Тема VI. Фонология. Фонологическая транскрипция
Занятие 9. Звук. Звукотип. Фонема
1. Антиномия языка и речи по Ф. де Соссюру. Звук речи, фонема (звук язык). Основные функции фонемы в языке: отождествительная и различительная.
2. Уровни функционирования языка: уровень языковой абстракции, уровень нормы, уровень индивидуальной речи. Звук, звукотип, фонема.
3. Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Параллельный и пересекающийся типы позиционной мены звуков. Сопоставление позиционной мены звуков с грамматическими чередованиями. Позиционные и непозиционные чередования.
4. Фонетика, фонология и морфонология.
Литература
І. 3, 5, 6, 9, 10, 29, 32, 33, 34, 35, 37.
ІІ. 41, 52, 61, 64, 65.
Термины
Аллофоны, архифонема, варианты, вариации, гиперфонема, грамматические чередования, дистрибуция, дифференциальные признаки, «звукокачество», «звукоколичество», звук речи, звук языка, интегральные признаки, исторические чередования, морфологические чередования, морфонология, непозиционные чередования, неразличительные признаки, оппозиция, основной вариант фонемы, основной вид фонемы, отождествительная функция, оттенок фонемы, перцептивная функция (фонем), позиционные изменения (звуков), позиционные чередования, позиция, произносительные условия, различительная функция (фонем), различительные признаки, сигнификативная функция (фонем), сильная позиция, система гласных фонем, система согласных фонем, система фонем, слабая позиция, смыслоразличительная функция (фонем), фонема, фонематическая транскрипция, фонетические условия, фонетические чередования, фонологические позиции, фонологические школы, фонология, чередование, чередование гласных, чередование согласных, чередование фонем.
1. Ответьте на вопросы (АР):
1) Назовите три аспекта изучения звуков речи.
2) Какова природа признаков, составляющих физиологический аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.
3) Какова природа звуковых признаков, составляющих физический аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.
4) В чем заключается функция звуков речи?
5) Можно ли сказать, что социальный аспект звуков речи составляется звуковыми признаками, материально отличными от первых двух типов признаков?
6) Что такое фонема?
7) Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема?
8) Можно ли произнести фонему? Докажите. (57, 26)
9) Каковы функции фонемы? Почему носители русского языка воспринимают [с] и [с’], [с] и [з], [с] и [ш] как разные звуки? Почему данные пары звуков можно считать представителями разных фонем? (57, 67-68)
2. Затранскрибируйте слова, какие чередования звуков являются в данных словах позиционными, а какие – чередованиями фонем? Чем являются здесь позиционно чередующиеся звуки – вариантами или вариациями фонем?
Мул – мыл – мал – мол – мёл – мял – мил – мел, дунь – дынь – дань – день – динь, гроб – граб – груб – грёб – гриб, рук – рык – рок – рак – рёк – рек (АР).
Сын – сан – сон – сонь – синь, клан – клён – клин – клюнь, рыж – рожь – раж – режь, вол – выл – вал – вял – вил – вёл (СР). (60, 33)
3. Затранскрибируйте слова, укажите сильные и слабые позиции гласных фонем (АР).
Круг, курган, знаток, столоваться, молочный, весна, воз, ветка, берега, март, карандаш (58, 60).
4. Затранскрибируйте слова, укажите сильные и слабые позиции согласных фонем (АР).
Друг, другой, вперед, клетка, связь, брод, сдать, водный, волк, кончик, вместе, подвода, подъезд, звезды, звезд, канва (58, 60).
5. Назовите в данных словах все сильные и слабые фонемы (СР).
Дал, вёл, ясень, док, ток, составь, надут, руководить. (58, 61)
6. Затранскрибировать текст. Определить слабые и сильные позиции гласных и согласных звукотипов (СР).
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. (А. Пушкин) (57, 26)
7. Даны фонемы русского языка. Определите, какими звукотипами могут реализовываться эти фонемы (АР).
<в>, <ж>, <г>, <с>, <о>, <а>, <э>. (58, 63)
8. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические варианты фонем (СР).
<с’>, <б>, <э>, <о>, <а>, <д>, <н’>. (58, 64)
9. Затранскрибируйте текст. Выпишите слова: 1) с гласными фонемами в сильной позиции, 2) с вариантами тех же сильных фонем, 3) с согласными фонемами в сильной позиции, 4) с вариантами тех же сильных фонем.
Недолгое дело
Собраться в дорожку.
Спешили машины
В колхоз на картошку.
И дождик осенний
Над мокрым брезентом
Не мог настроенья
Испортить студентам (АР).
Мы рано вставали –
И сразу же в поле,
И что нам усталость,
И что нам мозоли!
А в гости мы звали
Бригаду девчонок,
Чтоб вместе отведать
Картошки печеной (СР).
(И. Шаферан.) (58, 63)
Занятие 10. Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Нейтрализация фонем
1. Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Самостоятельные и позиционные признаки звуков, реализующих фонему. Нейтрализация фонем.
2. Характер сочетаемости дифференциальных признаков в одной фонеме и в пределах всей системы. Маркированные и немарикированные фонемы.
3. Связь сочетаемостных свойств дифференциальных признаков фонем с артикуляционной базой языка.
Литература
І. 3, 5, 6, 9, 10, 29, 32, 33, 34, 35, 37.
ІІ. 41, 52, 61, 64, 65.
Термины
Аллофоны, артикуляционная база, архифонема, варианты, вариации, гиперфонема, дистрибуция, дифференциальные признаки, «звукокачество», «звукоколичество», звук речи, звук языка, интегральные признаки, маркированная фонема, нейтрализация фонем, немаркированная фонема, неразличительные признаки, оппозиция фонем, основной вариант фонемы, основной вид фонемы, отождествительная функция, оттенок фонемы, перцептивная функция (фонем), позиция, признак звука речи, признак фонемы, произносительные условия, различительная функция (фонем), различительные признаки, сигнификативная функция (фонем), сильная позиция, система гласных фонем, система согласных фонем, система фонем, слабая позиция, смыслоразличительная функция (фонем), фонема, фонематическая транскрипция, фонетические условия, фонологические позиции, фонология.
1. Ответьте на вопросы (АР):
1) Как называются функционально важные звуковые признаки?
2) Что такое звуковая оппозиция (оппозиция звуковых признаков)? Покажите это на примерах.
3) В чем разница между фонологическими и нефонологическими звуковыми признаками и их оппозициями?
4) Что такое нейтрализация фонологических оппозиций? Что возникает в результате нейтрализации?
5) Опишите условия, могущие вызвать нейтрализацию фонологических оппозиций. (57, 26)
6) Какие признаки фонем являются дифференциальными? В каких случаях твердость, мягкость, глухость, звонкость выступают дифференциальные признаки фонем, а в каких нет? (57, 67-68).
2. Сколько звуковых оппозиций существуют между следующими парами звуков (АР)?
Д – н, г – к, д – ж, л – р, д – с’, ж – м, ч’ – в. (57, 26)
3. С помощью скольких признаков противопоставлены друг другу первые звуки данных пар слов?
Пар – бар, пыл – пил, искра – астра, год – род (АР). (57, 26)
Дал – бал, зал – жал, год – кот, быль – пыль, ток – сок, моль – боль, ум – им, шар – пар, рок – бок, щель – мель, ус – ас, лом – ром, честь – жесть (СР).(57, 27)
4. Затранскрибируйте слова, сравните звуковой состав корней и сделайте их фонологическую транскрипцию (АР).
Ком – комок – комковатый, мор – уморить – моровой, рост – растить – вырастить, гром – громовый – громоотвод, во′ды - воды′ - водопровод, рос он – росли – рос бы только – рос же он – рос-то он. (60, 30).
5. Определите, в каких случаях указанные ниже признаки согласных фонем являются дифференциальными, а в каких ими не являются. Приведите примеры слов или словоформ, различающихся указанными дифференциальными признаками согласных фонем.
1) Мягкость: <ч’>, <д’>, <ш’>, <в’>, <н’>, <р’>, <к’>, <х’> (АР)
2) Глухость: <ш>, <ф>, <ц>, <п>, <х>, <ч’> (СР). (58, 58)
6. Подберите к словам соответствующие пары, отличающиеся от данных следующими дифференциальными признаками фонем: 1) палатализацией, 2) участием носового резонатора, 3) отсутствием работы голосовых связок, 4) местом артикуляции, 5) способом артикуляции, 6) степенью подъема языка, 7) работой передней, средней или задней части спинки языка (АР).
Вол, дам, лот, сок, вал. (58, 58)
7. Найдите в тексте все случаи нейтрализации фонем и укажите условия нейтрализации.
Немецкий летчик отчетливо видел свою добычу: посреди похожего на зеленый пирог леса проходила узкая желтая полоса. Там по насыпи полз длинный состав с военным грузом, и пикировать на лес было просто незачем. Надо только подождать, когда поезд приблизиться к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и тут разбомбить его спокойно и безошибочно (АР).
Самолет развернулся, потом, проблистав на солнце, сделал еще круг и, набрав высоту, нырнул в пике. Два фонтана грязи и земли встали по обе стороны насыпи там, где полагалось быть поезду. Но когда летчик посмотрел на лес, то он увидел, что поезд, дойдя до открытого пространства, стремительно бросился назад в лес. Бомбы легли зря (СР). (Н. Тихонов) (57, 28)