Найдите и объясните ошибки в употреблении форм рода существительных
1. В верстах четырех от логовища волчицы стояла зимовье.
2. Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью.
3. Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли.
4. Принесли ароматное горячее кофе.
5. Снова разболелся мозоль.
Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Адвокат, аквалангист, бакалавр, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь, солист.
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления форм числа имен существительных.
1. Уже организована продажа елочной игрушки.
2. Доставка книги по заказам уже налажена.
3. Защита дипломных работ продлится около месяца.
4. К празднику надо купить два килограмма мандарина, килограмм персика и килограмм сливы.
5. Кандидат в мастера спорта провел сезон без поражения.
Выберите нужную форму существительного из скобок. Объясните выбор.
1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира «Много (шума, шуму) из ничего»
2. Со следующего понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску).
3. Ноги увязли в глубоком (снеге, снегу).
4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней).
5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми).
6. Животным подсыпали (корму, корма).
7. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов.
8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин, апельсинов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов).
Исправьте предложения. Объясните ошибки.
1. Он был горяч, полный жизни.
2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.
3. Самый крупнейший город в мире – Мехико.
4. Разработка новой темы становится все более интенсивнее.
5. Более быстрее развивается машиностроение.
6. Один брат – шумный, другой – тих.
7. Эта книга плохее, чем та.
ЗАПОМНИТЕ ударение в сложных прилагательных, в состав которых входят наречия изжелта, иссиня, иссера, искрасна, исчерна: Иссиня-чёрный, изжелта-красный, исчерна-сизый. |
6. Раскройте скобке, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариантными формами имен числительных.
1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание.
2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях.
3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.
4. Олимпиада длилась (три, трое; день).
5. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор).
ВНИМАНИЕ! Следует говорить: поезжай — поезжайте, ляг — лягте. |
Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола, исправьте предложения.
1. Наверху целый день движут мебель.
2. Прочитайте текст и выправите ошибки.
3. За последний год спортсмены достигнули больших успехов.
4. Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни.
5. Ученые двигают науку вперед.
6. В это время рыба метает икру.
ВНИМАНИЕ! Запомните удерение в наречиях: ДобелА, дотемнаА, дочернА, допозднА, свысокА, сгорячА, НО: дОсуха, дОчиста, сОслепа (сОслепу), пОпросту, пОпусту, пОсуху. ПодОлгу А также: втрИдорога, донЕльзя, нАголо, издрЕвле. |
8. Вставьте вместо точек предлоги в ли на.
1. Находиться … Крыму, …Урале, …Кавказе, …Карпатах, …горах, …море, …реке, …вокзале, …театре, …школе, …концерте.
2. Идти …школу, …работу, …театр, …оперу, …балет, …стадион, …университет, …факультет.
9. Вернитесь к предыдущему заданию. Замените глаголы находиться и идти на вернуться; вместо точек вставьте предлоги из или с.
Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа.
Адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, мичман, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель.
Найдите ошибки, связанные с употреблением местоимений, объясните их. Исправьте предложения.
1. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид.
2. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти.
3. Мне очень нравится своя подруга.
4. Мальчик с его собакой возвратился домой.
5. Лицо у ней круглое.
6. Нога провалилась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать.
7. Собака находилась около него.
Задание 12. Просклоняйте числительные: 91, 379, 4567, 8942.
ВНИМАНИЕ! При склонении составных числительных изменяется каждое слово!
и. п. Кто? Что? | Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги) |
р. п. Кого? Чего? | Двух тысяч пятисот семидесяти трёх (книг) |
д. п. Кому? Чему? | Двум тысячам пятистам семидесяти трём (книгам) |
в. п. Кого? Что? | Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги) |
т. п. Кем? Чем? | Двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя (книгами) |
п. п. О ком? О чем? | (0) двух тысячах пятистах семидесяти трёх (книгах) |
Самостоятельная работа
Подберите к данным словосочетаниям определения и с полученными словами составьте предложения.
1. Городище (м.р.) – городище (ср.р.),
2. Пожарище (м. р.) – пожарище (ср. р.),
3. Топорище (м. р.) – топорище (ср. р.).
4. Гарнитур (м.р.) – гарнитура (ж.р.),
5. Карьер (м. р.) – карьера (ж.р.),
6. Опал (м.р.) – опала (ж.р.)