Проблема классификации стилей. Экстралингвистические факторы как основание для функционально-стилистической дифференциации литературного языка
В русской лингвистике стиль обычно рассматривается как явление речевое, но существует иная точка зрения, согласно которой функциональный стиль явление языковое. Правомерно объединить обе позиции. Функциональный стиль – это реализация в живом речевом общении возможностей языка.
В языковом сознании говорящего существует представление о правилах созданий функционального стиля.
Каждый функциональный стиль не является монолитным. Можно говорить о ядре стиля и его периферии.
(из лекции)Единой классификации ФС не существует.
1. Л.Г. Багрин-разграничение сфер общения
Будагов делит на разговорную и письменную,
2. На основании фукций языка
-функции общения-обиходно-бытовой стиль
-ф. смс-обиходно-деловой, официально-документальный, научный
-ф. воздействия –публицистический и худож.-беллетрический стиль.
Общепринятая теория:
1. стиль-разговорный(обиходно-бытовой, разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, разговорная речь)
2. стиль книжный-сфера официального общения (научный стиль, ОДС, художественный стиль, религиозный, публицистический)
Экстралингвистические факторы:
Функциональный стиль образуется под влиянием базовых экстралингвистических факторов, т.е. тех явлений внеязыковой действительности, под влиянием которых и происходит отбор и организация языковых средств; речь приобретает свои стилевые черты.
· Сфера общения
-бытовая
-административно-управленческая
-научная
-социально-политическая
-эстетическая (сфера искусства)
· Цель общения
-сообщение информации
-воздействие на читателя/слушателя
-и т.д.
· Типовая ситуация общения (официальная/неофициальная)
Вторичные факторы:
· Форма существования речи
-устная – характеризуется спонтанностью, необратимостью, непосредственно связана со временем произнесения, более психологична, выражает непосредственный ход мыслей, оперативна, обладает возможностью прямого воздействия на адресата, автоматизм речи, уменьшается возможность сознательного отбора языковых единиц, дает возможность передать информацию не только вербальными средствами. Главным образом представлена в бытовой сфере, но также реализуется в других сферах в виде публичной речи, в некоторых жанрах научной речи, в общественно-политической сфере – митинги, в некоторых сферах правового общения (судебная речь).
-письменная – характеризуется предварительной обдуманностью, подготовленностью, дает возможность постоянного обращения к тексту, совершенствования его, логичность, связность, композиционная оформленность.
· Характер субъекта и адресата речи
-индивидуальный – действует от самого себя, непосредственно связан с адресатом речи
-собирательный – представитель группы людей, взгляды которых он отражает и разделяет, характерен для общественно-политической сферы
-абстрагированный – субъект и адресат речи обезличиваются, характерен для официальной сферы общения
· Вид речи
-диалог – характеризуется сменой высказываний, реплик двух говорящих, характеризуется непосредственной связью высказывания с ситуацией, это находит отражение в синтаксическом строе: использование простых синтаксических конструкций
-монолог – речь, обращенная к самому себе или другим и не рассчитанная на реакцию другого лица, отличается достаточно большой протяженностью, композиционной организованностью и смысловой завершенностью, может осуществляться как в письменной, так и в устной форме
Четкую границу между монологом и диалогом трудно провести, так как диалогичность, т.е. выражение установки на адресата (одно из основных свойств речи, обусловленное социальной природой языка) существует не только в диалоге, но и в монологе в скрытом виде.
· Подготовленность или неподготовленность речи
· И т.д.
Экстралингвистические параметры официально-делового стиля. Лингвистические особенности официально-делового стиля. Стилистические изменения официально-деловой речи. Система жанров официально-деловой речи
Современный официально-деловой стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.
Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений. Устная форма официально-деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.
К общим экстралингвистическим и собственно языковым чертам этого стиля следует отнести следующие:
1) точность, детальность изложения;
2) стандартизированность изложения;
3) долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность, (строгая композиция текста, отбор фактов, способов подачи…), отсутствие эмоциональности, характер предписаний.
Специфическим свойством деловой речи является выражение воли. Волюнтативность в текстах выражается семантически (подбором слов) и грамматически. Так, в управленческой документации мы постоянно встречаемся с формами первого лица глагола (прошу, предлагаю, приказываю, поздравляю), с формами модальными, долженствования (надлежит, необходимо, следует, предлагается). Сфера-административно-праовая. Цель-предписания и указания. основная функция-информационная.
По тематике и разнообразию жанров в рассматриваемом стиле выделяют две разновидности:
1 – официально-документальный стильи
2 – обиходно-деловой стиль.
В свою очередь в официально-документальном стиле можно выделить
• язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов (Конституция РФ, законы, уставы), и
• язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями (меморандум, коммюнике, конвенция, заявление).
В обиходно-деловом стиле различают:
• язык служебной переписки между учреждениями и организациями, с одной стороны, и
• язык частных деловых бумаг – с другой.
еще жанры ОДС: доверенности, должностная инструкция, приказ, постановление, заявление, деловое письмо, характеристика …