Утвердившиеся новые идеалы в ис­кусстве вскоре также становятся свое­образными канонами.

Рельефы отличаются графической манерой исполнения с преобладани­ем линеарного рисунка над пластиче­ской моделировкой поверхности.

Вторая половина Нового царства

После смерти Эхнатона были вос­становлены прежние верования и ри­туалы. Имя царя-отступника стало за­претным, а столица его была опусто шена и заброшена. Преемник Эхнато­на Тутанхамон, муж его дочери, старался поддерживать традиции амарнского искусства, но под влиянием жреЦов оставил начинания Эхнатона и ' Вернулся в Фивы. Монументальных паМятников искусства эпохи Тутанхамона Почти не сохранилось, но обнаружен­ная в 1922 г. археологом X. Картером его гробница принесла фараону миро­вую известность.

Роскошь его погребения была вы­звана стремлением показать истинность старых религиозных устоев.Фараон Тутанхамон был похоронен в Долине царей.

Ее история начинается с неожи­данного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокой­ного храма и захоронить свое тело тай­но. Это решение нарушало традицию, которая существовала 1700 лет. Зодчий фараона отправился в эту отдаленную долину и вырыл могилу в виде колод­ца. В погребальную камеру на дне ко-лодца вела крутая лестница, высечен­ная в скале. Подобный план впослед­ствии использовался при устройстве всех других гробниц.

Захоронение Тутанхамона полностью сохранилось до наших дней. В гробнице были найдены подлинны шедевры изобразительного и декора тивно-прикладного искусства.

По своей структуре и оформлен и 1< это весьма скромная гробница, соору женная наспех из-за внезапной смср ти царя. Короткий коридор ведет к не стибюлю, из которого можно попаст в погребальную камеру, а из нее в со кровищницу. Кроме этого, имеете пристройка для приношений и утва|-» Во всем комплексе только погребал ь ная камера украшена настенными рос писями. Они представляют Эйе, вто рого мужа Нефертити и преемник Тутанхамона.

В вестибюле находилось три погребальных ложа со звериными головам I две разобранные повозки, сундук мебель и много других вещей. Вход погребальную камеру охраняли дн статуи, представляющие ка фараон; Кроме этого, в гробнице нашли стату богинь-хранительниц. В сокровищ) 1Ш было много предметов из золота, также стоял наос — деревянный п< золоченный ящик, где хранились к; нопы фараона.

В погребальной камере внутри деревянного позолоченного ковчега помещался второй позолоченны ковчег, во втором — третий, и трс тьем — четвертый, где находился саркофаг из целого куска редчайшем кристаллического кварцита, а ни утр него — еще три саркофага.

Из всех сокровищ гробницы прея де всего поражает последний саркоф> Тутанхамона,сделанный целиком I золота, украшенный эмалями и др; гоненпыми камнями, симноличирук щими богатство и могущество фараон В нем лежала мумия Тутанхамопа. I

Особенно хороша маска юного Ту­танхамона, выполненная из чистого золота. По представлениям египтян, в портретной маске человека заключа­лось сосредоточение его души.

Из предметов, сопровождавших фараона в последний путь, особого внимания заслуживает трон Тутанха­мона простой формы с ножками в виде львиных лап и подлокотниками, закан­чивающимися львиными головами. Деревянная основа трона покрыта листами золота. Спинка, украшенная изображением Тутанхамона с женой, инкрустирован;! вкраплениями из го­лубого фаянса и красною стекла (см. ци. вкл.).

Гробницы великих царей XIX и XX династий (1300— 1100 гг. до н.э.) дают прекрасные образцы живописи Ново­го царства. Погребальные комплексы этих фиванских династий отличаются от предшествующих им несравнимой монументальностью.

Во многих гробницах сохранились изображения картин жизни после смер­ти. Они рассказывают об общении фараона с богами и о его победе над смертью, как проявлении его боже­ственности. Вместе с тем росписи цар­ских гробниц не замыкаются только на сюжетах загробного бытия. Настенная живопись отражает важнейшие собы­тия древнеегипетской истории: победу Верхнего Египта над Нижним, завое­вательные войны и т.д.

Долина цариц расположена пример­но в полугора километрах от Долины царей. Эта долина более открытая, чем Долина царей, к ней ведет ущелье, где находятся мемориальные стелы, посвя­щенные походам Рамсеса III. На окру­жающих скалах можно прочесть выгравированные молитвы, обращенные ! К Осирису и Анубису. В Долине цариц было найдено около 80 гробниц, сильно поврежденных, в некоторых заметны следы пожара, другие были превращены в стойла. В целом гробницы
датируются эпохой XIX и XX ди­настий.

Долины цариц — гробница царицы Нефертари.

Гробница долго реставриро­валась, поэтому сейчас ее росписи, Исполненные художниками Новогоцарства, поражают своим великолепи­ем.

Именно они в настоящее время со­ставляют главное сокровище гробни­цы, потому что все ее богатое убранство было разграблено еще в древно­сти.

Архитектура погребального соору­жения была монументальной. Счита­лось, что душа Нефертари совершала сложное путешествие по подземному миру. Она попадала из зала с саркофа­гом через длинный коридор в царство Осириса, проходила очищение и по­сле возрождения совершала тот же пугь в обратном направлении, одерживая победу над смертью. Её муж - Правление Рамсеса II завершилось периодом тяжелых длительных войн. Сначала Египет был захвачен Перси­ей, а затем после недолгого освобож­дения подчинен империи Александра Македонского. (1213 г до н.э)

Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).

Прославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию. В годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.

Вопросы и задания

1. В какие периоды древнеегипетской
истории искусство развивалось наиболее
интенсивно?

2. Как изображали богов в Древнем
Египте?

3. Назовите основные черты искусства
Древнего царства.

4. Как вы думаете, почему египетские
пирамиды называют чудом света?

5. Расскажите об основных особеннос­
тях египетского канона в изображении
фигуры человека.

6. Какие черты характерны для древне­
египетской скульптуры различных перио­
дов?

7. Чем примечательно искусство Сред­
него царства?

8. Охарактеризуйте искусство первой
половины Нового царства.

9. В чем состоят архитектурные досто­
инства храма царицы Хатшепсут?

10. Расскажите об архитектуре храмов в
Карнаке и Луксоре.

11. Дайте характеристику искусству
амарнского периода



Наши рекомендации