Международная охрана авторских прав.
Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования объектов авторского права, прежде всегопроизведений литературы, науки и искусства.
Существуют две основные ветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны:
форма как результат творческой деятельности (охраняется авторским правом) и
существо творческой деятельности (охраняется правом промышленной собственности).
(Исключи́тельное пра́во — совокупность принадлежащих правообладателю (гражданину или юридическому лицу) прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, и на запрещение или разрешение такого использования другими лицами.)
Соответственно действуют две системы охраны:
фактологическая (авторское право - возникает в силу факта создания произведения) и
регистрационная (право промышленной собственности - специальные действия по обособлению результата).
В российском праве перечень результатов интеллектуальной деятельности (ст. 1225 ГК) открывается объектами авторского права. К ним относятся:
1) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведений, а также от способов их выражения;
2) программы для ЭВМ, приравненные к литературнымпроизведениям
(п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 19 июня 2006 г. №15.), но с особенностями, присущими использованию этих объектов научного творчества;
3) базы данных, которые, с одной стороны, признаются составнымипроизведениями и являются в этой части объектами авторского права, а с другой – являются объектами смежных прав производителей баз данных.
(в ст. 1259 ГК подробный перечень объектов авт. прав)
Перечень объектов авторского права имеет открытый характер.
К объектам авторского права относятся «смежные права» (по Г-П)
Права, смежные с авторскими, защищающие интересы лиц, создающих охраноспособные формы воспроизведения
1) базы данных, создатели которых по инвестиционным соображениям признаны заслуживающими правовой защиты наряду с авторами;
2) исполнения, представляющие собой особую творческую форму использования произведения;
3) фонограммы ;
4) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).
5) публикации произведений литературы, науки и искусства, перешедшие в общественное достояние.
Интеллектуальные права, возникающие в связи с охраной, защитой и использованием произведений науки, литературы и искусства, представляют собой традиционную категорию авторских прав.
Автору — создателю произведения принадлежат исключительное право и личные неимущественные права [право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения (т.е. защита произведений от искажений способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора), право на обнародование произведения)].
Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно.
Кроме того, авторам отдельных видов произведений предоставляются так называемые иные права:
право на отзыв своего согласия на обнародование произведения;
право доступа и право следования в отношении произведений изобразительного искусства.
Так, автор картины, гравюры, скульптуры (другого произведения изобразительного искусства) в случае отчуждения оригинала произведения,
во-первых, вправе требовать от собственника оригинала не препятствовать ему, если оригинал произведения необходим автору в целях его копирования (право доступа).
во-вторых, в случаях публичной перепродажи оригинала произведения, включая оригиналы авторских рукописей (автографы), литературных и музыкальных произведений, имеет право на получение от продавца процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).
Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 2851 установлен размер процентных отчислений в зависимости от суммы перепродажи оригинала.
Право доступа неотчуждаемо и не переходит по наследству. Право следования, которое также неотчуждаемо, может быть завещано или может перейти к наследникам по закону в течение срока действия авторского права.
Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции.
В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.
Если литературное произведение, изданное в одном государстве, переиздается в другом без согласия автора, автор не вправе заявлять претензии по поводу нарушения своего субъективного права.
Переиздание произведения за границей не нарушает субъективных прав автора, поскольку эти права имеют территориальные рамки.
Чтобы субъективные авторские права, возникшие по закону одного государства, получили признание и защиту на территории других государств, необходимо заключение международного соглашения о взаимном признании и защите авторских прав.
Такие соглашения являются основой для признания иностранного авторского права.
Международные договоры обеспечивают признание и защиту субъективных авторских прав, возникших на основе иностранного закона, но не их наличие на территории данного государства. Для того чтобы автор мог претендовать на наличие у него авторского права за границей, его произведение должно быть опубликовано (обнародовано) в соответствующем государстве.
Субъективные авторские правана территории любого государства возникают на основе местного законодательства.
Территориальный характер авторских прав предопределяет национальность произведения, которая не зависит от национальности автора, а определяется местом создания произведения.
По общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом - если произведение автора-иностранца было обнародовано на территории данного государства, за таким автором обычно признаются все права, которые вытекают из местного законодательства.
Господствующий принцип авторского права - охрана произведений вне зависимости от соблюдения формальностей.
В законодательстве подавляющего большинства государств закрепляется, что авторское право возникает в силу факта создания произведения в объективной форме.
Унификация авторского права началась в XIX в. - в 1886 г. была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности).
Основа Конвенции - материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах.
Коллизионное регулирование предполагает применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.
Авторы из стран - членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане, а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам - гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств - членов Союза.
Максимальный срок охраны авторских прав - все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения.
Конвенция предусматривает две группы авторских прав:
- личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана;
- специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио,переделку, магнитную запись.
С точки зрения формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права - возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает
в силу факта создания произведения.
Объем авторских прав определяется законом государства, где испрашивается охрана. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите.
Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.
В 1952 г. была принята Всемирная конвенция об авторском праве(ВКАП) (г. Женева, 6 сентября 1952 г.).
В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель - дополнить действующие нормы международного авторского права. Задача конвенции состояла в том, чтобы ни одна страна не оставалась вне рамок международной системы охраны авторского права. В настоящее время Всемирная конвенция в значительной степени потеряла свое значение, поскольку практически все государства-участники подписали Бернскую конвенцию.
В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор - Договор ВОИС по авторскому праву (известен также как Договор ВОИС в области Интернета (г. Женева, 20 декабря 1996 г.), который установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права
Охрана распространяется не только на форму выражения произведения, но и на идеи и процессы.
Объекты охраны - компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результат интеллектуальной деятельности.
Выделение из авторского права смежныхправ и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм).
Основные формы охраны смежных прав - право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности.
Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций(г. Рим, 26 октября 1961 г.) обеспечивает охрану прав исполнителей на их исполнение, фонограммы производителей фонограмм и передачи вещательных организаций.
Она основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана.
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, 29 октября 1971 г.) обновила и дополнила Римскую конвенцию.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.