Род и число существительных

195.Спишите, согласуй прилагательные и местоимения с сущест­
вительными. После каждого существительного укажите в скобках
его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.

Знаменит., фамилия, изб..рательн.. бюллетень, яб-лочн.. повидло, грузов., такси, ст..ринн.. рояль, заказы., бандероль, запасы., путь, горяч., кофе, авторитеты.. ж..ри, военн.. атташе, извести., маэстро, чёрн.. лебедь, полев.. мышь, шелков., кашне, нов., шампунь.

196.Прочитайте. Выпишите в два столбика существительные,
употребляющиеся: а) только в единственном числе; б) только во
множественном числе.

Ворота, рояль, сумерки, гражданин, студенчество, моло­дёжь, студент, заявление, фамилия, золото, чернила, опил­ки, счета, счёты, кружева, листва, листья, щипцы, вожжи, дрожжи, перец, сторож, инженер, тишина, ловкость, очки, лагерь, весы, отруби, терпение, бегство, сливки, будни, путь, офицер, площадь, лестницы, жмурки, дрожки, глаз, мощь, сила, судьба, молотьба, белизна, именины.

197. Спишите, согласуя с подлежащими определения и ска­
зуемые.

1) Молодёжь участвует в проведен., фестиваля. Мо­лод.. люди уме..т трудиться и отдыхать. 2) Юношество стрем..тся к знаниям. Мног.. юноши совмеща..т работу и

учебные занятия. 3) Лекции читал., извести., профессора. Профессура института организовал., ряд научных докладов для инженеров-практиков. 4) На семейное торжество со­бралась вс. родня. Мног.. родственники приехал., из дру­гих городов. 5) Зелен., чернил., пролил..сь. 6) Деревянн.. перил., явно нуждалась в починке.

198, Спишите, исправляя ошибки в употреблении существитель­ных в форме единственного или множественного числа. Какие

нормы литературного языка здесь нарушены?

1) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а ка­кая-то заплесневевшая жидкость. 2) Его мелочность, ска­редность вызывает у всех негодования и презрения. 3) Тать­яне свойственные тонкие понимания русской природы. 4) Мировоззрения Базарова и Павла Петровича Кирсанова различны. 5) В конце XIX — начале XX века в России про­исходили бурные развития общественного движения. 6) Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.

§ 36. ПРАВОПИСАНИЕ И ИЕ В РОДИТЕЛЬНОМ,

ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ

ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Окон­чание 1-е склонение, падеж 2-е скло­нение, падеж 3-е скло­нение, падеж Разноскло­няемые, падеж
Дат. и пр. (кроме сущ. на -ил): к зем­ле — в земле, к фабрике — при фаб­рике, по аллее — в аллее, к ста­тье — о статье Пр. (кро­ме сущ. на -ий, -ие): о станке, в селе, о счастье    
1) Род.: у земли, у фабрики, от ал­леи, из статьи; 2) род., дат. и пр. сущ. на -ия: от станции, к станции, о стан­ции Пр. сущ. на -ий9 -ие: о плане­тарии, в здании Род., дат. и пр.: у две­ри, к двери, о двери Род., дат. и пр.: у знамени, к знамени, о знамени, без пути, к пути, в пути

199.Спишите, употребляя существительные в нужном падеже
единственного числа. Обозначьте склонение и падеж.

I. 1) Сообщить о (постановка) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени её (постановка). 2) Быть на (открытие) (выстав­ка). Рассказать о (выставка) и её (открытие). 3) Присутст­вовать при (беседа) (участница) (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспедиция) с вопросом. 4) Подниматься по (лестница) (башня). Побывать в (башня) (крепость). 5) По­дойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница). Уйти с (ве­ранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Вы­писаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (му­зей). Возвратиться с (лекция).

П. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 3) При­сутствовать на научной (конференция), посвященной со­временной (живопись) и (архитектура). 4) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 5) Отметить в (резолюция), (поста­новление) и (отчёт).

200.Спишите. Укажите склонение и падеж выделенных слов.

I. 1) В комнат., были следы вчерашнего обеда и ужина. 2) Чичиков остался по уходе Ноздрёва в самом неприятном расположен.,духа. Но ещё более бранил себя за то, что заго­ворил с ним о дел.. . 3) Он был в гор.., в досад.., роптал на весь свет. 4) Весь подбородок с нижней частью щеки похо­дил у него [Плюшкина] на скребницу из железной прово­лок.., какой чистят на конюшн..лошадей. 5) Как очарован­ный, сидел Павел Иванович в облает., возрастающих грёз и мечтаний. 6) Он повалился в ноги князю так, как был: в фрак., наваринского плам.,н.. — с дымом, в бархатном жи­лет.., с атласным галстуком. 7) Часто неожиданно в глухом забытом захолусть.., на безлюдь.. безлюдном, встретишь че­ловека, греющая беседа которого заставит тебя позабыть и безлюдь..дорог.., и бесприютность ночлегов. (Н. Гоголь)

П. 1) Вот я вижу себя (с)нов.. в деревн.. . (Бун.)

2) Солнце осени., без туч стоит, (не)грея, на лазур.. . (Н.)

3) Побывать в Итал.. ему (не)пришлось, зато он был во Франц.. и Белы.. . 4) В безмолви.. погас звенящий зной. (Сераф.) 5) Целые вечера Даша играла на роял.. .

(А. Н. Т.) 6) Надо льдом поднялся бесшумный язык плам..н.. . (А. Н. Т.) 7) Виктору нравилось участвовать в торжественном утреннем ше..тви.. на работу. (Горб.) 8) Во­шёл молодой кондуктор в белом кител.. . (Вер.) 9) Павел в раздумь.. разорвал письмо. (Н. О.) 10) Большое видится на расстоян.. . (Ее.) 11) Самая крепкая и надёжная дружба за­вязывается там, где люди находятся в состояни.. наивысше­го напрялсения всех человеческих качеств: на фронт.., на зимовк.. в Арктик.., в далёком плаван.. . (Горб.)

201. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме
нужного падежа.

I. 1) Постой лее. На листе черкни на записном проти-
ву будущей (неделя): к (Прасковья Фёдоровна) в дом во
вторник зван я на форели. (Гр.) 2) Кукшина просила его
узнать о (здоровье) (Анна Сергеевна). (Т.) 3) В доме (Арина
Власьевна) и понятия не имели о (счёт) на серебро. (Т.)

4) Ты пошли нарочного к Одинцовой (Анна Сергеевна). (Т.)

5) Степан Михайлович составил в своём уме весьма благо­приятное мнение о (Софья Николаевна). (Акс.) 6) Мы оста­новились было смотреть на учение, но он просил нас идти к (Василиса Егоровна). (П.)

II. 1) Беседовать с (Александр Осипович). 2) Писать
(Андрей Фомич). 3) Обратиться к (Василий Саввич).
4) Передать привет от (Илья Кузьмич). 5) Пойти на экс­
курсию с (Геннадий Никитич). 6) Вспомнить о (Филипп
Лукич). 7) Справиться о здоровье (Елена Кузьминична).
8) Отправить телеграмму (Мария Никитична). 9) Разгова­
ривать по телефону с (Вера Ильинична). 10) Посоветовать­
ся с (Анна Фоминична).

202. Спишите. Обозначьте в словах с пропущенными буквами
окончания и расставьте ударение. Сделайте морфологический
разбор выделенного слова.

1) Пред ним страница за страницей раскрывался совер­шенно неведомый мир, мир неиспытанных ощущений. (М.-С.) 2) За окошком, за колодц..м пыль дорог и ширь по­лей. (Исак.) 3) Под отц..вской крыш..ю здесь я жил и рос. (Исак.) 4) Долг платежам красен. (Поел.) 5) Вокруг раз­лита торжественная тишина, нарушаемая лишь плач..м ре­бёнка. (А. Н. Т.) 6) Ключ..м к городу были оба моста — де-

ревянный и железнодорожный. (А. Н. Т.) 7) Председатель постучал карандашам. (А. Н. Т.) 8) Северный ветер дышал стуж..й в тёмные окна домов. (А. Н. Т.) 9) Весенний свист скворц..в радостно наполняет воздух. (С.-М.) 10) Ночь была звёздная. Пахло землёй и морозц..м. (А. Н. Т.)

§ 37. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА

1. Некоторые существительные мужского рода в имени­тельном падеже множественного числа употребляются

род и число существительных - student2.ru с окончанием -а, -я:

адреса, берега, века, горо­да, директора, доктора, же­лоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, профессо­ра, сорта, стога, фельдше­ра, штемпеля, якоря.

с окончанием -ы, и:

авторы, аптекари, агитато­ры , бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекто­ры, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, ревизоры, ре­дакторы, снайперы, стажё­ры, торты, шофёры.

2. Различаются по значению существительные: ме­ха (выделанные из шкуры зверей) — мехи (кузнечные), пояса (ремни) — пдясы (географические), провода (элек­трические шнуры) — проводы (кого-либо), пропуска (доку­менты) — пропуски (то, что пропущено), счета (докумен­ты для оплаты) — счёты (приспособление для счёта), тор­моза (устройство) — тормозы (преграды), учителя (преподаватели) — учители (основоположники научной теории), хлеба (злаки) — хлебы (печёные), цвета (крас­ки) — цветы (растения), зубы (во рту) — зубья (зубцы), корни (у растений) — коренья (сушёные овощи), листы (бумаги, железа и т. п.) — листья (у растений), сыны (Ро­дины) — сыновья (у матери).

3. Возможны двоякие формы у существительных (окончание -а, -я более свойственно разговорной речи): ветры — ветра, возы — воза, годы — года, прожёкто ры — прожектора, промыслы — промысла, цехи — цеха.

203. Спишите, раскрывая скобки. Поставьте в существительных
ударение и обозначьте окончания.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опыт­ные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назна­ченные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внима­тельные (инспектор), сторожевые (катер).

204. Прочитайте, вставляя вместо точек нужные по смыслу су­
ществительные, данные в скобках.

1) Рабочие собрались на ... отъезжающих на стройку. Ти­хо гудели телеграфные ... (провода, проводы). 2) Корректор заметил в рукописи ... букв. Работникам завода выдали но­вые ... (пропуска, пропуски). 3) У доски стояли большие де­ревянные .... Представленные ... надо оплатить в срок (сче­та, счёты). 4) Чуть шелестят ... на деревьях. На полке лежа­ли ... картона (листы, листья). 5) Заболели .... У шестерни сломались ... (зубья, зубы). 6) У автомобиля испортились .... Было указано на ... для развития промышленности (тор­мозы, тормоза). 7) Дома окрашены в яркие .... На окне стояли ... (цвета, цветы). 8) В школе работают опытные .... Великие ... оставили богатое наследие (учителя, учители).

§ 38. ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

1. В родительном падеже множественного числа у су­ществительных с основой на шипящую не пишется ъ: дач, рощ, зрелищ, пожарищ.

2. В безударном окончании родительного падежа мно­жественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется ий: станция — станций, певунья — певуний, селение — селений, поместье — поместий (но: ружьё — ружей, платье — платьев, устье — устьев; так­же подмастерье (сущ. муж. рода) — подмастерьев).

3. В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь: черешен, боен.

Исключение: барышень, боярышень, деревень.

205. Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление бук­
вы ь после шипящих.

Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, не­промокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строитель­ство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).

206. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме роди­
тельного падежа множественного числа. Объясните их правопи­
сание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фрук­товых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впе­чатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из рус­ских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнез­довье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки поле­вых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)

207. От следующих существительных мужского рода образуйте
родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосо­
четаний с образованными словами.

1) Башкиры — башкир, болгары, буряты, грузины, осе­тины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.

2) Киргизы — киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.

3) Валенки — валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремеш­ки— ремешков, носки.

4) Вольты — вольт, амперы, микроны, аршины. Мет­ры — метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон — лимонов, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

208. От следующих существительных среднего и женского ро­
да образуйте родительный падеж множественного числа. Составь­
те 10 словосочетаний с образованными словами.

I. Существительные среднего рода:

1) Окошки — окошек, зёрнышки. Войско — войск, яб­локо. 2) Число — чисел, кресло, бревно, полотно, волокно,

ребро, ядро. 3) Одеяльце — одеялец, полотенце, блюдце. Болотце — болотцев, кружевце, копытце, корытце. II. Существительные женского рода:

1) Ставня — ставен, басня, песня, домна. Ступня — ступней, западня, ноздря.

2) Кегля — кеглей, сакля, распря. Вафля — вафель, туфля, оглобля. Свадьба — свадеб, усадьба.

209.Образуйте форму родительного падежа от следующих суще­
ствительных, употребляющихся только во множественном числе.
Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образо­
ванными словами.

1) Часы — часов, щипцы, мостки, очки, тиски. Замо­розки — заморозков, мемуары, плоскогубцы, счёты. Обои — обоев, побои.

2) Брызги — брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны. Деньги — денег, потёмки, носилки, салазки.

3) Будни — будней, клещи, ясли. Дрожжи — дрожжей, люди, отруби, сани.

210.Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являют­
ся выделенные существительные. Спишите, расставляя недостаю­
щие знаки препинания.

1) Музыка это как бы душа песниее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженерпопро­сил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес пре­граждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пес­кам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юношавоин на бит­ву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Ста­ринные липы современницыПетра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)

211.Спишите предложения, употребляя существительные, данные
в скобках, в форме родительного падежа множественного числа.
Обозначьте основу и окончание у этих существительных.

1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец),

англичан — в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (Л.) 3) Свинья на барский двор когда-то затеса­лась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топо­ра, двух полотняных палаток. (Аре.) 5) Месяц поздних (по­целуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёзд­ных — август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) при­носят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)

§ 39. ПРАВОПИСАНИЕ ФАМИЛИЙ И НАЗВАНИЙ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Многие притяжательные прилагательные на -ин--------------- ын

и -ов------- ев перешли в имена существительные собствен­
ные — фамилии, названия населённых пунктов, например:
Кузьмин (от имени Кузьма), Глебов (от имени Глеб), село
Марьино (от имени Марья) и т. п. По образцу этих слов соз­
давались и создаются новые существительные, в том числе
и от названий неодушевлённых предметов, например: еле
сарь Спицыи, село Крюково.

Для правописания таких слов важно знать следующее:

1. В фамилиях на -ин —ын и -ов —ев в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым (как у прилагательных), например: с Фёдором Мухиным, Пав­лом Лисицыным, Олегом Смирновым, Андреем Карасё­вым (но: Дарвином).

2. В названиях населённых пунктов на -ин------ ын,

-ов---- ев, -ино------ ыно, -ово------ ево в творительном падеже

единственного числа пишется -ом (как у существитель­ных), например: под городом Калязином, городом Сарато вом, селом Бородином,, селом Крюковом.

212. Просклоняйте (устно).

Художник Репин, поэт Некрасов, артистка Фёдорова, композитор Щедрин, город Киев, город Нежин, город Ива­ново, город Серпухов, село Царицыно, село Павшино, село Колшево.

213. Спишите, раскрывая скобки и ставя данные слова в нужных
падежах.

1) Экскурсанты любовались (город Пушкин). 2) Каж­дый знает стихотворение «Памятник», написанное великим

(поэт Пушкин). 3) Наши войска выиграли сражение под (село Бородино). 4) Опера «Князь Игорь» написана (компо­зитор Бородин). 5) С глубокой любовью описана русская природа (писатель Иван Сергеевич Тургенев). 6) За (село Царицыно) стоят стены недостроенного дворца, план кото­рого создан (архитектор Баженов). 7) Ученики читали рас­сказ «Ионыч», написанный (Антон Павлович Чехов). 8) Ря­дом с подмосковным (город Чехов) находится музей-усадьба Мелихово. 9) Пассажиры с палубы теплохода любовались (город Ростов). 10) Денисов ехал вместе с (Петя Ростов).

§ 40. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Правописание суффиксов, образующих существительныес новым лексическим значением

При помощи суффиксов имена существительные мо­гут быть образованы от различных частейречи. Напри­мер: учить — учитель, молодой — молодость, белый — белизна, камень — каменщик и т. д.

Для правильного написания суффиксальных существи­тельных надо знать следующие суффиксы, употребляемые для их образования.

Суффиксы Правило Примеры
1) -чик, -щик В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после соглас­ ных д, т, з, с, ж пи­ шется -чик, после дру­ гих согласных---------- щик Примечания. 1.После т в некото­ рых словах с иноязыч­ ными корнями пишется -щик. 2. Буква ь перед -щик пишется только после л переводить — перевод­чик, переплетать — переплетчик, возить — возчик, переписать — переписчик, перебе жать — перебежчик, но; каменщик, фрезе­ровщик брильянтщик пильщик, стекольщик, но: банщик, фонарщик

Окончание

Суффиксы Правило Примеры
2) -отн-, -овн-, -от-, -ость Пишутся с буквой 0 беготня, болтовня, высота, подлинность
3) -ет-, -есть, -еств- Пишутся с буквой е нищета, плавучесть, студенчество
4) -ин-, -изн-, (ин)ств- Пишутся с буквой и вышина, кривизна, большинство

214. От данных слов посредством суффикса -чик или ~щик образуйте
имена существительные со значением лица. Суффиксы обозначьте.

Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемёт, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фо­нарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, конто­ра, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплёт, ремонт, упа­ковка, проход, подписать.

215. Образуйте от данных слов существительные посредством
суффиксов: а) -еств-9 -(ин)ств-; б) -ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость,
-есть; в) -овн-, -отн-. Если от слова можно образовать существи­
тельное с несколькими суффиксами, используйте каждый суф­
фикс. Суффиксы обозначьте. Составьте словосочетания с образо­
ванными вами существительными.

а) Студент, человек, достойный, меньше, одинокий,
большой, много, юноша, хищник, старший;

б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой,
новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый,
правый, бедный;

в) толкать, болтать, бегать, пачкать.

216. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффик­
сы существительных. Объясните (устно) их правописание.

1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос.ик, на биржу тянется из­воз..ик. (П.) 3) Побывав у заказчиков, Лука Александро­вич зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к зна­комому переплёт..ику. (Ч.) 4) В Нижнем буфет..ик рассчи-

тал меня. (М. Г.) 5) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т.) 6) Об­манщики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 7) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 8) Два красил..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 9) От судов по колеблющимся мосткам сновали груз..ики. (Купр.)

Наши рекомендации