Глава 1. технология творчества 8 страница

по каждому из каналов, самодостаточна, при уверенности в отсутствии неожиданностей в окружающем пространстве,

при возможности прогнозировать спокойный и безопасный ход событий на определенное время.

Милое дело, например, готовить обед и слушать радио. А теперь

жены и под вещающий телевизор (на говорящую голову можно не

смотреть) без проблем управляются со всем домашним хозяйством.

В авторемонтных мастерских радио работает беспрерывно, что

не приводит к травмам или порче дорогих лимузинов.

Можно и наоборот: читать ≪накатанную≫ лекцию и следить за перемещением людей за окном.

История нам рассказывает, что Гай Юлий Цезарь одновременно мог писать, слушать донесение и отдавать

приказание. А мы можем? Где предел наших возможностей? Что нам дано и не дано от природы при одновременной

работе слуха и зрения? Это один из ключевых вопросов для экранного творчества.

≪Эксперимент≫ проводила одна из крупнейших телевизионных компаний прямо на рядовых зрителях. Мы этот

эксперимент повторили на профессионалах телевидения, пользуясь той же записью. Идут новости. В кадре долго статично

по диагонали лежит газета, с легко читаемым текстом. Ведущий в этот момент, не повторя) печатное слово, дает устный

текст по поводу статьи, четко и логич но построенный как устная речь.

Новый кадр—другая газета повернута на другой бок. Буквы текста настолько крупные, что слова сами лезут в глаза. А

журналист дает следующий кусок устного, комментария ни в чем не повторяя напечатанное. И так происходит несколько

раз.Как ни изощрялись профессионалы, стремясь доказать свое превосходство над рядовым зрителем, не одному не

удалось одновременно воспринять печатный текст и устный комментарий.

Сосредоточишься на голосе —теряешь смысл печатного текста. Читаешь текст —упускаешь содержание речи

ведущего. Либо абракадабра перед глазами, либо абракадабра перед ушами! И как ни крути головой —результат

одинаковый!

≪Новаторы≫ делали! Посмотришь такие новости и сразу зауважаешь психологию.

А она говорит, что для сообщений, идущих по звуковому и зрительному каналу одновременно, у человека существует

только один канал понимания. Где-то там, глубоко в извилинах, на уровне расшифровки смысла сообщения, в ситуациях,

подобных приведенному примеру, происходит выбор канала поступления информации: звуковой или зрительный. Там же

отдастся команда сосредоточить внимание на выбранном канале, но на втором неизбежно сам собой ≪перекрывается кран≫.

Вот тут-то вдумчивый читатель и поймает автора за палец на компьютере. ≪Неувязочка у вас, дорогой автор... По

вашему выходит, что когда мы смотрим телевизор, то либо текст мы не должны слышать, либо зрительные образы не

должны видеть! А мы —и все видим, и все слышим, и даже понимаем!?≫ ≪Тогда и в кино режиссеры стали бы нам

показывать по очереди кусок изображения без текста, а потом кусок черной пленки, но с диалогам! А они что-то вас не

слушаются...≫

Чтобы снять вопрос, откроем главную закономерность.

Устная речь и печатный текст, в приведенном ≪эксперименте≫, —это два текста одновременно, но с разным

содержанием.

Но психологами установлено, что упорядоченная, увязанная между собой звуковая и зрительная информация

воспринимается человеком в значительно более крупных количествах в единицу времени, чем такая, как в примере с

газетами. Если одна часть содержания передается по зрительному каналу, а другая часть того же содержания по слуховому,

и зритель это понимает, связывает эти части по смыслу, то объем информации можно значительно увеличить. Этой

феноменальной особенностью как раз предлагали пользоваться наши корифеи кино в своей Заявке ≪Будущее звуковой

фильмы≫.

Когда мы видим говорящего человека на экране и слышим произносимый им текст, мы получаем комплексное

представление о происходящем. О личности нам рассказывает речь, внешний вид, мимика, прическа, костюм,

жестикуляция. По выражению лица на крупном плане можно определить меру искренности или лукавства. Но пройдет

десяток секунд и зрительная информация будет исчерпана. Костюм оценен, мимика станет повторяться, прическа не из-

менится и т. д. Тут-то и вступает в полную силу необходимость предложить зрителю на экране новое изображение,

следующую порцию информации, но опять связанную с текстом единым содержанием. Таким изображением может быть

кадр слушающего собеседника. Однако и ему не дано восседать бесконечно долго. Как лучше продолжить такой экранный

рассказ, мы рассмотрим несколько позже на примерах монтажа диалога.

С развитием техники синхронной записи и особенно после освоения видеосъемки в экранной документалистике

произошел резкий сдвиг в сторону повального увлечения говорящими героями. Мода захлестнула не только телевидение,

но и кино. А некоторые ≪теоретики≫ даже умудрились возвести слово в ранг главной особенности телевидения. В согласии

с их позицией, которая прямо противоречит психологии человека, и с оглядкой на запад некоторые руководители

телекомпаний требуют (не рекомендуют, а именно требуют) от своих подчиненных, чтобы речь и слово беспрерывно

звучали на экране. И чем больше слов говориться в минуту, тем лучше, думают они. Но пусть они попробуют бок о бок

прожить недельку с беспрерывно говорящей тещей, которая к тому же требует, чтобы ее внимательно слушали. Койка в

психлечебнице гарантирована.

Одна крайность породила другую: в противовес болтливым фильмам и телевидению в кино один за другим стали

создаваться бессловесные фильмы. Их авторы стремились доказать и подтвердить изобразительную, а не словесную

первооснову кино, а тем самым отмежеваться от телевидения.

Но зрителю безразлично, с какой пленки соскользнули на экран изображение и звук. Он не подозревает, что эти творцы

хотят что-то друг другу доказать, когда беспрерывно их герои, как сороки, трещат с экрана или, как рыбы, набирают в рот

воду. Ему подавай и в кинотеатре, и дома с экрана телевизора увлекательную историю или захватывающие сведения. Он

даже не знает, что об этом можно спорить.

Получается, что одни тянут нас назад в каменный век немого кино, а другие в бронзовый период тараторящего экрана.

Про то, что мы вступили в тысячелетие думающих машин и Интернета, они не догадываются и продолжают кромсать

содержание своих творений на звук и изображение доисторическими топорами. Действительность для человека

существует в обязательной причинно-следственной связи видимых и слышимых образов. Потому на экране мы должны

создавать модель, подобие звукозрительной картины, хранящейся в нашем воображении. Причина и следствие могут

свободно переходить из одного ряда в другой, и это —одна из сущностных характеристик звукозрительного экрана. Из-за

кадра, из пространства, оставшегося за рамкой, может раздаться выстрел, а раненый солдат по понятным для зрителя

причинам рухнет у него на глазах. Или наоборот, за выговором начальника в кадре, вне рамки, громко хлопнет дверь

оскорбленного подчиненного.

В общем случае, в принципиальном понимании природы нашего вида творчества звук и изображение должны нести

зрителю разную информацию о событии, но обязательно взаимосвязанную между собой, чтобы в сумме получалось

единое содержание. По уже известной вам психологической ≪причине≫ существования у человека одного единственного

канала расшифровки и понимания смысла экранных сообщений нам не дано прочитать и осознать текст титров и

одновременно слов песни или диалога, а тем более —авторского комментария.

Прогресс техники привел нас к пространственному звуку в кино и на телевидении, к стереофонии. В арсенале

создателей экранных произведений оказалось еще одно выразительное средство. Теперь не только при монтаже

изображения требуется соблюдение единства пространства, одного из принципов межкадрового монтажа. Возможность

возникновения и перемещения источников звука по длинной дуге вдоль рамки кадра и за ее пределами накладывает

дополнительные требования к работе звукорежиссеров.

Так, при несоблюдении, например, принципа ориентации в пространстве при съемке двух сидящих собеседников

объемный звук только подчеркнет ошибку в межкадровом монтаже. Голос и речь одного и того же персонажа при

нарушении этого принципа будут перескакивать за его изображением в кадре и звучать то справа, то слева. А такого ≪не

может быть никогда≫.

Последнее напоминание. Для всех без исключения вариантов монтажа изображения и звука действует общая формула

Кулешова-Эйзенштейна: сопоставление двух разных кусков должно приводить к рождению некоего третьего, больше

похожего на произведение этих кусков, чем на их сумму.

С. Эйзенштейн присвоил звукозрительному монтажу термин «в ер ти ка ль ны йм он та ж». Суть его состоит в том, что

кадры изображения соединяются последовательно в одну пленку, а все звуки объединяются в другую

последовательность на другой пленке. Таким образом, каждая из этих пленок монтируется путем соединения

однородных образов, звуковых или зрительных, друг за другом т.е. горизонтально. А эффект сопоставления

пластических образов со звуковыми достигается за счет не последовательного, а одномоментного соединения на

экране тех и других. На монтажном столе при работе с кинопленкой и при компьютерном монтаже сопоставление

происходит наглядно поперек последовательного горизонтального движения обеих пленок. На дисплее компьютера

этот процесс обретает буквальный вид монтажа по вертикали.

Интервью в документалистике

Общение между людьми, обмен информацией между ними —одно из главных проявлений человеческой деятельности

и человеческой активности. Вполне закономерно, что диалог в множественном своем разнообразии занимает так много

места в различных экранных произведениях. Интервью, беседа, спор, рассказ, разгадывание загадок, общение в игре или

просто разговор —все это разновидности того, что мы называем диалогом. Но так уж сложился в практике наш

терминологический аппарат, что термин ≪диалог≫ мы относим в основном к приемам игрового кино, а в документальных и

просветительских произведениях общению между людьми присваиваем другие названия.

С е・ к・ ・ им н・ а・ ・ и т・ р・ ь・ 

Никакая съемка не может производиться без предварительной подготовки. Журналист или режиссер обязан заранее

предвидеть и учесть возможный ход мыслей и действий своего героя. А для этого изучаются биография, взгляды,

выступления, более ранние съемки и интервью, фотографии и т.д. И обязательно формулируются и готовятся будущие

вопросы. Строго говоря, ≪наука≫ о том, как брать интервью, представляет собой самостоятельные разделы журналистики и

режиссуры, и далее мы не будем на этом останавливаться подробно.

Помимо тех случаев, когда интервью берется на ходу, в коридорах, аэропортах, у дверей гостиниц, около автомашин,

его можно снять, пригласив героя в заранее обусловленное место. Когда вы выбираете интерьер или натурную площадку и

определяете место для съемки, позаботьтесь о том, чтобы они удовлетворяли следующим требованиям.

1. Место должно быть тихим, защищенным от громких, резких

и неожиданных шумов.

2. Точки, на которых должны расположиться герой и интервью

ер, необходимо выбрать на некотором удалении от фона. Поста

вить гостя близко спиной к стене —значит допустить грубую ошиб

ку. Такой кадр с героем не будет отличаться элегантностью. У опе

ратора вы отберете возможность поставить хороший свет и снять

встречный кадр журналиста, задающего вопросы и слушающего

своего героя. На профессиональном жаргоне такая неумелая съем

ка называется ≪влепить героя в стену≫.

3. Нельзя ставить героя на фон окна, за которым полным ходом

идет жизнь. Это будет отвлекать внимание зрителя от малоподвиж

ного рассказчика движущимися объектами за окном. К тому же боль

шой перепад в освещенности за окном и в интерьере осложнит ра

боту оператора и может породить ощущение мрачности обстанов

ки беседы, если на улице яркий день.

4. Фон позади обоих участников сцены должны быть таким, что

бы зритель понял, что действие происходит в одном помещении.

Резкое отличие фонов за спиной героя и за спиной журналиста мо

жет создать впечатление, что они находятся в разных местах.

5. Лучше снимать интервью минимум двумя камерами. Для это

го тоже требуется дополнительное пространство.

6. Когда известно, что беседа будет длинной, то еще лучше ее

снимать тремя камерами. Тогда возможности для варьирования кад

рами в монтаже значительно расширятся.

7. До съемки операторов необходимо проинструктировать о воз

можных интересных ответах и рассказах, во время которых герой

Должен оказаться на самых крупных планах.

8. Учтите, что во время наездов и отъездов трансфокатором, при

монтаже вы лишаетесь возможности вырезать куски текста из-за

нарушения 10-го принципа монтажа кадров. Движение со статикой

не монтируется и с помощью перебивки.

9. В запас всегда должны быть сняты осмысленные перебивки,

Даже если съемка велась одной камерой: слушающий журналист с разными наклонами головы, руки героя (если они

своими движениями что-то выражали или подчеркивали), предмет фона, который символизировал характер интервью или

обстановку, слушающий вопрос герой и т. д. Это —ваши ≪палочки-выручалочки≫.

10. Если возможно, пишите речь журналиста и речь героя раз

ными микрофонами на разные дорожки. Это позволит в дальней

шем обрабатывать, корректировать и улучшать звучание и разбор

чивость фонограммы.

11. Постарайтесь убрать микрофоны за рамки любых кадров.

Микрофон в кадре —плохой тон. Он как бы выделяет факт прину

дительного требования ответа, что сразу ставит под сомнение его

искренность: ≪Пристали с ножом к горлу —получите!≫

Пришел час монтажа. Материал снят двумя камерами. Вы посмотрели его. Из 4-х минут разговора, вопросов и ответов

вам нуж-| но оставить всего 90 секунд —только главное и интересное. Допу-1 стим, вашим героем был сам Лев

Николаевич Толстой'.

Вспомним: самое дорогое время —время в аппаратной.

И еще. Как вы хотите проделать работу: добросовестно или наспех, схалтурить? Если тяп-ляп, то можно начинать

резать материал сразу. Мы рассмотрим вариант вдумчивого и экономичного отношения к своему труду. Поэтому всю

подготовительную работу следует проделать дома или на дешевом оборудовании. А значит —переписать на VHS или на

домашний винчестер.

Следующий шаг: расшифровать фонограммы с экрана, переписать на бумагу текст в лицах. Так мы и поступим.

Каждый просмотр приносит в вашу память нюансы звучания интонаций и поведения героя во время произнесения

ответов. А это очень важно помнить, что называется наизусть, чтобы легко монтировался окончательный вариант.

Ж р・ а・ и・ т・ Уважаемый Лев Николаевич, скажите, пожалуйста, что такое искусство, по вашему мнению?

Т л・ т・ й・ Что такое искусство? Как что такое искусство? Искусство—это архитектура, ваяние, живопись,

музыка, поэзия во всех ее видах, ответит обыкновенно средний человек, любитель искусства или даже сам художник,

предполагая, что дело, о котором он говорит, совершенно ясно и одинаково понимается всеми людьми.

1 Л. Н.Толстой. Соч.—М.:Т-во И. Н.КушнеровиК0,1898.Т. 15, с. 14.

Ж р・ а・ и・ т・ Но в архитектуре бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и, кроме

того постройки имеющие претензии на то, чтобы быть предметами искусства, постройки неудачные, уродливые и

которые поэтому не могут быть признаны предметами искусства? В чем же признак предмета искусства?

Т л・ т・ й・ Как отделить искусство от того и другого? Средний образованный человек нашего круга и далее художник,

не занимающийся специально эстетикой, не затруднится и этим вопросом. Ему кажется, что все это разрешено давно и

всем хорошо известно. ≪Искусство есть такая деятельность, которая проявляет красоту≫, —ответит такой средний

человек.

Ж р・ а・ и・ т・ Так что же такое красота, которая составляет содержание искусства?

Т л・ т・ й・ Предполагается, что то, что разумеется под словом красота, всем известно и понятно. А между тем это

не только неизвестно, но после того, как об этом предмете в течение 150 лет, со времени основания эстетики

Баумгартеном, написаны горы книг самими учеными и глубокомысленными людьми, вопрос о том, что такое красота, до

сих пор остается совершенно открытым.

Под словом красота по-русски мы разумеем только то, что нравится нашему зрению.

Высшее осуществление красоты мы познаем в природе, и потому подражание природе, по Баумгартеиу, есть высшая

задача искусства.

По Зелъцеру, цель всей жизни человечества есть благо общественной жизни. Достигается оно воспитанием

нравственного чувства, и этой цели должно быть подчинено искусство. Красота есть то, что вызывает и воспитывает

это чувство.

По знаменитому сочинению Винкельмапа, закон и цель всякого искусства есть только красота, совершенно

отделенная и независимая от добра. Красота же бывает трех родов: I) красота форм, 2) красота идеи, выражающаяся

в положении фигуры (относительно пластического искусства), и 3) красота выражения, которая возможна только при

присутствии первых двух условий. Эта красота выражения есть высшая цель искусства.

Так же понимают красоту Лессинг, Гердер, потом Гете и все выдающиеся эстетики Германии до Канта.

По Шербюпье искусство есть деятельность, удовлетворяющая

1) нашей врожденной любви к образам, 2) вносящая в эти образы идеи, 3) доставляющая наслаждение одновременно

нашим чувствам, сердцу и разуму.

По Аллену, начало искусства —это игра; при избытке физических сил человек отдается игре, при избытке

воспринимательных сил человек отдается деятельности искусства. Различие оценки прекрасного происходит от вкуса.

Вкус может быть воспитан.

Для того чтобы точно определить искусство, надо прежде всего перестать смотреть на него, как на средство

наслаждения, а рассматривать искусство, как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы

не можем не увидеть, что искусство есть одно из средств общения людей между собой. Искусство начинается тогда,

когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними

знаками выражает его, а другие люди заражаются этими чувствами и переживаю их.

Ж р・ а・ и・ т・ Спасибо, Лев Николаевич.

Здесь приведены мысли Л. Толстого из его книги ≪Что такое искусство≫. Это отрывки, выбранные из первой трети

этого произведения.

Вспомним: по объему интервью заняло около 4-х минут. А вам нужно оставить только полторы.

Р аб от ае м ст ес то м

Задача состоит в том, чтобы создать для зрителя иллюзию гладко произнесенных вопросов и ответов в сокращенном

варианте. Монтаж текста требует от режиссера и монтажера отличных знаний интонирования речи. Умение, читая с

бумаги текст, услышать внутренним ухом повышение и понижение интонации, паузу и слитность звуков приходит не

сразу. Но без овладения этим мастерством не обойтись.

Первое: разборчиво переписать весь текст на бумагу последовательно с каждой кассеты. Только на бумаге удается

объять весь текст глазами одновременно.

Проще всего выкинуть целые фразы, но при этом нужно сохра

нить общий смысл и логику мыслей героя. В тексте Толстого так

много интересного, что все хочется оставить, но правила игры не

умолимы.

Первая цель —смонтировать фонограмму на бумаге. Но прежде, чем вы начнете марать текст, сделайте ксерокопию,

одну, а то и две. Тогда можно спокойно ошибаться, делать варианты цветными карандашами и фломастерами, резать и

клеить оставленные куски.

Перечитайте текст и выделите подчеркиванием основные слова вопросов и главные куски ответов. Посчитайте, сколько

у вас получилось слов. При нормальном темпе ответов на русском языке произносится примерно 1,5 слова в секунду. 90

секунд—этооколо 130 —40 слов.

Ж р・ а・ и・ т・ Уважаемый Лев Николаевич, скажите, пожалуйста, что такое искусство по вашему мнению ?

Т л・ т・ й・ Что такое искусство? Как что такое иск уест во? Ис кусство —это архитектура, ваяние, живопись ,

музыка, поэзия во всех ее видах, ответит обыкновенно средний человек, любитель искусства, или даже сам художник,

предполагая, что дело, о котором он говорит, совершенно ясно и одинаково понимается всеми людьми.

Ж р・ а・ и・ т・ Но в архитектуре бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и, кроме

того, постройки имеющие претензии на то, чтобы быть предметами искусства, постройки неудачные, уродливые и,

которые поэтому не могут быть признаны предметами искусства? В чем же признак предмета искусства?

Т л・ т・ й・ Как отделить искусство от того и другого? Средний образованный человек нашего круга и далее художник,

не занимаю щийся спеииально эстетикой, не затруднится и этим вопросом. Ему кажется, что все это разрешено давно и

всем хорошо известно. ≪Искусство есть такая деятельность, которая проявляет красоту≫, —ответит такой средний

человек.

Ж р・ а・ и・ т・ Так что же такое красота, которая составляет содержание искусства ?

Т л・ т・ й・ Предполагается, что то, что разумеется под словом красота, всем известно и понятно. А между тем это

не только неизвестно, но после того, как об этом предмете в течение 150 лет, со времени основания эстетики

Баумгартеном. написаны горы книг самими учеными и глубокомысленными людьми, вопрос о том, что такое красота, до

сих пор остается совершенно открытым.

Под словом красота по-русски мы разумеем только то, что нравится нашему зрению.

Высшее осуществление красоты мы познаем в природе, и пото му подражание природе, по Баумгартену, есть

высшая задача ис кусства .

По Зельие ру, цель всей жизни человечества есть благо обще ственной жизни. Достигается оно воспитанием

нравственного чувства, и этой иели должно быть подчинено искусство. Красота есть то, что вызывает и

воспитывает это чувство.

По знаменитому сочинению Винкельмана, закон и цель всякого искусства есть только красота, совершенно

отделенная и независимая от добра. Красота лее бывает трех родов: 1) красота форм, 2) красота идеи,

вы ражающаяся в положении фигуры (относитель но пластического искусства), и 3) красота выра жения, которая

возможна только при присутствии первых двух условий. Эта красота выражения есть высшая цель искусства.

Так лее понимают красоту Лессинг, Гердер, потом Гете и все выдающиеся эстетики Германии до Канта.

По Шербюлье. искусство есть деятельность, удовлетворяющая I) нашей врожденной любви к образам, 2) вносящая в

эти образы '■■; идеи, 3) доставляющая насла ждение одновременно нашим чув ствам, сердцу и разуму .

По Аллену, начало искусства —это игра; при избытке физичес ких сил человек отдаетс я игре, при избытке

воспринимательных сил человек отдается деятельности искусства. Различие оценки прекрасного происходит от

вкуса. Вкус может быть воспитан.

Для того, чтобы точно определить искусство, надо прежде всего перестать смотреть на него как на средство

наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так

искусство, мы не можем не увидеть, что. искусство есть одно из средств оби(епия людей между собой. Ис кусство

начинается тогда, когда человек с целью передать другим. людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе

и извест ными внешними знаками выражает его, а другие люди заражают ся этими чувствами и переживаю их. \)(

Журналист: Спасибо, Лев Николаевич.

Сосчитали количество подчеркнутых слов и прослезились —без предлогов и частиц их больше 300. Придется и

вырезать интересное, и резать ≪по живому≫ тексту. Из этих трехсот слов оставим только самую квинтэссенцию. Все,

что будем выбрасывать, зачеркнем на бумаге.

Посчитаем снова. Почти получилось. Найдем еще одну фразу, которую можно выкинуть, и цель достигнута. Такой

фразой может быть последняя мысль по Винкельману: ≪Эта красота выражения есть высшая цель искусства≫.

Окончательный вариант на бумаге у разных авторов получится разным, но пусть он будет таким. Решетками в тексте

обозначены места разрезов фонограмм.

Ж р・ а・ и・ т・ #что такое искусство, по вашему мнению ?#

Т л・ т・ й・ ^Искусство —это архитектура, ваяние, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах, —ответит

обыкновенно средний человек. #

Ж р・ а・ и・ т・ #Но в архитектуре бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства,

#постройки неудачные, уродливые и, которые поэтому не могут быть признаны предметами искусства?^

Т л・ т・ й・. #≪Искусство есть такая деятельность, которая проявляет красоту≫, #

Ж р・ а・ и・ т・ #Так что же такое красота, #

Т л・ т・ й・ #А между тем, # вопрос о том, что такое красота, до сих пор остается совершенно открытым. #

#подражание природе, по Баумгартену, есть высшая задача иску сстваМ

#По знаменитому сочинению Винкельмана, # красота, # отделен-ная# от добра. # красота форм, #красота идеи

#красота выражения, #при присутствии первых двух условий#

#По Шербюлъе, искусство есть деятельность, удовлетворяю-щая# нашей врожденной любви к образам, # вносящая в

эти образы идеи, # доставляющая наслаждение нашим чувствам, сердцу и разуму.

По Аллену, начало искусства —это игра... # Различие оценки прекрасного происходит от вкуса. Вкус может быть

воспитан. #

#мы не можем не увидеть, что искусство есть одно из средств общения людей между собой. Искусство начинается

тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными

внешними знаками выражает его, а другие люди заражаются этими чувствами и переживаю их.

Ж р・ а・ и・ т・ Спасибо, Лев Николаевич.

Получилось примерно полторы минуты. То, что надо.

≪Решетки≫ помогут нам легко ориентироваться при монтаже изображения.

С этим многострадальным листом бумаги можно идти в аппаратную монтажа.

Но прежде решите для себя на каких кадрах изображения будут звучать вопросы и ответы журналиста и героя.

Перечитайте текст еще раз и задумайтесь: все ли у нас готово к работе? С какого кадра вы начнете показ интервью?

То-то же!

Мы с вами отрезали самые первые слова обращения к Толстому, и стало непонятно кто к кому обращается. Для

ликвидации оплошности нужен общий план журналиста и писателя, а мы его не сняли.

Урок на будущее —в начале съемки или в конце снимайте ситуационный план: кто с кем разговаривает. На нем можно

разместить титры или слова ведущего программу с представлением участников.

Приступим к монтажу. Работаем в аппаратной. Сначала по бумажному монтажу монтируем текст фонограмм. После

монтажа его необходимо внимательно прослушать. Всели получилось, как задумано. Иногда между вопросами и ответами

требуется вставить куски паузы. Помните о той самой микрофонной паузе, чтобы после вопроса или ответа оставалось

место на дыхание, на мгновенное раздумье. Ответы, поставленные впритык к вопросам, могут показаться

неестественными.

Схема 1

Схема 1 показывает _____монтаж текста и кадры, которые вы возьмете в этот ряд. Мы отрезали начала многих фраз Толстого

и у нас нет возможности показать его, слушающего вопросы журналиста. Придется монтаж делать примитивно: чья фраза

звучит, того мы и видим на экране. Но дальше начинаются сложности, которые потребуют выбора решения.

Семь кусков текста, а говорит только Толстой. Если склеить между собой кадры Толстого с этими фрагментами текста

подряд, то на всех склейках великий писатель будет дергаться, как ужаленный. (Вертикальные линии показывают места

Наши рекомендации