Олимпиадные задания по русскому 11 класс
Задание 1.
Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведенных примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам.
Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов?
А) И белый конь, душа погонь, Ворвался в стынущую сонь. (Н.С. Гумилев «Охота»)
Б)…И ворвались в объятия друг друга. (А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался. (А.Н. Майков «Весна»)
Задание 2.
Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.
А) Беспреце…дентный инци…дент.
Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».
Задание 3.
Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.
Задание 4.
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.
Задание 5.
Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.
«Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).
А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?
Б) Почему дождь «летит», а не «идет»?
Задание 6.
Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.
Б) Уничижение паче гордости.
Задание 7.
Внимательно прочитайте фрагменты текстов:
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.)
Б) Тогда Влуръ влъком потече» («Слово о полку Игореве», XII в.)
В) Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек …
(«Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.)
Г) Ну что же! Вставай, Сергуша!
Ёще и заря не текла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла.
(«Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.)
Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов.
Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента.
Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке.
Задание 8.
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.
А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)
Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Задание 9.
Прочитайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского:
Бог ухабов, бог метелей,
Бог проселочных дорог,
Бог ночлегов без постелей,
Вот он, вот он, русский бог.
1854
Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?
Задание 10.
Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.
А) Оторвался твой добрый конь
От того столба малинова.
Б) На берегу лес
Все малинов.
Что обозначают подчеркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?
Задание 11.
Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.
с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.
Задание 12.
Первое известное нам стихотворение четырнадцатилетнего Лермонтова «Осень» (1828 г.) начинается следующим четверостишием:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Правильно ли, что в третьей строке отсутствуют запятые? Это опечатка? Или М.Ю. Лермонтов не знал, что препозитивное деепричастие всегда обособляется? Свой ответ аргументируйте.
Задание 13.
Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Ниже приведены и те, и другие. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте эти группы.
Дать стрекоча Набрать в рот воды
Бить баклуши Бросать тень
Очертя голову Первая ласточка
С какой стати Делать из мухи слона
Задание 14.
Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.
А) Три книги лежал… на столе.
Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.
В) Прошл… десять лет.
Г) Несколько человек шл… по улице.
Д) Сколько книг сто…т на полке.
Е) Много людей пришл… на концерт.
Задание 15.
Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа: мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей. Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните.
Задание 16.
Дайте толкование лингвистическому термину ортология.
Ответы на олимпиадные задания по русскому языку 11 класс
1.
Современная литературная норма произношения: ворвАться, ворвАлся, ворвАлись. Допускается ворвалАсь, ворвалИсь. Делая ударения на последнем слоге «ворвалсЯ», мы следуем старой норме произношения.
Поэты часто нарушают нормы произношения слов в угоду рифме (звучанию). Эта поэтическая вольность традиционна для поэзии XVIII – XIX в.в.
2.
Беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, конъюнктура, констатировали.
3.
Валюта – денежная единица. Волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на архитектурных сооружениях.
Компания – пришло из франц. через латинский: СОМ(«вместе»)+ РАNIS (хлеб); дословно СОМ РАNIS – «сохлебник, соучастник в еде, тот, кто ест хлеб вместе с кем-либо».
1.Торговое объединение, фирма, предприятие: кондитерская компания. 2.Небольшая группа лиц, приятелей, проводящих время вместе: компания сверстников.
Кампания - фр.CAMPAGNE, лат. CAMP- поле. 1.Совокупность военных действий: летняя кампания войны 1812 года.
2.Политические мероприятия: избирательная кампания.
4.
Правильный вариант:
А) Ведь только такой человек, как Левитан, может видеть и понимать природу. Нарушение синтаксической нормы - неверный порядок слов.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами.
Ошибка в управлении.
В) Стихотворение в переводе теряет свою красоту.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, что ему ближе и доступнее.
Нарушен порядок слов.
5. Погода названа дивной, т.к. она необычна, чудесна, удивительна. Дивная –связанная с дивом, чудом. Див – бог славян-язычников. Современное значение «дивная» - прекрасная.
2. Дождь идет – современная «стершаяся» метафора. Данный текст отражает только факты, с точки зрения говорящего, поэтому дождь в контексте данного предложения именно летит.
6.
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. - Если ( когда) обретёшь кротость, (то, тогда) одолеешь (постигнешь) мудрость.
аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»;
формы глаголов на – ши: обрящеши -обретёшь, одолееши – одолеешь.
Б) Уничижение паче гордости. - Излишнее (нарочитое) смирение хуже («еще») гордости.
Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё».
7.
1. В первом примере глагол течь употреблен в значении «идти».
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие») – Петр встал и пошел к могиле. Словесные связи глагола течь («идти, проходить»), с обозначением человека восходят к старославянскому – еще церковнославянскому – источнику.
Б) Из второго примера мы понимаем, что течь в значении бежать, нестись могли и животные: Тогда Влуръ влъком потече («Слово о полку Игореве», XII в.). – Тогда Влур волком побежал.
В) В третьем примере во времена А.С. Пушкина мы видим, что глагол течь, сцепляясь с существительным, обозначающим человека, имел временное значение «идти, проходить; быстро идти; бежать, нестись»:
Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек … (А.С.Пушкин «Анчар», 1828 г.)
Г) Есенинское слово «течь» употребляется со словом «заря» и имеет общеязыковое значение «идти, проходить» (о времени), потому что слово «заря» означает по словарю В.Даля «время восхода ли захода солнца».
2. Смысл строчки «Еще заря не текла» можно перевести - «еще на рассвете» или «еще до восхода солнца».
Глагол течь вводится поэтом для воссоздания народного говора.
3. В современном литературном языке слово течь употребляется в значении: «течь, литься» (о жидкости), «идти, проходить» (о времени),
«протекать, пропускать жидкость» (о прохудившемся предмете).
Перед нами речь мельника, носителя соответствующего народного говора. Так можно объяснить употребление С. Есениным слова оладьев в тексте поэмы.
8.
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» - омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений - 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» - страдание;
3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».
9.
Русский бог – авось, небось да как-нибудь.
10.
Малиновый столб и малиновый лес – слова употреблены в переносном значении и, на первый взгляд, являются алогизмами. Но в данном случае в произведениях УНТ эти мнимые алогизмы проявляют оценочность, скрытую в существительном МАЛИНА. Малиновый служит показателем высоких качеств предмета (например, в литературном языке часто встречается словосочетание малиновый звон – очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов).
11.
Слова с окончанием –ом обозначают в данном случае населенный пункт, а с окончанием -ым обозначают фамилию.
12.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Ни то, ни другое.
Это не опечатка и не ошибка М.Ю. Лермонтова, поэт хорошо знал русскую грамматику. Просто поникши не деепричастие, а прилагательное, выступающее в качестве определения к существительному – подлежащему ели. Перед нами усеченное прилагательное. Поэты XVIII и начала XIX в.в. очень активно употребляли такую форму прилагательных как одну из поэтических вольностей.
13.
1. Фразеологизмы разграничиваются на фразеологические сращения
(сочетания, смысл которых нам понятен, но объяснить их этимологию без специальных знаний нельзя): бить баклуши, очертя голову…
Первый столбик - фразеологические сращения.
2. Второй столбик - фразеологические единства (сочетания, семантика которых объясняется достаточно легко и без специальных знаний): набрать в рот воды, бросать тень, первая ласточка.
14.
А). Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во множественном числе.)
Б). Двадцать один студент сдавал экзамен. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.)
В). Прошло десять лет. (Сказуемое обычно ставится в ед.ч., если в составе подлежащего имеются слова лет, месяцев, дней, часов.)
Г). Несколько человек шли по улице. (При наличии в составе подлежащего слова несколько сказуемое ставится в как в ед.ч., так и во мн. ч. Можно сказать Несколько столов стояло в комнате.)
Д). Сколько книг стоит на полке. 6). Много людей пришло на концерт.
(Если в составе подлежащего имеются слова мало, немного, немало, сколько, столько, то сказуемое обычно ставится в форме ед. числа.)
15.Две формы родительного падежа образованы по-разному. В первом случае все формы мн. числа образованы с наращением в основе «йота» [й]: муж[й]а, муж[й]ам, муж[й]ах. Следовательно, в родительном пад. в основе перед [й] появляется беглая гласная Е, а окончание – нулевое: муже[й]. Также образованы слова: друзей, князей
Во втором случае родительный падеж мн. числа образован с помощью окончания -ЕЙ, закономерного у сущ. мужского рода 2-го склонения: царей, сторожей, товарищей.
16.
Ортология – от греч. orthos– прямой, правильный; logos - наука, учение, слово.
Ортология - раздел языкознания, объектом которого является теория правильной литературной речи.
Современная ортология является частью учения о правильности речи.
Варианты олимпиадных заданий по русскому языку
В 10-11 классах.
Составитель- учитель русского языка и литературы (1 категория) муниципальной Авнюжской средней общеобразовательной школы Редчук Ольга Алексеевна.
Используемая литература:
В.М.Максименко «В глубь поговорки». С-П.: Авалон,2005.
М.М.Казбек-Казиева «Школьные олимпиады по русскому языку 5-11 кл.». М.:Айрис-пресс, 2006.
Н.Ф.Рормашина «Олимпиадные задания по русскому языку 9-11 кл.». Волгоград: Учитель, 2007.
Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова «Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11кл.». М.:Вако, 2010.
Задания из интернет-портала WWW.rusolymp.ru2010г.
Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.
- Владение орфоэпическими нормами.
1) Расставьте ударение в словах:
Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить.
- В чём разница в произношении фраз « чтобы мы» и « чтоб и мы» ?
- Найдите неправильный вариант произношения.
Декан /д/ и /д ,/, дезинфекция /д/ и /д ,/, свитер /т,/, термин /т,/, музей /з,/.
- Образуйте форму множественного числа родительного падежа от сущ.:
Цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки.
- Владение лексическими и орфографическими нормами.
- Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме.
А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются … .
В) Литературное, музыкальное и иное творческое мастерство называется … .
Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют …
Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … .
Е) Исключительное право человека или организации – это … .
Слова для справок: д_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, _м_нс_пация, пл_г_ат,к_мпр_м_тировать.
2) Запишите одним словом 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.
- Знание основ культуры письменной речи.
Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.
А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.
В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения.
- Знание морфологической системы языка.
- Объясните разницу в написании слов: обессилеть – обессилить,
Обезлюдеть – обезлюдить.
- Может ли безличный глагол быть в повелительном наклонении? Приведите пример.
- Проанализируйте ряд, состоящий из 4-х элементов, и найдите лишнее слово, т.е. то, у которого нет признака, общего для остальных слов. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики не должны учитываться).
НОЧЬ, БРОШЬ, РОЖЬ, МЫШЬ.
- Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.
А) Что на земле прекрасней пирамид природы, этих снежных гор?
Б) Но в каждый данный миг и в данном обществе одни слова начинают признаваться красивыми, благозвучными, другие – грубыми, непристойными.
В) Вследствие судебной ошибки пострадал человек.
Г) А впереди его бежал без шапки такой же старик, только немного моложе.
- Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.
А) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.
Б) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.
В) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!
Г) Что за прелесть, эти сказки!
- Знание синтаксической системы языка.
- Дайте характеристику приведённым ниже предложениям ( односост./двусост., полн./неполн., распростр./ нераспр. и т.п.)
Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, дрожит.
- Задание по переводу древнерусского текста.
1. Даниил Заточник писал:
«Глаголетъ бо въ мирских притчах: не скот въ скотахъ коза; не зверь въ зверехъ ожь; не рыба въ рыбахъ ракъ; не мужъ въ муехъ, иже кимъ жена деетъ».
Какие русские фразеологизмы, пословицы или поговорки соответствуют фразам из этого текста? Объясните их значение.
- В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем:
«И ударишася копиемъ вместе, и копия своя приломиша, и спадоша оба с коней своих на землю, и тако скончашася оба».
Одно из выражений из текста (кстати, оно встречается в «Архангельских былинах» А.Д.Григорьева) стало фразеологизмом. Выделите этот фразеологизм, объясните его значение.
ОТВЕТЫ.
1.
1) Августовский, баловАть, каталОг, еретИк, танцОвщица, мЕнеджмент, красИвее, обеспЕчение, договОр, некролОг, облегчИть, принУдить, усугубИть, фенОмен, экспЕртный, закУпорить.
2) /штобымы/ и /штоп имы/
- сви/ТЭ/р
4) (МНОГО) цыган, грузин, монголов, калмыков, турок.
2.
1. а) сибарит, б) эмансипации, в) плагиатом, г) девальвацией, д) компрометировать,
е) прерогатива.
- двухтысячепятисотлетие,
тысячевосьмисотпятидесятилетие,
трёхтысячесемисотдвадцатичетырёхлетие.
3. а) При парном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип подбора по признаку смежности, сходства, контраста. /В книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).
Б) / хорошо налажена воспитательная работа, успешно проводятся внеклассные мероприятия/ Нарушена смысловая сочетаемость слов.
В) неправильно выбрана падежная форма, существительное-сказуемое должно быть в Им.падеже. / Главное – художественная сторона./
4. 1) Суффикс –е- показывает, что действие происходит с самим субъектом, а –и-, что действие происходит с объектом: обессилеть самому – обессилить кого-либо.
2) Может, если употреблён с частицей ПУСТЬ или ДА: Пусть нам повезёт. Пусть потеплеет.
3) РОЖЬ (это им.сущ. не имеет формы множ. числа).
4) а) вопросительное местоимение, б) неопределённое местоимение, в)предлог, г) предлог.
5) а) местоимение, б) союз, в) частица, г) частица.
5. 1) Двусост., полн., распр., осложнено обособленным определением.
2) Двусост., неполн., нераспр.
3) Односост., неопределённо-личное, полн., распр.
4) Двусост., полн., распр., осложнено однородными сказуемыми.
6.1) «Говорится в народных притчах: не скот среди скота коза, не зверь среди зверей ёж, не рыба среди рыб рак, не мужчина среди мужчин, если им женщина управляет.»
- курица не птица (пренебрежительное отношение к человеку),
- на безрыбье и рак – рыба (о недостатке в людях),
- ни рыба ни мясо (В прямом значении это характеристика рака) = ни то ни сё (о чём-то неопределённом).
- «И ударились копьём вместе, и копья свои преломили, и упали оба с коней своих на землю, и так скончались оба».
Д.С.Лихачёв объясняет: « Деревянное двухметровое копьё было оружием первой стычки и почти всегда ломалось .Поэтому «преломить (изломить) копьё» означало, что воин первым принял бой. Этот древний военный термин символизировал вступление в единоборство, личное участие князя.
Сейчас фразеологизм «ломать копья» означает «с жаром спорить о чём-либо».
Олимпиадные задания по русскому языку для 10 -11 классов. |
I. Дайте развернутое определение терминов (с примерами)
|
Ответы на олимпиаду для 10 - 11 классов. Русский язык. |
Ответы: I 1. Паронимы – однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, сходны по звучанию, но различаются по значению, что не позволяет им употребляться в одном контексте (шумный – шумливый, эффектный – эффективный). Паронимы могут употребляться в одном высказывании (Даже в праздничные дни мы никогда не видели его праздным). Арго– язык отдельных социальных групп, сообществ, призванный создавать «языковое обособление» этих групп (арго картежников, воровское арго). Словарная помета - лексикографическое указание путем принятых сокращенных обозначений, которое дается в словарной статье и содержит лексическую, грамматическую, стилистическую характеристику словарной единицы ( конфигурация (спец.). 2. Графика– совокупность всех средств данной письменности; раздел науки о языке, изучающий соотношение между буквами алфавита и звуками речи. Семантика - Содержательная сторона (значение) языковых единиц, а также раздел науки о языке, ее изучающий. Синонимы – слова, тождественные или близкие по значению (друг – товарищ – приятель; алый – красный – пурпурный). 3. Неологизмы –новые слова и выражения, появление которых обусловлено потребностью в наименовании новых предметов и реалий (виндсерфинг, гастарбайтер, грант). Этимология– происхождение и история слов и морфем; раздел науки о языке её изучающий. Морфема -минимальная (неделимая) значимая часть слова. Морфемы делятся на корневые (корень) и служебные (приставка, суффикс, окончание). 4. Многозначность –наличие у слова нескольких лексических значений (Участок. 1. Отдельная часть земельной площади, используемая с какой-либо целью. Приусадебный участок. 2. Область, сфера, отрасль какой-л. Деятельности. Ответственный участок работы. 3. Административно-территориальное или производственное подразделение, выделяемое с какой-л. Целью. Избирательный участок. 4. Отделение городской полиции в дореволюционной России, а также помещение, где находилось это учреждение. Отвести в участок). Омонимия– звуковое совпадение различных языковых единиц, не связанных по значению ( ключ – «приспособление для отпирания замка», ключ – «музыкальный знак», ключ – « источник, бьющий из земли». Грамматика– грамматический строй языка, строение слова и строение предложения, присущие данному языку; раздел науки о языке, изучающий его грамматический строй; совокупность правил изменения и сочетания слов, сформулированных для данного языка. 5. Омофоны– одинаково звучащие, но имеющие разное написание слова (гриб – грипп, туш – тушь). Омографы– совпадающие по написанию, но по-разному звучащие слова ( Ирис – ирИс, зАмок и замОк). Омоформы– слова, совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах ( три медведя – три пол; печь пироги – изразцовая печь). II. Омографы. III. из греческого – эллинизм (галактика, парус, фонарь); из старославянского – старославянизм ( древо, агнец, единый); из тюркского – тюркизм ( сундук, карман); из польского – полонизм (вензель, франт, зразы); из латинского – латинизм ( автор, доктор); из немецкого – германизм ( бутерброд, штраф, гауптвахта); из английского – англицизм (джемпер, хоккей, джаз); из французского – галлицизм (абажур, мебель, бульвар). IV. Яхонт – старинное название рубина и сапфира. Чепрак – суконная или ковровая подстилка под седло лошади для украшения. Сатисфакция – удовлетворение. ( 3 б) V. Вавилонское столпотворение – беспорядок, шум, суматоха. Буря в стакане воды – большое волнение по ничтожному поводу. (2 б) VI. Однокоренные: мягонький, мякиш, смягчительный, мякина, намякнуть, обмякнуть, умягчить. Помятый, вмятина, всмятку. VII. Москва – москвич Тула - туляк Баку - бакинец Тамбов - тамбовец Курск - курянин Крым - крымчак Псков - пскович Харьков - харьковчанин Устюг – устюжанин VIII. Например: У Кати золотой характер. Вася проявил ослиное упрямство. IX. Генерал, когда ему что не нравилось, ни перед кем не стеснялся: визжал, как баба, ругался, как кучер, а иногда, разорвав и разбросав по полу карты и прогнав от себя своих партнеров, даже плакал с досады и злости, и не более как из-за какого-нибудь валета, которого сбросили вместо девятки. X. Максимальная оценка за комментарий – 10 баллов. |