Изучите таблицу признаков функциональных стилей русского языка. Найдите перечисленные признаки в приведенных текстах, предварительно определив их стиль
Стиль | Сфера использов. | Адресат | Цель текста | Речевые жанры | Языковые особенности |
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ | Бытовое общение, непринужденная обстановка | Хорошо знакомый человек | Общение с окружающими людьми, поддержание личных связей | Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма | 1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика и фразеология. 2. Фразеологизмы, междометия. 3. Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных и деепричастных оборотов. 4. Неполные предложения различных типов. 5. Обращения, вводные и вставные конструкции. 6. Свободный порядок слов. |
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ | Наука, образование, просвещение | Специалисты в данной научной области. | Сообщение научных фактов и их объяснение | Научная статья, доклад, справочник, каталог, статья, диссертация, монография, учебник | 1. Использование абстрактной лексики и терминов. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Преобладание существительных в им. и род. падежах (особенно существительных среднего рода, отглагольных существительных), причастий, деепричастий, указательных местоимений. 5. Усложненность синтаксиса: обособления различных видов и сложные предложения. 6. Употребление вводных слов, односоставных предложений. |
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ | Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность | Граждане и организации, вступающие в деловые отношения | Сообщение, информирование, управление | Законы, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции | 1. Клише, штампы, канцелярская лексика. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Усложненность синтаксиса; ряды однородных членов и обособления. |
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | Политика, средства массовой информации | Широкие слои общественности | Информирование, воздействие, формирование общественного мнения | Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, интервью, заметка, ораторская речь | 1. Общественно-политическая лексика и фразеология. 2. Речевые стереотипы, клише. 3. Лексика различной стилистической окраски (книжная наряду с разговорной). 4. Образные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения). 5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсия, повтор, эллипсис, парцелляция и др.) |
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Художественная литература | Читатели | Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов | Роман, повесть, рассказ, сказка, стихотворение баллада, поэма, драма, трагедия, комедия, басня | Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. |
Текст 1.
С ответчиком находилась в трудовых отношениях с 25.08.97 по 02.03.98. За этот период компенсационное пособие на приобретение методической литературы не выплачивалось ни разу.
В соответствии со справкой бухгалтерии задолженность составляет 498,98 руб. (четыреста девяносто восемь рублей 98 копеек).
Текст 2.
Писатели-фантасты часто пополняют словарный состав языка новыми словами. Это, как правило, окказиональная лексика, не входящая в активный словарный запас. Поскольку жанр научной фантастики связан с попыткой научного обоснования мира, окказионализмы, используемые писателями, представляют особый интерес.
Текст 3.
Из-за авто у девочки чуть не отняли имя.
Во Франции на днях закончился необычный судебный процесс, который длился больше года. Семья Рено решила назвать свою дочку именем Меган, и в результате получилось, что девочка стала полной «тезкой» популярной модели автомобиля, которую, к слову сказать, собираются выпускать и в Москве. Ну это как если девочку с фамилией Девятка назвали бы Ладой или Шкоду – Фелицией.
Суд решил, что такое имя с такой фамилией существовать не могут, поскольку, когда Меган пойдет в школу, над ней будут смеяться одноклассники, и предписал родителям изменить имя. Но те стояли на своем и подали апелляцию. В результате суд разрешил оставить все как есть, приняв во внимание следующий аргумент адвоката семьи: к тому времени, когда девочка пойдет в школу, фирма «Рено» уже снимет с производства модель «Меган», выпустит новые, и о таком совпадении дети знать просто не будут.
Максим Чикин.
Текст 4.
- Заметили, как она на меня смотрела? – спросил Клинков.
- Да, - отвечал Подходцев, - с отвращением.
- Врете вы. Она сказала, что я напоминаю ей покойного брата.
- Очень может быть. В тебе есть что-то от трупа.
- Тише! – грозно зашипел Громов…
А. Аверченко. «Подходцев и другие»
Текст 5.
Кто бы узнал нашего провинциала в этом молодом человеке с изящными манерами, в щегольском костюме? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке — все исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер.
А. И. Гончаров. «Обыкновенная история»
2. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок:
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
2. Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.
3. Способ общения: массовый, личный; контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функции (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность), художественно-образная конкретизация.
8 — 13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизованность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-)
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Разговор-ный | Художественный | |
1. Сфера общения | |||||
2. Основные цели общения | |||||
3. Способ общения | |||||
4. Основная функция (языка и) речи | |||||
5. Типичный вид речи | |||||
6. Основная форма речи | |||||
7. Способ изложения материала | |||||
8. Полнота изложения (законченность) | |||||
9.Объективность | |||||
10. Точность | |||||
11. Ясность | |||||
12.Экспрессивность | |||||
13.Стандартизованность |
3. Заполните таблицу жанров, используя материал для справок:
монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.
Жанры стилей речи
Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль | Разговорный стиль |