утреннем ше..тви.. на работу. (Горб.) 8) Вошёл молодой кондуктор в белом кител.. . (Вер.) 9) Павел в раздумь.. разорвал письмо. (Н. О.) 10) Большое видится на расстоян.. . (Ее.) 11) Самая крепкая и надёжная дружба завязывается там, где люди находятся в состояни.. наивысшего напрялсения всех человеческих качеств: на фронт.., на зимовк.. в Арктик.., в далёком плаван.. . (Горб.)
201. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме
нужного падежа.
I. 1) Постой лее. На листе черкни на записном проти-
ву будущей (неделя): к (Прасковья Фёдоровна) в дом во
вторник зван я на форели. (Гр.) 2) Кукшина просила его
узнать о (здоровье) (Анна Сергеевна). (Т.) 3) В доме (Арина
Власьевна) и понятия не имели о (счёт) на серебро. (Т.)
4) Ты пошли нарочного к Одинцовой (Анна Сергеевна). (Т.)
5) Степан Михайлович составил в своём уме весьма благоприятное мнение о (Софья Николаевна). (Акс.) 6) Мы остановились было смотреть на учение, но он просил нас идти к (Василиса Егоровна). (П.)
II. 1) Беседовать с (Александр Осипович). 2) Писать
(Андрей Фомич). 3) Обратиться к (Василий Саввич).
4) Передать привет от (Илья Кузьмич). 5) Пойти на экс
курсию с (Геннадий Никитич). 6) Вспомнить о (Филипп
Лукич). 7) Справиться о здоровье (Елена Кузьминична).
8) Отправить телеграмму (Мария Никитична). 9) Разгова
ривать по телефону с (Вера Ильинична). 10) Посоветовать
ся с (Анна Фоминична).
202. Спишите. Обозначьте в словах с пропущенными буквами
окончания и расставьте ударение. Сделайте морфологический
разбор выделенного слова.
1) Пред ним страница за страницей раскрывался совершенно неведомый мир, мир неиспытанных ощущений. (М.-С.) 2) За окошком, за колодц..м пыль дорог и ширь полей. (Исак.) 3) Под отц..вской крыш..ю здесь я жил и рос. (Исак.) 4) Долг платежам красен. (Поел.) 5) Вокруг разлита торжественная тишина, нарушаемая лишь плач..м ребёнка. (А. Н. Т.) 6) Ключ..м к городу были оба моста — де-
ревянный и железнодорожный. (А. Н. Т.) 7) Председатель постучал карандашам. (А. Н. Т.) 8) Северный ветер дышал стуж..й в тёмные окна домов. (А. Н. Т.) 9) Весенний свист скворц..в радостно наполняет воздух. (С.-М.) 10) Ночь была звёздная. Пахло землёй и морозц..м. (А. Н. Т.)
§ 37. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА
1. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются
с окончанием -а, -я:
адреса, берега, века, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря.
с окончанием -ы, и:
авторы, аптекари, агитаторы , бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, ревизоры, редакторы, снайперы, стажёры, торты, шофёры.
2. Различаются по значению существительные: меха (выделанные из шкуры зверей) — мехи (кузнечные), пояса (ремни) — пдясы (географические), провода (электрические шнуры) — проводы (кого-либо), пропуска (документы) — пропуски (то, что пропущено), счета (документы для оплаты) — счёты (приспособление для счёта), тормоза (устройство) — тормозы (преграды), учителя (преподаватели) — учители (основоположники научной теории), хлеба (злаки) — хлебы (печёные), цвета (краски) — цветы (растения), зубы (во рту) — зубья (зубцы), корни (у растений) — коренья (сушёные овощи), листы (бумаги, железа и т. п.) — листья (у растений), сыны (Родины) — сыновья (у матери).
3. Возможны двоякие формы у существительных (окончание -а, -я более свойственно разговорной речи): ветры — ветра, возы — воза, годы — года, прожёкто ры — прожектора, промыслы — промысла, цехи — цеха.
203. Спишите, раскрывая скобки. Поставьте в существительных
ударение и обозначьте окончания.
Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер).
204. Прочитайте, вставляя вместо точек нужные по смыслу су
ществительные, данные в скобках.
1) Рабочие собрались на ... отъезжающих на стройку. Тихо гудели телеграфные ... (провода, проводы). 2) Корректор заметил в рукописи ... букв. Работникам завода выдали новые ... (пропуска, пропуски). 3) У доски стояли большие деревянные .... Представленные ... надо оплатить в срок (счета, счёты). 4) Чуть шелестят ... на деревьях. На полке лежали ... картона (листы, листья). 5) Заболели .... У шестерни сломались ... (зубья, зубы). 6) У автомобиля испортились .... Было указано на ... для развития промышленности (тормозы, тормоза). 7) Дома окрашены в яркие .... На окне стояли ... (цвета, цветы). 8) В школе работают опытные .... Великие ... оставили богатое наследие (учителя, учители).
§ 38. ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
1. В родительном падеже множественного числа у существительных с основой на шипящую не пишется ъ: дач, рощ, зрелищ, пожарищ.
2. В безударном окончании родительного падежа множественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется ий: станция — станций, певунья — певуний, селение — селений, поместье — поместий (но: ружьё — ружей, платье — платьев, устье — устьев; также подмастерье (сущ. муж. рода) — подмастерьев).
3. В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь: черешен, боен.
Исключение: барышень, боярышень, деревень.
205. Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление бук
вы ь после шипящих.
Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, непромокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строительство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).
206. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме роди
тельного падежа множественного числа. Объясните их правопи
сание.
1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнездовье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки полевых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)
207. От следующих существительных мужского рода образуйте
родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосо
четаний с образованными словами.
1) Башкиры — башкир, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.
2) Киргизы — киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.
3) Валенки — валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремешки— ремешков, носки.
4) Вольты — вольт, амперы, микроны, аршины. Метры — метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон — лимонов, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.
208. От следующих существительных среднего и женского ро
да образуйте родительный падеж множественного числа. Составь
те 10 словосочетаний с образованными словами.
I. Существительные среднего рода:
1) Окошки — окошек, зёрнышки. Войско — войск, яблоко. 2) Число — чисел, кресло, бревно, полотно, волокно,
ребро, ядро. 3) Одеяльце — одеялец, полотенце, блюдце. Болотце — болотцев, кружевце, копытце, корытце. II. Существительные женского рода:
1) Ставня — ставен, басня, песня, домна. Ступня — ступней, западня, ноздря.
2) Кегля — кеглей, сакля, распря. Вафля — вафель, туфля, оглобля. Свадьба — свадеб, усадьба.
209.Образуйте форму родительного падежа от следующих суще
ствительных, употребляющихся только во множественном числе.
Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образо
ванными словами.
1) Часы — часов, щипцы, мостки, очки, тиски. Заморозки — заморозков, мемуары, плоскогубцы, счёты. Обои — обоев, побои.
2) Брызги — брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны. Деньги — денег, потёмки, носилки, салазки.
3) Будни — будней, клещи, ясли. Дрожжи — дрожжей, люди, отруби, сани.
210.Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являют
ся выделенные существительные. Спишите, расставляя недостаю
щие знаки препинания.
1) Музыка это как бы душа песниее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженерпопросил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юношавоин на битву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Старинные липы современницыПетра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)
211.Спишите предложения, употребляя существительные, данные
в скобках, в форме родительного падежа множественного числа.
Обозначьте основу и окончание у этих существительных.
1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец),
англичан — в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (Л.) 3) Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных палаток. (Аре.) 5) Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёздных — август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)
§ 39. ПРАВОПИСАНИЕ ФАМИЛИЙ И НАЗВАНИЙ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
Многие притяжательные прилагательные на -ин--------------- ын
и -ов------- ев перешли в имена существительные собствен
ные — фамилии, названия населённых пунктов, например:
Кузьмин (от имени Кузьма), Глебов (от имени Глеб), село
Марьино (от имени Марья) и т. п. По образцу этих слов соз
давались и создаются новые существительные, в том числе
и от названий неодушевлённых предметов, например: еле
сарь Спицыи, село Крюково.
Для правописания таких слов важно знать следующее:
1. В фамилиях на -ин —ын и -ов —ев в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым (как у прилагательных), например: с Фёдором Мухиным, Павлом Лисицыным, Олегом Смирновым, Андреем Карасёвым (но: Дарвином).
2. В названиях населённых пунктов на -ин------ ын,
-ов---- ев, -ино------ ыно, -ово------ ево в творительном падеже
единственного числа пишется -ом (как у существительных), например: под городом Калязином, городом Сарато вом, селом Бородином,, селом Крюковом.
212. Просклоняйте (устно).
Художник Репин, поэт Некрасов, артистка Фёдорова, композитор Щедрин, город Киев, город Нежин, город Иваново, город Серпухов, село Царицыно, село Павшино, село Колшево.
213. Спишите, раскрывая скобки и ставя данные слова в нужных
падежах.
1) Экскурсанты любовались (город Пушкин). 2) Каждый знает стихотворение «Памятник», написанное великим
(поэт Пушкин). 3) Наши войска выиграли сражение под (село Бородино). 4) Опера «Князь Игорь» написана (композитор Бородин). 5) С глубокой любовью описана русская природа (писатель Иван Сергеевич Тургенев). 6) За (село Царицыно) стоят стены недостроенного дворца, план которого создан (архитектор Баженов). 7) Ученики читали рассказ «Ионыч», написанный (Антон Павлович Чехов). 8) Рядом с подмосковным (город Чехов) находится музей-усадьба Мелихово. 9) Пассажиры с палубы теплохода любовались (город Ростов). 10) Денисов ехал вместе с (Петя Ростов).
§ 40. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Правописание суффиксов, образующих существительныес новым лексическим значением
При помощи суффиксов имена существительные могут быть образованы от различных частейречи. Например: учить — учитель, молодой — молодость, белый — белизна, камень — каменщик и т. д.
Для правильного написания суффиксальных существительных надо знать следующие суффиксы, употребляемые для их образования.
Суффиксы | Правило | Примеры |
1) -чик, -щик | В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после соглас ных д, т, з, с, ж пи шется -чик, после дру гих согласных---------- щик Примечания. 1.После т в некото рых словах с иноязыч ными корнями пишется -щик. 2. Буква ь перед -щик пишется только после л | переводить — переводчик, переплетать — переплетчик, возить — возчик, переписать — переписчик, перебе жать — перебежчик, но; каменщик, фрезеровщик брильянтщик пильщик, стекольщик, но: банщик, фонарщик |
Окончание
Суффиксы | Правило | Примеры |
2) -отн-, -овн-, -от-, -ость | Пишутся с буквой 0 | беготня, болтовня, высота, подлинность |
3) -ет-, -есть, -еств- | Пишутся с буквой е | нищета, плавучесть, студенчество |
4) -ин-, -изн-, (ин)ств- | Пишутся с буквой и | вышина, кривизна, большинство |
214. От данных слов посредством суффикса -чик или ~щик образуйте
имена существительные со значением лица. Суффиксы обозначьте.
Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемёт, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, контора, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплёт, ремонт, упаковка, проход, подписать.
215. Образуйте от данных слов существительные посредством
суффиксов: а) -еств-9 -(ин)ств-; б) -ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость,
-есть; в) -овн-, -отн-. Если от слова можно образовать существи
тельное с несколькими суффиксами, используйте каждый суф
фикс. Суффиксы обозначьте. Составьте словосочетания с образо
ванными вами существительными.
а) Студент, человек, достойный, меньше, одинокий,
большой, много, юноша, хищник, старший;
б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой,
новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый,
правый, бедный;
в) толкать, болтать, бегать, пачкать.
216. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффик
сы существительных. Объясните (устно) их правописание.
1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос.ик, на биржу тянется извоз..ик. (П.) 3) Побывав у заказчиков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к знакомому переплёт..ику. (Ч.) 4) В Нижнем буфет..ик рассчи-
тал меня. (М. Г.) 5) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т.) 6) Обманщики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 7) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 8) Два красил..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 9) От судов по колеблющимся мосткам сновали груз..ики. (Купр.)