Редеет облаков летучая гряда
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
С. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные и таинственные картины природы?
В8. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»).
В9. Каким размером написано пушкинское стихотворение?
В10. Укажите приём усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…
В11. Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?
В12. Укажите название стилистического приёма, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков («влачил задумчивую лень»)
С1. Как переданы в стихотворении переживания лирического героя?
С2. Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данным стихотворением? Свой ответ обоснуйте.
В8. метафора
В9. ямб
В10. анафора, повтор
В11. символ
В12. аллитерация, звукопись.
В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
А.С.Пушкин
В8. Как в литературном произведении называется разновидность описания, с помощью которого автор создаёт поэтическую картину русской зимы:
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
………………….
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
В9. Вторя, третья и четвёртая (незавершённая) строфы стихотворения А.С.Пушкина начинаются со слова «пой». Как называется подобный художественный приём?
В10. Укажите термин, которым в литературоведении называют стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе.
В11. Из текста стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…» выпишите два наречия, определяющие, как именно поэт вслушивается в пение ямщика.
В12. как называется средство художественной выразительности, встречающееся в стихотворении А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…»(«в поле чистом», «песня удалая», «месяц ясный»), и позволяющее говорить о связи этого произведения с традициями русского фольклора.
С3. Назовите основные темы и мотивы стихотворения «В поле чистом серебрится…».
С4. Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ дороги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?
Ответы:
В9. анафора, единоначатие
В10. аллитерация, звукопись
В11. молча, жадно
В12. постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания
«Осень»
Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением. С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда “пышные” эпитеты (“Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса”), олицетворения (осень – нелюбимое дитя; см. характеристику Татьяны в “Евгении Онегине”), развёрнутые сравнения (осень – чахоточная дева, VI строфа). С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи –
в нём подчёркивается органическая связь природы с повседневным бытом:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой приходит голод.
В “Осени” “высокий” стиль гармонически сочетается с “низким” (“Я снова жизни полн” – здесь тон повышенный, поэтический; и тут же резкий ход “вниз”: “...таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”; повседневное и будничное прекрасно уживаются (в одной строке). Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни (см. “Осень” Е.А. Баратынского). В “Осени” Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым (как сама жизнь), обогащённым тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчуждённость, с другой – нарядность и праздничность. Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.
«Вновь я посетил…»
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох -
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. Творчество Пушкина развивалось в направлении к реализму. Этим объясняется точность и простота деталей пейзажа.
В основе стихотворения “Вновь я посетил” – раздумья о смысле бытия. Образ Времени как философской категории помогает поэту передать эти раздумья. Перед нами прошлое, настоящее и будущее. Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” трех времен, единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. И лирический герой стихотворения “покорен общему закону”. Так выражается у поэта христианский взгляд на жизнь и смерть. Все в мире разумно, целостно. Вечен и человек, если попадает в ритм законов Бытия. Мысль о “вечной разумной жизни” воплощает художественный образ дерева, листьев. Мы, все люди, как листья на деревьях. Листья опадают, а дерево остается. Весной появляются новые листья, как новые поколения людей. Человек остается в мире и через семью, детей, через память. Мотив памяти звучит в 1 и 3 частях стихотворения, где возникают картины прошлого и будущего.
Память – соединительная нить между ними. Носителем памяти о прошлом выступает сам лирический герой стихотворения; память его хранит дорогие сердцу образы: “опальный домик”, облик няни, “холм лесистый”, озеро, “иные берега, иные волны”. Обыденное становится для него символом вечности. В 3 части стихотворения носителем памяти становится внук. И это прекрасно, считает поэт. И он приветствует это “племя, младое, незнакомое”. Смысл жизни – в этой памяти потомков. Мы все – часть друг друга. Мы все едины: человек с человеком, человек с природой, поэтому не распадается связь времен, и жизнь человека имеет смысл, она неподвластна смерти. Христианский взгляд на мир – это любовь к жизни, спокойное и мудрое приятие смерти как общего закона бытия. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Быть “покорным общему закону” – значит принять разумность Бытия. Это путь к любви, гармонии, Богу. К такому восприятию жизни человек идет всю свою жизнь и сам учится этому, а “обучившись”, обретает вечность. “Любовному благоволению “ко всему живому, как творению и образу Божию”, с великой мудростью учит нас Пушкин.
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
«Вновь я посетил...» лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом.