Перечень контрольных вопросов. Вопросы для подготовки к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Происхождение искусства. Периодизация первобытного искусства.
2. Искусство палеолита. Его особенности. Монументальная живопись на юге Франции и Испании.
3. Искусство эпохи мезолита.
4. Искусство неолита в северных и южных областях.
5. Додинастический период в египетском искусстве. Палетка Нармера.
6. Раннединастический период в искусстве Египта. Сложение основных канонических типов изображения.
7. Периодизация египетского искусства. Роль погребального обряда и заупокойного культа.
8. Основные черты художественного стиля египетского искусства Древнего царства. Скульптура времени III-IV династий.
9. Первый этап в развитии египетской царской пирамидальной гробницы. Комплекс фараона Джосера в Саккаре.
10. Пирамиды времени III-IV династий Древнего царства. Комплекс пирамид царского некрополя в Гизе.
11. Египетский скульптурный портрет времени III-IV династий.
12. Египетский скульптурный рельеф Древнего царства.
13. Египетская архитектура в период V-VI династий.
14. Египетская архитектура времени Среднего царства. Архитектурный комплекс в Дейр-эль-Бахри.
15. Живопись и скульптура в эпоху Среднего царства.
16. Особенности развития египетского искусства в период Нового царства.
17. Египетская архитектура времени Тутмесидов. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Первый этап сложения храмового ансамбля в Карнаке.
18. Египетский скульптурный портрет в эпоху Тутмесидов.
19. Живопись и рельеф в эпоху Тутмесидов. Гробницы фиванской знати.
20. Египетская архитектура в эпоху Аменхотепа III. Храм в Луксоре.
21. Живопись и скульптура во время правления Аменхотепа III.
22. Особенности искусства эпохи Амарны. Раннеамарнский стиль.
23. Архитектура Амарнского периода. Гробница Тутанхомона.
24. Скульптурный портрет Амарнского периода.
25. Рельеф и живопись в эпоху Амарны.
26. Архитектура времени Рамессидов (Сети I, Рамсес II).
27. Архитектура в период правления Рамсеса III. Архитектурный комплекс в Мединет-Абу.
28. Скульптура и живопись времени Рамессидов.
29. Поздний период в египетском искусстве, периодизация, основные особенности развития художественного стиля.
30. Скульптура в период XXV-XXVI династий.
31. Эллинский и римский период в искусстве Древнего Египта.
32. Искусство Древнего Двуречья. Додинастический период шумерского искусства.
33. Архитектура и скульптура раннединастического периода шумерского искусства.
34. Искусство аккадской династии.
35. Скульптура позднешумерского искусства.
36. Искусство периода правления III династии Ура.
37. Искусство Древневавилонского периода. Архитектура и скульптура.
38. Ассирийское искусство XIV –IX вв. до н.э.
39. Ассирийская архитектура IX-VII вв. до н.э.
40. Ассирийская скульптура и живопись IX-VII вв. до н.э.
41. Искусство нововавилонского периода (VII-VI вв. до н.э.).
42. Искусство II тыс. до н.э. на территории соседних с Месопотамией стран (Сиро-Финикия, Палестина, хетты).
43. Искусство древнего Урарту.
44. Архитектура Девнего Ирана. Персеполь.
45. Персидский рельеф.
46. Ранний этап эгейской культуры.
47. Период новых дворцов.
48. Критская керамика. Вазы стиля Камарес, «натуралистического» и «дворцового».
49. Монументальная живопись и пластика Крита.
50. Поздний период критского искусства.
51. Искусство Древнего Кипра.
52. Искусство Древнего Крита. Периодизация. Архитектурно-живописный принцип Кносского дворца.
53. Искусство Крито-Микенского мира как предыстория искусства Эллады.
54. Искусство Греческой Архаики геометрического стиля – сложение основных форм классического типа греческих храмов. Расписная керамика, пластика малых форм.
55. Живописные принципы росписи критской керамики. Ваза типа камарес.
56. Искусство Микен. Периодизация. Принцип планировки ансамбля акрополя. Произведения малых форм.
57. Искусство Греции строгого стиля.
58. Черно-фигурные вазы античной Греции. Проблема формы, композиции, ритма, живописного решения.
59. Композиционный принцип становления греческого храма, ранние типы храмов, связь с конструкцией мегарона, приемы организации пространства. Дворцовый принцип планировки и акрополи (крепостной) – замкнутый и разомкнутый.
60. Художественно-образный принцип греческого ордера как выражение философского и конструктивного смысла. Проблема архитектурного канона.
61. Вазопись краснофигурного стиля.
62. Архитектурно-пространственная композиция греческого Акрополя.
63. Краснофигурные вазы, проблема воплощения сюжета, художественные и технические средства решения. Проблема авторства.
64. Архитектурно-пластические композиции Пергамского алтаря.
65. Греческое и римское понимание портрета как выражение философского образного мировоззрения. Портрет в скульптурных композициях и его обособление. Античная герма и бюсты. Принцип выражения сходства.
66. Вазопись чернофигурного стиля.
67. Проблема мастера в античном искусстве.
68. Творчество Скопаса.
69. Проблема анонимности и авторства в античном искусстве.
70. Греческая терракота. Танагрские статуэтки и приемы создания произведений малых форм.
71. Греческие и римские рельефные композиции: сюжетно-тематическое решение, пластические приемы, законы пространства, ритма.
72. Греческие погребальные стелы. Проблема композиции, ритма, художественных, ритуальных и пластических приемов воплощения.
73. Архитектурно-пластическая композиция ансамбля в Дельфах. Принцип организации пространства а планировке архитектурных сооружений, связь с ландшафтом, замкнутое и разомкнутое построение архитектурных форм.
74. Греческая эллинистическая скульптура – Лисипп и Пракситель.
75. Творчество Фидия. Круглая скульптура и рельеф.
76. Иконография античных богов. Сравнительная характеристика работ мастеров Греции и Рима.
77. Эволюция скульптурной композиции греческих куросов. Курос и Аполлон.
78. Проблема передачи возраста в греческом изображении и римском скульптурном портрете. Возраст идеальный и естественный.
79. Понимание движения и покоя в равновесии и реализации его воплощения (на материале скульптуры геометрического стиля и архаики).
80. Концепция эллинистического портрета.
81. Фронтонные композиции греческих храмов.
82. Античные камея и геммы – принцип декоративного решения, композиционное решение, основной круг тем и их воплощение, специфика формы и материала, технические приемы исполнения.
83. Искусство строгой классики.
84. Принцип становления канона в греческой пластике.
85. Керамика Крита.
86. Искусство эпохи республиканского Рима. Форум-Романум.
87. Римский рельеф как вид и жанр (тематика, понимание пространства и плоскости).
88. Римский портрет эпохи Республики, сложение художественных принципов, приемы передачи портретного сходства.
89. Становление и развитие архитектурно-пластического решения римской триумфальной арки.
90. Римские триумфальные арки.
91. Римское искусство эпохи Антонинов.
92. Искусство Рима эпохи Августа.
93. Основные типы храмов в эпоху античного Рима. Проблема ордера, декоративные и конструктивные функции.
94. Эволюция стиля римского портрета от эпохи Республики до времен Адриана.
95. Римские общественные сооружения – форумы, амфитеатры, термы.
96. Искусство эпохи Адриана и Антонинов – философско-образная направленность искусства, отношение к художественной традиции.
97. Античные мозаики и раннехристианские мозаики Рима.
98. Искусство эпохи Трояна.
99. Раннехристианские базилики Рима. Проблемы становления архитектурных форм и принцип декоративного оформления интерьера.
100. Живопись Помпеи, Геркуланума.
101. Сравнительная характеристика живописного стиля этрусских гробниц и росписи Помпейских вилл.
102. Искусство римской Африки.
103. Архитектура, скульптура Пальмиры.
104. Архитектурно-строительные принципы римских терм.
105. Римский исторический рельеф, приемы исполнения и пластический язык.
106. Принцип решения внутреннего пространства раннехристианских памятников архитектуры Рима.
107. Искусство римской Африки – Утика, Карфаген, Лептис Магна, Тубурбо и города Сицилии.
108. Искусство римских провинций. Ансамбль Баалбек, Пальмира.
III. Рекомендуемая литература
Основная
1. Флитнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья. М., 1958.
2. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
3. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство МИИ., М., 1973.
4. Мириманов В.Б. Африка. Искусство. М., 1967.
5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.
6. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
7. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.
8. Фингарет С.И. Искусство Древнего Египта в собраниях Эрмитажа. Л., 1970.
9. Павлов В.В. История Древнего Египта. М., 1937.
10. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
11. Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. М., 1972.
12. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
13. Кобылина М.М.. Аттическая скульптура. М., 1953.
14. Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 2006.
15. Акимова Л. Искусство Древней Греции. М., 2007.
Дополнительная
1. Вулли Л. Забытое царство. М., 1986.
2. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.
3. Маккуин Дж. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.
4. Бадер О.Н. Капова пещера. М., 1965.
5. Костюхин Е.А. Тип и формы животного эпоса. М., 1987.
6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
7. Мелетинский М.Е. Поэтика мифа. М., 1976.
8. Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера. М., 1983.
9. Древние цивилизации. М., 1989.
10. Кацнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М., 1979.
11. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.
12. Кошеленко Г.А. Родина парфян. М., 1977.
13. Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985.
14. Всеобщая история искусств. Т.1, 1956.
15. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
16. Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972.
17. Сидорова Н. А. Чубова А.П. Искусство Римской Африки. М., 1979.