Принципы русской орфографии
Орфография построена на трёх основных принципах:
1. Фонемном (фонематическом, морфологическом),
2. фонетическом,
3. традиционном (историческом).
I. Фонемный принцип - это принцип, лежащий в основе русской орфографии. Примерно 90% слов пишутся по этому принципу.
Суть его заключается в том, что одной и той же буквой на письме обозначается фонема независимо от того, каким звуком она реализуется в речи в том или ином положении.
Фонема -это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема, раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.
Например: дом - дома – домовой;
< o >: [ о ] - [a ] - [ ъ ]
грибы - гриб
< б >: [ б ] - [ п ]
Основные орфографические правила сводятся к следующим положениям:
1. «Сомнительную» гласную нужно поставить под ударение в той же
морфеме.
Например: приходит – прибыл, дела - дело, льняной – песчаный, дело - село.
2. «Сомнительную» согласную нужно поставить перед гласным или сонорным.
Например: зуб – зубы – зубной.
Фонематический принцип русской орфографии определяет написание всех морфем слова.
Например: город – города – города – пригород – пригородный – городской
[горът] - [гър ٨ д] - [горъд] - [гърът]- [гъръд] - [гър٨ ц]
Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав корня <город>, т.к. все корневые фонемы можно поставить в сильную позицию (город, иногородний, города).
Подданство – подвластный – подосиновик – подпись – подсолнух - подписать
[под] - [п ٨ д] - [пъд] - [пот] - [п ٨ т] - [път]
Написание под- во всех этих случаях отражает фонемный состав приставки <под>, т.к. её фонемы можно поставить в сильную позицию (подданство, подосиновик).
В суффиксе слов берёзовый, осиновый мы пишем букву о, т.к. в том же суффиксе под ударением произносится звук [о], который является основным видом фонемы
< о >: дубовый, кленовый.
В окончаниях слов от пули, строит мы пишем букву и, т.к. в тех же окончаниях под ударением произносится звук [и], который является основным видом фонемы
< и >: от земли, летит.
Наблюдаются отступления от фонемного принципа,например,
при правописании буквы ь после шипящих на конце слова.
Согласные [ж], [ш] - всегда твёрдые, а согласные [ч], [ш’] долгий – всегда мягкие, поэтому написание буквы ь после них излишне.
По существующим сегодняшним правилам ь на конце после шипящих пишется в следующих случаях:
- у существительных 3 склонения (мышь, рожь);
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, настоящего или будущего времени, 2 лица, единственного числа (читаешь, запоешь);
- у глаголов в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного и множественного числа (отрежь, отрежьте, съешь, съешьте);
- у наречий (наотмашь, навзничь, настежь). Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
II. Фонетический принцип проявляется в небольшом количестве случаев (8%). Сутьего состоит в том, что одна и та же морфема пишется по-разному, в зависимости от её произношения (как слышим, так и пишем). Буква на письме обозначает не фонему, а звук.
Фонетический принцип проявляется в следующих случаях:
1. При правописании согласных в приставках, оканчивающихся на з-/ с-: без-/бес-, раз-/ рас-, воз-/вос- и др.
Например: разбить- [б’]- звонкий; разыграть - [ы] – гласный;
распилить- [п’] – глухой
2. При правописании гласных в приставках роз-/ раз-, рос-/ рас-. Под ударением пишется буква о, без ударения – а.
Например: розданный - раздать, роспись - расписать, розвальни – развалить, розыск – разыскивать, россыпь - рассыпать.
3. При правописании буквы ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Например: игра – сыграть, идея – безыдейный и в других случаях.
III. По традиционному (историческому) принципупишется немногочисленная группа слов (2%). Такое правописание не подвергается ни фонемному, ни фонетическому объяснению. Традиционные написания надо запоминать. В таких случаях мы говорим о гиперфонемах (в школьной практике слова с гиперфонемами называют словарными словами).
Например: сапог, собака, наклонение (ср. клонится, кланяться), беру, забираю, футбол, вокзал, жить, цирк, нового.
Дифференцирующие написания
Дифференцирующие написания в русском языке незначительны, и их употребление регулируется частными правилами. Это такие нраписания двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение.
Например: поджог (сущ.) – поджёг (глаг.), орёл (птица) – Орёл (город),
компания (круг людей) – кампания (мероприятие), бал (мероприятие) – балл(оценка), плач (сущ.) – плачь (глагол в форме повелительного наклонения).
Правила переноса слов
Если слово не умещается на строке, часть слова переносится на другую строку. Правила переноса вырабатывались постепенно. В древности, когда не было ещё раздельного написания слов, на другую строку переносилась оставшаяся часть текста. Систему правил переноса впервые дал Я.К.Грот в «Русском правописании» (1885 г.). Но не все из 17 предложенных им правил оказались целесообразными и необходимыми.
В современном русском языке при переносе слов учитывается фонетическое членение слова на слоги: го-ро-да, го-рода, горо-да. На этом принципе основаны правила, запрещающие оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (например, нельзя переносить мо-ст, ст-рах). Нельзя также отделять согласную от следующей за ней гласной. Следует переносить: дя-денька или дядень-ка, лю-бовь (а не дяд-енька, люб-овь).
Но при переносе учитывается также и морфемный состав слова. Слова с производными основами следует переносить так, чтобы сохранялась целостность частей слова. Так, слово лесник содержит два слога ле-сник, но при переносе букву с, входящую в состав корня, следует оставлять на предыдущей строке. Нельзя переносить соз-нание, прис-лать, по-дбить, спе-цодежда.
Есть и другие ограничения переноса. Например, русские слова не начинаются с букв й, ь, ъ, ы, поэтому переносить часть слова, начинающуюся с этих букв, не разрешается. Следует переносить: сай-ра, май-ор, маль-чик, боль-шой, подъ-езд, ра-зыскать.
Нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку одну букву.
ОРФОЭПИЯ