Научные основы обучения грамоте. Особенности современного звукового-аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Приёмы звукового анализа и синтеза
Это учебный предмет, целью которого яв-ся развитие основных видов речи (устных и письменных, чтение и письмо). Обучение грамоте – это раздел, целью которого яв-ся об.элемн.чтению, пис.и говорению. Письмо – это вид речевой деятельности, процесс кадирования слов и текста с помощью графических знаков. Чтение – это вид речевой деятельности, процесс осознанного воссоздания звуковой формы слов по их графических моделям. Чтение и письмо относятся к основным видам речевой деятельности. Этапы формирования навыка чтения и письма: 1)аналитический; 2)синтетический; 3)автоматический. Уровни сформир-сти нав.чтения: 1)уровень элементарного чтения; 2)уровень грамотного чтения вслух; 3)уровень грамотного чтения про себя; 4)уровень грамотного чтения. В методике обучения грамоте принят принцип слогового или позиционного чтения. Механизм чтения формируется с опорой на гласную букву. Механизм письма ориентируется на согласный. Аналитико-синтетический метод ввёл Ушинский в 19 в. Основные черты этого метода: 1)единицы обуч.яв-ся звук; 2)единица чтения яв-ся слог; 3)синтез идет за анализом; 4)отказ от алфавитного обуч. и изуч.букв. Обуч.письму происходт параллельно обуч.чтению. Приёмы звукового анализа и синтеза. Анализ – это разложение слова на слоги, слоги на звуки, нужно, чтобы ученик осознал звуковое строение слова. Приёмы от Ушинского: 1)деления; 2)звукоподражание; 3)перечисление слв с один.нач.слов (скороговорки). Синтез– это соединение звуков в слоги, а слогов в слова. Для того, чтобы дети могли переводить буквенные буквы в звуки, а звуки в слоги и слова. Приёмы: 1)чтение по подоби (ма,на,та); 2)перестановка звуков и слогов (лиса-асил); 3)наращивание (наша, наташа). Анализ и синтез идут параллельно.
Особенности обучения грамоте по действующим букварям. Типы и структура уроков обучения грамоте.
Научные основы: используются 2 УМК Клышка и Сторожевой. Буквари имеют общую методологическую основу: построены на звуковом аналитико-синтетическом методе и реализуют позиционный принцип русской графики (слоговой). УМК Сторожевой построен на основе слого-звукового метода Шанко. Буквари отличаются методическими приемами и подходами. Букварь А.К. Клышка.Знакомство с системой языка:речь, предложение, слово, звук. Знакомство со звуками: согласный звук, твердый, мягкий, звуковой анализ слова с выделением первого звука. Звуковые модели с выделением только первого звука. Знакомство с буквами: 10 букв для обозначения согл зв- слог- ударение- ударный слог- гласная буква А. Обучение чтения прямого слога: прием чтения по аналогии са-па-та-ма-ла. Формирование навыка чтения: см букварь. В букваре Клышка использует прием «шторки» и «компьютерные клавиши». Букварь Н.А. Сторожевой. Знакомство с системой языка:речь, предложение, слово, слог, ударение, ударный слог, звук. Знакомство со звуками: гл звук, согл звук, слияние тв согл с гласн, слияние мягк согл с гласн, звуковой анализ слова с выделением всех звуков, звуковая модель слова с фиксацией каждого звука. Знакомство с буквами: а, о, и, ы, у- 5 букв для обозначения гласных звуков, согласная буква н. Обучение чтения прямого слога: прием чтения с ориентиром на согласный: на-но-ни-ны-ну. Формирование навыка чтения: чтение схем предложений, в которых буквы и, у, а- самостоятельные слова. Чтение слов с различной слоговой структурой: СГС, ГСГ, ГССГ, СГССГ со всеми изученными буквами. Игра «Лесная школа»- отработка чтения слов различной слоговой структуры. Далее см букварь. Типы ур.обучен.грамоте: подготовительный, букварный и послебукварный. Структура ур.в подготовительный период об.гр.: 1)актуализация опорных знаний (повторение); 2)подготовительная работа перед письмом элементов и букв; 3)показ (демонстрация) учителем «новой» буквы (элемента); 4)письмо «новой» буквы уч-ся; 5)работа по отработке правильного соединения букв; 6)обучение чтению письменного шрифта; 7)подведение итогов; 8)рефлексия; 9)подготовка к перерыву; 10)проведение 2 физкультминуток обязательно. Структура ур.в букварный период об.грам.: 1)мотивация, орт.момент; 2)подготовка к письму; 3)фонетический разбор слова; 4)запись слов на доске под диктовку учителя; 5)письмо слов с «новой» буквой; 6)письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений; 7)подведение итогов ур., рефлексия; 8)подготовка к перерыву.(обязательно провести во время ур.2 физкультминутки).
Содержание и методика работы в подготовительный период обучения грамоте.
Содержание: ознакомление детей со школой, с ее требованиями, правилами; изучение детей учителем; знакомство с букварем, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи — работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха. Методика:Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ (на основе умений, полученных в детском саду). Слово. Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения. Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценировки сказок. Знакомство с «Букварем» и другими детскими книжками. Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать). Фонетика и грамматика. Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Письмо. Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо элементов букв по прописям. Необходимо чтобы каждые 10—12 минут менялись виды деятельности, работа протекала активно, умственный труд чередовался с физическими упражнениями. Урок в добукварный период продолжается 35 минут. На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования («Кто первый...?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правильно назовет...?» и т. п.). В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать правила для учащихся, слушая ответы своих товарищей, замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно!) отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в общеклассной работе.