Сущность системы Сёриндзи-кэнпо 2 страница
Знаменитый инструктор по фехтованию и друг Фунакоши Гичина Накаяма Хакудо предоставил ему свой зал. А уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку при храме и общежитии студентов с Окинавы. Даже великие чемпионы сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. “В каратэ каждый находит то, что ищет…”,- говорил великий мастер.
Росло желание общества заниматься каратэ. В 1924 году университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1926 году публикуется – этапная работа по унификации каратэ: Рентан Гошин Каратэ – джитсу.
В Японии каратэ становится популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито рю). В 1928 году сам Итоцу прибывает в Японию и, несомненно, оказывает влияние на развитие каратэ. Реформа была неизбежна. “Каратэ может быть одно…”- говорил он, и все с ним тогда соглашались.
Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. В результате чего в 1931 году квантунская армия захватила Мокдэн и фактически оккупировала Манчжурию. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши изменил написание слова “каратэ”. В буддистких выражениях “Шики соку зеку, ку соку зешики” (материя – пустое, всё – суета. ) иероглиф “Ку” (правда, истина) может произноситься - “кара” - “пустой”. Он и заменил однозвучный иероглиф “кара”- китайский в работе “Дай Ниппон Кемпо Каратэ” (великий японский метод кулака пустой руки). “Как отполированная поверхность зеркала отражает всё, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить всё, с чем бы он не столкнулся” – так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, безкорыстный, истинный).
В 1935 году ввёл иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве. ( идеограммы рис.)
Фунакоши с соратниками провёли огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката.
Из учтивости, Фунакоши заменил многие названия ката. Новые названия ката отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета – огасавара. В арсенал официального каратэ-до не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не могли являться спортом.
Несколько ката в современном каратэ, относятся непосредственно к направлению Шорэй. Это «Тэкки» (Железный рыцарь - окинавское название Нейханчи) во всех трех вариантах используется только «стойка всадника» и отражение атак спереди и сбоку по принципу – стена ссади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цки) и староокинавскую технику низких ударов ногами(фумикоми). Новое название дал сам Гичин Фунакоши;
«Нидюшихо»(24 шага- окинавское название Нисейчи.) – Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо йоко гери, практиковали фумикоми.
«Дзю тэ» (Десять рук) – характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий;
«Хангэцу» (Полумесяц –окинавское название Сейшан, под которым Фунакоши опубликовал это ката в 1922 году. В дальнейшем стойка санчин была заменена на хангэцу, что потенциально усилило контроль синхронности контракции, дыхания и силовой техники, позволило резкую смену ритма, с характерным движением рук и ног по дуге; В1948 году с формированием GKA это ката канонизировали уже в новом виде.
Дзион (название, возможно, связано с именем буддийского монаха XV в., мастера бо-дзюцу). Техника в ката со времён Сокугавы практически не изменилась до нашего времени.
К направлению Шорин относятся ката:
«Хэйан» (Мирный дух, окинавское название - Пинан.) 5 вариантов, каждый из которых содержит часть или варианты техники «Канку». Итоцу Анко разбил её на Пинан, Фунакоши придал им классический вид и назвал Хэйан. Знание техники рождает уверенность в себе, что и было отражено в новом названии;
«Бассай» (Проникнуть в крепость) 2 варианта. Силовое ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде. Автор этих ката не известен;
«Канку» (Окинавское название Кванку или Кушанку - “ Взгляд в небо».) - 2 варианта. В первом движении основного варианта ката, поднимают руки и смотрят в небо, через окошечко, образованное пальцами, и, одновременно с этим ритуалом, погружаются в медитацию. Йошитака Фунакоши специализировался на Канку дай, а Гичин Фунакоши практиковал его до последних дней своей жизни, несмотря на отговоры учеников.
«Энпи» (Полет ласточки, окинавское название – Ваншу, по имени китайского наместника, который впервые продемонстрировал это ката на Окинаве в1683году). Ката была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз;
«Ганкаку» (Цапля на камне, окинавское название - Чинто) повторяющаяся стойка на одной ноге имитирует сильную птицу на охоте, готовую к решающей атаке.
В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэ – до. Весной 1936 года он был открыт под названием Шотокан, на котором настояли ученики Фунакоши. Гичина называли “Шото” или “Сёто” – слово может иметь значение «тигр». Не случайно это животное в эмблеме школы. Однако литературный псевдоним учителя буквально означает волны и сосны. “Кан” – здание, дом. В любом случае слово - «Шотокан», значило дом или доджо Гичина. В этом зале оттачивали своё мастерство самые достойные со всей Японии. Они с гордостью говорили: “Мы из Шотокана”. В нём начинали такие великие мастера, как Тайиджи Казэ и Масутацу Ояма (основатель Кёкусин-кай). В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэ – до (Шотокан) как зрелищный и увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэ – до. Однако мастер предупреждал ещё тогда , что больший уход в сторону условно-показательного спорта приведёт к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искуства боя, и призывал мастеров сохранять эту тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу ( преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трёхсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До» становится путём, которого должны придерживаться все последователи, но теряет естественный характер, путь является сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.
В 1937 году в Японии вводится обязательное преподавание каратэ - до по методу Шотокан во флоте и в войсках.
Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 – 1945). Великий учитель видел в нём своего приемника, и только ему передавал секреты мастерства, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз. Близкие звали его Годзё. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом, вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку( первая причина). Йошитака Фунакоши ввёл удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури – аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши – дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулёз, которым болел Йошитака, и он умер от лёгочного кровотечения. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 – 1989гг.) привёл Японию к национальной катастрофе 1945 года. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть наследника, и поражение в войне, как и все самураи. Проигрыш Японией в войне привёл к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году ещё одна невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными общечеловеческими и нравственными принципами в эту систему воспитания. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трёхмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку).
В 1948 году командой Фунакоши был создан фонд JKA (Японская ассоциация каратэ), чтобы в одной организации различные школы могли развивать каратэ в Японии и экспортировать его во всем мире, поддерживая Японскую культуру и поврежденную войной международную репутацию. В 1950 году, с началом корейской компании, происходит перестройка политических сил на Дальнем Востоке и в Японии вновь открывается Бутокуден, в 1952 году разрешаются занятия всеми видами боевых искусств.
В 1953 году ведущие мастера впервые официально были привлечены для обучения и демонстрации в США. Фунакоши уже стар и отходит от политики, готовит к изданию свою последнюю работу «Каратэ-до - путь моей жизни». Но до последних дней своей жизни мастер не переставал практиковать каратэ-до и удивлять эффективностью своих действий.(фото старый мастер контратакует настолько быстро, что снимок получается очень смазанным). Негласно лидерство перешло к М. Накаяма.
Несмотря на все усилия Накаямы в отношении совместной деятельности всех школ (не стилей), Goju, Shito, и Wado, начали рассматривать JKA как начало гегемонии команды Шотокан. В 1955 году наметился раскол в JKA. Забыв о том, что вместе поддерживали его официальные методы, и, подменив их понятием стиля, против чего боролись родоначальники каратэ, лидеры этих школ вышли из JKA. Они приступили к формированию другой федерации, подходов к развитию каратэ и более популистского подхода к развитию спортивных правил. Открытие первой коммерческой школы каратэ в 1955 году на киностудии, принадлежащей одному из студентов JKA в Yotsuya, Токио, ускорило этот процесс. Некоторые инструкторы JKA работали там полный рабочий день, заслуживая проживание. Клубы Лиги Плюща вокруг Токио тоже вышли из JKA, протестуя против платного обучения. Различия в обучении, расхождения относительно стандартов, финансовые и другие собственные, персональные причины заставили некоторых инструкторов тоже оставить организацию.
В 1956 году ученик Фунакоши Гичина Эгами Сигэру основывает и регистрирует общество Шото-кай, пытаясь сохранить принципы боевого искусства, которые под давлением спортивного направления в GKA стали заметно попираться.
В 1957 году начинается программа посылки японских специалистов JKA по каратэ за границу, и проводится официальный чемпионат по каратэ. Но 1957 год – год великой утраты. Основатель каратэ – до умер. Близкий друг и ученик Великого учителя, президент Шото-кай Генчин Хирониши утверждает, что при планировании похорон Фунакоши, некоторые члены JKA мешали ему выполнять обязанности.
В Токио в 1964 году строится Ниппон Будокан (зал японских воинских принципов), который становится центром боевых искусств. В 1968 году создаётся федерация всеяпонских организаций по каратэ-до (FAJKO или GKF), которая руководит всеми направлениями, в том числе и JKA.
Освоение каратэ, как явления древней культуры Японии, метода самозащиты и спорта содействовало процессу интеграции духовных ценностей западной и восточной культур. Практически во всех странах стали проходить первенства и чемпионаты, создаваться сборные команды. В 1970 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по правилам иппон-шобу (по правилам Шотокан, что подтверждает авторитет и рост популярности Шотокан в мире) и состоялась учредительная конференция WUKO, куда вошли Европейский, Панамериканский, Азиатско-Тихоакеанский и Африканский союзы каратэ. Правила Шотокан эксклюзивно использовались на чемпионатах Мира и континентов вплоть до 1975 года. В 1977 на 4-м чемпионате мира впервые, несмотря на предостережения старых мастеров, использовали правила санбон-шобу. Но и после введения чисто спортивных (популистских) правил до настоящего времени Правила Шотокан остаются наиболее популярными.
В то время JKA не выдавало после обучения иностранцам официальные свидетельства инструкторов и рефери, высокие даны, также не выдавались в той же самой частоте. Во всем мире организации - члены JKA начали возражать этому и контролю над своими финансами.
Во всем мире несколько организаций - членов JKA начали возражать контролю над своими финансами. Также в то время JKA не выдавало после обучения не японцам официальные свидетельства инструкторов и рефери, высокие даны, также не выдавались с той же самой частотой. В 1978 году много инструкторов, протестуя, вышли из JKA, JKA уволил других, от огромной Американской Любительской Федерации Каратэ (AAKF) в Соединенных Штатах откололась половина, образовав Международную Федерацию Шотокан Каратэ- до (ISKF). В JKA сначала не признавали даны ISKF, но через пару лет снова начали спокойно иметь дело с ISKF, хотя члены ISKF и AAKF - не являются членами JKA.
Большинство практикующих Шотокан врачей и юристов в Японию, вышли из JKA и сформировали Международную Федерацию Шотокан Каратэ- до (SKIF) во главе с Хирокузой Каназавой. В JKA утверждают, что Kanazawa стал «трудным» и был уволен из их организации.
6 июня 1985 года WUKO было признано МОК, каратэ начало поступательное движение к олимпийскому признанию.
В апреле 1987 года в возрасте 74 лет умер Главный инструктор JKA, Накаяма Масатоши, не оставив после себя приемника. JKA пробовал организовывать комитет, пытаясь договариваться о том, кто будет следующим главным инструктором.
На чемпионате мира в Египте 1988 года, помимо традиционного шобу-иппон, параллельно была опробована новая система с олимпийским прицелом.
После смерти Масатоши Накаямы, К 1990 году внутреннее напряжение в JKA достигло пика и разделило мастеров на два отдельных лагеря в споре на тему: кто будет главным инструктором? Одну фракцию возглавили Асаи, Абэ, Йохара, и Ямагучи, другую - Ито, Танака, Сугиура, и Осака. До 1993 года обе фракции обучали в Хонбу Доджо, пока арбитраж не передал его фракции Асаи .
Группа Танаки, переместилась в другой зал, но и Асаи не смог содержать Хонбу Доджо и тоже перешёл в другой зал. JKA Асаи - тяготеет обычно к Европе и Японии, имеются не многочисленные, представительские клубы в Северной Америке. Группа Танаки в Японии работает как JKA, и как JKA/WF, которая не является Японской организацией, она технически размещена в Токио, но материально в Филадельфии, где ISKF держит многое во власти (руководит которой г-н Оказаки).
Является ли раскол постоянным? Вопрос, который долгое время волновал приверженцев Шотокан во всём мире. Никто не уверен точно, что происходит относительно этой ситуации за закрытыми дверьми в Японии. Сегодня, имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Шотокан и официально не имеют общего прямого управления:
ITKF - много-стилевая организация , возглавленная Нишиямой.
ISKF Международная Федерация Шотокан Каратэ- до, лидер - Оказаки Тэриуки, главный офис в Филадельфии.
SKIF Шотокан Каратэ- до Международная Федерация, лидер - Хироказу Каназава, главный офис в Токио
WSKF (Всемирная Федерация Шотокан каратэ-до), насчитывает в своих рядах более 100 стран, проводит чемпионаты Мира и Европы, другие соревнования. Президент Камианаги –9 дан, шеф-инструктор Хитоши Касуя –7 дан, главный офис в Токио.
WSKA организация, возглавляемая Енойедой, президентом ESKA.
JKA/WF Японская ассоциация каратэ, имеющая филиалы по всему миру периодически проводит “Кубок Сёто” - который можно приравнять к чемпионату Мира, клубные соревнования мирового уровня.
JKA фракции Асаи.
GKF- в Японии JKA и независимые мастера Шотокан, признанные государством.
Реально в Шотокан больше общего, чем любых различий, которые сводятся к вопросу о персональной власти и амбициях того, или иного лидера. Сможет ли Шотокан объединиться в ближайшем будущем? Слишком много заслуженных амбиций у очень сильных ведущих мастеров различных групп. В конечном счете, люди будут ломать очевидную схему пирамиды, которую эти организации представляют.
Фунакоши Гичин, обобщив методы, философию и мораль единоборств ошеломил весь мир своими достижениями и вызвал интерес к восточным единоборствам. Со времен основания и до сих пор Шотокан самый распространенный и отшлифованный стиль в мире. Он включен в государственные программы обучения многих стран, а в Японии с 1902 года, что отчасти объясняет долголетие ее жителей. Данные медицинского обследования еще в середине 90-ых годов XIX века на Окинаве выявили удивительную пропорциональность силу и выносливость большой группы подростков, занимающихся каратэ-до. Стиль открыт и не имеет секретов - существует огромное количество книг (в том числе на русском языке) и видео продукции. Много выдающихся мастеров преподают Шотокан во всем странах мира. Шотокан соответствует целям и задачам физической культуры. Являясь важнейшим компонентом целостного развития личности, составной частью общей культуры, создает устойчивую мотивацию и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни и самосовершенствованию, достижению высокого уровня психофизической подготовки. В Шотокан - широкий диапазон физической нагрузки. Требования соблюдения этикета и уважения к противнику исключают проявления жестокости и насилия и наказываются дисквалификацией. Начальные этапы многолетней подготовки спортсменов вообще не требуют инвентаря и оборудованной площадки, только спортзал. Для достижения высоких спортивных результатов необходимо не дорогостоящее оборудование (мешки, лапы и т.п.). Поэтому легко создать равноправные условия спортсменам для тренировок и соревнований.
Характерной чертой стиля является единство базовой техники практики боя и ката, отсутствие весовых категорий, что позволяет проводить в рамках стиля различные соревнования. В отличие от спортивного каратэ в схватках, наряду с эффективностью действий, оценивается их техническая правильность с позиции стиля. Одно движение может привести к победе или поражению, что резко повышает психологический накал схватки, объясняет ее скоротечность. Этот же фактор позволяет значительно расширить возрастной диапазон участвующих в соревнованиях, что связано с восстановительными способностями организма и низким травматизмом. Соревновательные программы с обязательным реальным, но заранее известным ударом позволяют демонстрировать технику даже для детей младшего возраста, женщин и стариков. Для хорошо подготовленных спортсменов существует раздел дзю-кумитэ - условно-контактный бой с демонстрацией различной ударной и бросковой техники с болевыми и удушающими приемами, который практически мало отличается от правил многих контактных стилей.
Многофункциональная подготовка позволяет спортсменам из Шотокан выступать в федерациях спортивного каратэ, контактного каратэ, кикбоксинга, тайквондо и др. и добиваться высоких результатов
СИЛАМБАМ
Это индийское искусство палочного боя, наиболее популярное в штате Тамилнаду. Силамбам известен здесь с незапамятных времен, чуть ли не с первого века новой эры!
Состязания обычно проводят во время религиозных праздников на круглой площадке радиусом от 6 до 7,5 метров. Участники соревнуются в парах или командами по два-три человека. Они одеты в короткие плотные штаны, разноцветные майки, на голове тюрбан, служащий одновременно протектором, грудь прикрывает толстый кожаный или сплетенный из соломы нагрудник. Победителем считается тот, кто выбил палку из рук противника, или сумел большее число раз прикоснуться своей палкой к его телу, или ударил его палкой по голове. Концы палок покрывают специальной цветной мазью, оставляющей следы при каждом прикосновении, что облегчает определение победителей.
Палка своей длиной превышает человеческий рост. Ее держат за один конец двумя руками, хотя существует и такой вариант силамбама, где боец вооружен двумя довольно короткими палками, по одной в каждой руке. Мастер силамбама может отбить палкой брошенный в него камень, умеет совершать акробатические прыжки, бить ногами, маневрировать, проводить серии ударов в высоком темпе и т.д. Ему ничего не стоит одному разогнать целую толпу. Видимо поэтому индийские полицейские изучают боевой вариант силамбам — «латхи». Латхи не игра. Его применяют для разгона демонстраций, при подавлении массовых беспорядков, при задержании преступников и в тому подобных целях. Одним ударом мастер латхи запросто ломает кости любому противнику.
СИНДО-РЮ
(Школа Истинного Пути)
Один из стилей окинавского каратэ, принадлежащий к семейной традиции Ханасиро. В настоящее время стиль возглавляет 68-летний Ханасиро Найто, имеющий на Окинаве примерно 40 преданных учеников. Кроме того, данный стиль практикуют последователи в США, Дании и в России (Москва).
Важнейшие принципы школы — «иккэн хисса-цу» (одним ударом — наповал!) и «мэцкэй сутэ-ми» (хладнокровная решимость идти в бою до конца). Главные компоненты тренинга, это практика ката, работа на снарядах (макивара, подвесной мешок и другие предметы), кумитэ (как обусловленное, так и вольный бой).
Превыше всего в школе Синдо-рю Ценится умение не доводить дело до столкновения и, таким образом, побеждать без боя. Именно в этом заключена суть традиционного боевого искусства: иметь реальные возможности побеждать противника, превосходящего численностью и вооружением, не испытывая потребности в их проверке и применении по любому ничтожному поводу.
Хотя в школе Синдо можно всего за один год научиться эффективно защищать себя, полная программа обучения рассчитана на 12 лет, в том числе 8 лет на каратэ и 4 года на кобудо. Идея здесь в том, что к началу занятий кобудо человек должен полностью владеть всей техникой каратэ. Поэтому обладатель первого дана приравнивается к тем, кто имеет четвертый дан в любом спортивном направлении каратэ. То же самое и в отношении учеников: 5-й кю в Синдо-рю — это 2-й кю в других школах. Данное утверждение не просто слова. Здесь стало традицией участие учеников в различных соревнованиях, где предусмотрен жесткий контакт.
Речь идет о международных турнирах по рукопашному бою, русскому кэмпо (школа Ю.А. Ко-строва), асихара-каратэ, муай-тай, дзю-дзюцу и другим. Несмотря на предвзятое отношение к питомцам школы как к чужакам и необъективность судей, они еще ни разу не оставались без призовых мест.
В школе Синдо-рю 8 ученических степеней, от 8-й (низшей) до 1-й (высшей). Каждой из этих степеней соответствует тот или иной цветной пояс и девиз:
8-й кю (белый пояс) — Становление на путь ученичества;
7-й кю (белый пояс с оранжевой меткой) — Начало познания;
6-й кю (оранжевый пояс) — Совершенствование в познании;
5-й кю (синий пояс) — Расширение познания;
4-й кю (зеленый пояс) — Середина ученического пути;
3-й кю (темно-синий пояс) — Возвышение познания;
2-й кю (коричневый пояс) — Углубление познания;
1-й кю (темно-коричневый пояс) — Зрелость.
Затем идут степени «дан», которым соответствует черный пояс. Их присваивает мастер Ханаси-ро Найто.
Главная задача полного курса обучения в том, чтобы за долгие годы ученичества воспитать нравственного человека, сильного как духовно, так и физически, а не робота с пудовыми кулаками, не знающего толком, когда их надо применять. В соответствии с этой задачей сформулированы
Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение 17 ката, из них 12 без оружия (в том числе 2 дыхательно-энергетических) осваивают ученики, а 5 с оружием — обладатели степени «дан». На второй дан — с посохом (року-сяку-бо) и короткими трезубцами (сай), на третий — с коротким цепом (нунтякой) и рукоятками жерновов (тонфа), на четвертый — с парными серпами (кама). Ката без оружия — это Сандзюго, 5 ката Пинан (нидан, сёдан, сандан, ёндан, годан), Сан-чин, Бассай, Канку, Чинто, Ванею, Сэйенчин. После получения четвертого дана обучение по программе школы считается полностью завершенным. Дальше человек должен идти по Пути совершенствования самостоятельно.
Кумитэ включает следующие виды:
1. Кихон кумитэ — обусловленный спарринг на один или на три шага;
2. Дзю иппон кумитэ — свободный спарринг на одно движение;
3. Ури куми дзю — свободный спарринг с использованием любой техники, но без «кимэ» в ударах;
4. Ури куми го — свободный спарринг с «кимэ» в ударах, но с запрещением ударов в глаза, горло, пах, колени, и без добивания;
5. Дзиссэн кумитэ — свободный спарринг, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание тяжелых увечий;
6. Ниайтэ кумитэ — работа одного против двоих по правилам «ури куми го».
Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются.
В школе Синдо-рю, как и в других школах каратэ (которых и до второй мировой войны было немного, а сейчас осталось еще меньше), ката и кумитэ не противопоставляются. Это два способа, дополняющих друг друга, и направленных на достижение одной и той же цели — формирование идеального бойца. Но все же можно сказать, что практика ката в традиционных школах (таких, как Синдо-рю) считается основной, а кумитэ — дополнительной. Ведь каждая ката представляет собой не просто набор технических действий, присущих данному стилю, но прежде всего — медитативный поединок с несколькими противниками, различными по их росту, силе, технике, вооружению.
СИНЬ-И-ЦЮАНЬ
(Кулак формы-мысли)
Широкоизвестный «внутренний стиль» китайского ушу, один из трех знаменитых стилей Уданских гор. Его появление легенда относит к периоду между 1637 и 1661 годами, и связывает с деятельностью некоего Цзи Лунфэна, якобы развившего теоретическое наследие знаменитого полководца и мастера рукопашного боя Юэ Фэя (1103—1141). Затем он передал свое учение трем ученикам — Ци Чжу, Ма Хуэли и Цзяо Циу, от которых берут начало три основные школы: в провинциях Куангси, Хунань и Шанси.
«В период заката династии Мин и воцарения Цин к востоку от реки Бу жил знатный человек по имени Цзи Цикэ, по прозвищу Лунфэн (дракон-вихрь), мастер фехтования на длинных копьях. Он странствовал по Поднебесной, посещая знаменитых мастеров воинских искусств, пока не дошел до горы Чжуанань. Там у одного мастера он и нашел «Пособие по пяти стилям кулачного боя» Юэ Фэя, ясное по мысли и драгоценное по содержанию. Впоследствии свои познания Лунфэн передал через поколения, и так они пришли к нынешним мастерам школы Синь-И».
Однако китайская история вообще, а история боевых искусств особенно, чрезвычайно мифологизирована. Поэтому к данной легенде следует относиться с большим скептицизмом.
В отличие от стиля Багуа, где приложение сил-ы идет по горизонтали за счет энергии скручивания и раскручивания, в Синь-И сила прикладывается по вертикали в трех уровнях, а движения характеризуются большей жесткостью. Долгое время странствующие по Китаю купцы наиболее охотно набирали охрану из бойцов этого стиля.
Базовая техника школы включает в себя пять видов атакующих действий:
1. Расщепление. Энергия удара резко взмывает вверх и опадает.
2. Пробивание. Энергия проходит стадии расширения и сужения.
3. Бурав. Энергия изливается ввинчивающейся струей.
4. Глушение. Энергия исторгается подобно выстрелу
из ружья. 5. Пересечение. Энергия при ударе изливается вперед
по дугообразной траектории.
Это нашло отражение в технике кулачных ударов: рубящий кулак, отражающий кулак, сверлящий, пушечный и поперечный.
Тактика движений Синь-И основана на четырех позициях: подъем (изготовка), ввинчивание в оборону, приседание, поворот.
Многочисленные «тао» Синь-И, состоящие из десятков движений, подразделяются на 12 различных звериных стилей: «Дракона», «Тигра», «Обезьяны», «Лошади», «Ящерицы», «Петуха», «Ястреба», «Змеи», «Орла», «Медведя», «Ласточки» и «Устрицы». Причем последователь этой школы должен владеть всеми 12 стилями. Такой богатый арсенал предполагает, что при встрече с противником ему будет дан отпор в выгодном для обороняющегося стиле.