Солнечный удар» с Никитой Михалковым
Взгляд
Солнечные клоуны
В сумрачный осенний денек снова в наш город заглянул караван солнечных бардов. На первый взгляд, этот караван мало отличался от других: те же молодцы-бородачи в домотканом, настоящие лесные феи в сарафанах с изящной вышивкой, то же радостное приветствие: на земле быть добру!
Но почти с первых гитарных аккордов мне, искушенному слушателю, стало понятно, что перед нами не представители древней, возвышенной культуры, существовавшей когда-либо на Руси, а слабые подражатели, не высокое искусство, а его профанция. После выступления сорокового каравана у меня осталось двойственное впечатление.
С одной стороны ребята светлые, благостные, стремятся жить на земле, в гармонии с природой, создавать родовые поместья. Прекрасно, молодцы! Но лично меня не покидало ощущение, что перед нами собрались ряженые, скоморохи, участвующие в плохо отрежессированном спектакле. Было совершенно очевидно, что каждый пришел в караван со своими целями и неудовлетворенными творческими амбициями. То есть отсутствовало ощущение целостности и гармоничности ансамбля. Во-вторых, никакие тексты песен, что меня, как филолога, просто резануло по ушам. Ну, представьте себе, выходит рыжеволосый бородач и твердит такую вот припевку: «Я люблю, люблю, люблю, люблю, люблю, люблю, люблю, и я любим. И я любим. Я излучаю любовь, я излучаю радость, я излучаю счастье» и т.д. Понятно, что веселую припевочку можно использовать как ежедневную мантру самовнушения, но, ребята, пожалуйста, не называйте этот набор слов песней солнечных бардов! Или выходит молодой человек в забавном кепи, важно представившись именем Ведим Нижигородский (Ведим, то есть ведающий, Веды знает), бренчит на гитарке, исполняя своим надтреснутым голоском песенку примерно такого содержания: «Полюбил я девушку: голубые глазки, русая косица, мы живем как в сказке». Ребята, вы вообще, за кого нас принимаете?! Но это еще не так страшно, все-таки, безголосый паренек обладал неким природным обаянием, за которое ему простили и бездарный текст, и никакое исполнение. Встречаются среди «детей солнца» и отъявленные националисты. Когда вышел следующий исполнитель, я, разочарованная и раздосадованная, уже и не знала, чего ожидать. Оказалось, самого худшего. «Вы знаете, что против нас ведется война, – вещал оратор. – Нам всем навязали христианство, а ведь мы – русичи, у нас своя культура. С запада пришло все это: деньги, водка, христианство». Ну, уж этого я стерпеть не могла, и при всех отметелила велеречивого оратора на чем свет стоит, вызвав его крайнее замешательство и негодование всего зрительного зала.
Творец своей судьбы
Александр Обласов: «Профессия актера научила меня состраданию»
Счастливый случай
Александр Обласов:«А я вообще-то хотел музыкантом стать, на трубе играл! Хотел играть в военном духовом оркестре. И вдруг в десятом классе к нам Анатолий Бутор приходит. Ну, учительница по литературе на меня и указала.Анатолий Бутор: Сашу всегда отличала предельная скромность. И вот как-то уже в конце курса он меня спрашивает: «Анатолий Александрович, а можно я в Екатеринбург поступлю?» «Не можно, а нужно, Саша!» «А как же моя роль Васкова в спектакле «А зори здесь тихие?» «Не переживай – сыграет кто-то другой». И Саша поступил, закончил. Советуется со мной: «Я хочу в Москву поступать, в ГИТИС на актерский». Я ему: «Саша, зачем тебе на актерский, поступай на режиссерский!» В результате он оказался на режиссерско-актерском отделении у такого метра российского театрального искусства как Сергей Васильевич Жановач.
А.О.: – Причем все решил счастливый случай. Меня уже брали в школу-студию Малого театра. И в этот же день и тоже в 11 00 у меня прослушивание у Жоновача. Я целую ночь мучился вопросом: куда идти? В школе-студии меня уже приняли, а тут непонятно, поступлю или нет. Но я все-таки рискнул к Жоновачу. И не пожалел.
Солнечный удар» с Никитой Михалковым
А. О. –В моей жизни было два лакомых кусочка. Во-первых, учеба у Сергея Жованача. Это просто фанат, посвятивший всю жизнь театру. Мне до него далеко. И второй лакомый кусочек – это встреча с Никитой Михалковым. Я снимался в небольшом эпизоде в его фильме «Солнечный удар». Съемки происходили в Швейцарии, в местности недалеко от могил Владимира Набокова и Чарли Чаплина. Такой вот мощный энергетический сгусток. Каждый день мы работали на корабле. На самом деле, Никита Михалков – тот, которого мы видим на экране, и тот, настоящий перед тобой – два разных человека. О нем много чего говорят, но не надо обращать внимания на эти пересуды. Никита Сергеевич – безумный профессионал. Я видел, что артисты от него без ума, а особенно дети, они обожают его! До сих пор не могу понять, почему Никита Сергеевич еще не снял детское кино! Когда ты работаешь на одной площадке с Михалковым, и неважно, что у тебя небольшая роль, ты счастлив. Потому что для Никиты Сергеевича актеры – это боги.
«Я завидую провинциалам»
А.Б.:– Я всю жизнь служил в березниковском театре, и вообщем-то, не жалею об этом. А ты, Саша, как думаешь, стоит ли молодежи покрутиться в столице, попытать свое счастье?
А.О.:– Вчера после спектакля я встретил Дмитрия Поддубного и он говорит: «А я не хочу в Москву», и я ему завидую. А так конечно, можно, поехать в Москву. Можно за границу. А вот мой брат 24 года проработал в Березниках, и я тоже ему завидую в какие-то моменты. Но что лично мне дали Москва, Петербург – это встречи с прекрасными интересными людьми, намного талантливее, чем я. Например, великий танцор Михаил Барышников. Он уже немолод, но мотается по всему миру со спектаклями, был в Нью-Йорке, Саросото на международном театральном фестивале, объездил всю Америку. У него четверо детей, и последний ребенок родился больным. Другой бы опустил руки, а от этого человека исходит такая мощная позитивная энергетика, он счастливый. И глядя на людей подобных ему, понимаешь, что не надо бороться, искать червяков в деревьях. Надо просто жить! Нет сейчас с нами Довлатова и Иосифа Бродского, но я чувствую, энергетически они остались. У меня ощущение, что они живут во всех поколениях, идут в ногу с сегодняшним днем.
«Братья и сестры»
А.Б.: –Саша, я знаю, что ты принимал участие в спектакле «Братья и сестры», который идет в театре весь день. Расскажи, что это за нововведение?
А.О.: –Понимаете, Москва – сумасшедший город, и задача театра – успокоить зрителя, создать уютную душевную атмосферу. Бывает такое, что люди после спектакли не покидают зал минут пятнадцать-двадцать, происходит взаимообмен энергиями.
А. Б.:– Ну, это я понимаю. А здесь как: покупается билет на весь день в театр, так что ли? А если спектакль мне не интересен, я, например, могу посидеть часа два, а потом в перерыв уйти.
А.О.:А вам уйти не захочется, правда! Когда есть прекрасный актерский ансамбль, зритель он уже становится с тобой одним целым. Да люди и между собой знакомятся, заводят дружбу, и после спектакля возникло такое ощущение, что все мы – братья и сестры!
А.Б.: –Саша, ты снялся в десятках фильмов, сыграл множество ролей в театре. На твой взгляд, в чем разница между кинематографом и театральным искусством?
А.О.: –Разница очень чувствуется. Театр для меня – это чудо, живой диалог со зрителем, энергия зала. Кино – больше технический продукт. Я, например, на съемочной площадке первое время вообще забывал текст, пока меня не научили, как правильно его учить. А в театре, я помню, в каком-то спектакле, оказался на сцене один и чувствую: зал молчит. Ну, и я молчу. И чувствую, как мы друг в друге растворяемся. Это поразительное ощущение. Есть много известных киноактеров, которых почти никто не видел в театре. Например, Игорь Скляр. Что мы о нем знаем? «На недельку до второго»? Но когда я в соцсетях посмотрел, как он играет в «Братьях и сестрах», у меня был шок. Это великий театральный актер!