Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра истории и теории культуры
ИСКУССТВО РОССИИ XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Рабочая программа для направления подготовки
033000 Культурология
профиль
Культура России
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Москва 2011
ИСКУССТВО РОССИИ XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Рабочая программа
Составитель:
к. культ. доц. Ю.Г. Лидерман
Рабочая программа курса утверждена
На заседании кафедры истории и теории культуры
20.04.2011 протокол №8
Российский государственный гуманитарный университет, 2011
1. Цели и задачи дисциплины:
Первостепенная цель освоения дисциплины «ИСКУССТВО РОССИИ XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА» – представить студентам теоретические основания художественные практики современного искусства (искусства современной эпохи) в различных политических контекстах в диапазоне от условий Российской империи до нынешних условий Российской федерации. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы познакомить студентов с идеальными типами и российскими вариантами мотиваций, намерений и способов действия художника, коллекционера, профессионального союза, музея и других культурных институтов эпохи современности. Важнейшая задача заключается в том, чтобы подходы к пониманию проблемного поля художественных практик в культуре ХХ века, связанного с соотношением таких категорий как авангард/китч, зритель/публика, произведение/художественный жест.
Предмет изучения – специфические формы производства и потребления искусства в эпоху современных модернизирующихся обществ, а также российская, советская, и современная история культурных институтов современных форм искусства.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Искусство России XIX – начала XXI века» является общепрофессиональной и адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Культурология». Она призвана способствовать формированию современных представлений о культуре ХХ века, о региональной и исторической специфике контекстов искусства в эпоху современности. Контексты и теоретические подходы к освоению художественных практик и культурных институтов современного искусства в России закладываются в процессе освоения ряда дисциплин основной образовательной программы («Теория культуры», «Философия культуры», «Социология культуры», «Техники анализа культуры»), а так же в процессе освоения дисциплин профессионального цикла (Массовая культура России, Искусство России, Формы и практики современного искусства России) Дисциплина «Искусство России XIX – начала XXI века» необходима для теоретического освоения условий современной культуры и призвана наряду с другими дисциплинами Вариативной части Основной образовательной программы создавать у студентов целостное представление о проблематике и основных подходах современного знания о культуре и о возможностях использования этих знаний для развития культурных институтов современной России.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владения теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способности применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1)
- готовности к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4)
- готовности к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8)
- готовности к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: историю центральных российских культурных институций искусства эпохи современности: академий и институтов, основных художественных музеев, биографии коллекционеров, художественных объединений.
Уметь: использовать полученное знание в решении социальных и профессиональных задач в разработке проектов обновления институтов современного искусства в России.
Владеть: навыками анализа современных форм искусства и художественных практик, способностями анализировать актуальные проблемы и процессы современных мульти медиальных, перформативных, виртуальных художественных практик.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 62/4 | 26/2 | |||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зач | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Введение. Предмет и задачи курса. Понятийный аппарат. Подходы к изучению темы | Предмет, цели и задачи курса. Генеология и концептуальное наполнение понятия «современное искусство» (Modern Art, Moderne Kunst). Сложности концептуального осмысления художественной культуры России ХХ века, связанные с советским наследием: составом и дискурсами науки и критики. Различия коннотаций советского понятия «модернизм» и европейского понятия истории культуры modernity. Генеология и содержания понятий «первый авангард», «второй аванград», «нонкорфомистское искусство», «неофициальное искусство», «другое искусство». Анализ и критика основных публикаций по истории искусства в России ХХ века. Понятия «социалистическое искусство», «искусство утопии», «соцреализм». | |
Классический модернизм. Основные направления. История модернизма от Герберта Рида и Гертруды Стайн. | История современного искусства связана с историей класиического модернизма. Начиная с постимпрессионистов, независимый институт авангардного искусства уверенно завоевывал свою теперь уже ставшую мейнстримом и экспроприированную арт-рынком публичную позицию. Ломая классические жанры, меняя роль и способы самопрезентации художника, трансформируя классические модели художественного музея, сложившиеся в 19 веке, в послевоенной истории художественной культуры, несмотря на несколько культурных поворотов (прежде всего гуманистического краха связанного с Холокостом, мировыми войнами; медийного (связанного с распространением видео, телевидения, компьютера) и философского (описываемого через концепции Постмодерна) сохраняет модернистскую функциональную составляющую. Истории постимпрессионизма, конструктивизма, дада, сюрреализма, абстракционизма, дают представления об основных вопросах связанных со взаимоотношением искусства и общества, таких как социальная и политическая критика искусства, саморефлексия художника как предмет искусства и искусство как рефлексивная система. | |
«Первый и второй русские авангарды». История послереволюционного искусства и ее значение для послевоенного неофициального советского искусства. | Бурный художественный поиск рубежа веков, дал мировой культуре множество художников российского происхождения. Зарождение авангарда, воспринятое российской художественной средой, повлияло на ландшафт российской художественной культуры. Дореволюционный авангард стал питательной средой для возникновения такой ситуации в художественной жизни России, в последствии описываемой как «революционный авангард». Серьезный эстетические и институциональные реформы 1920-1930 годов, нарушили логику развития модернистского искусства и конституировали на территории СССР отдельные, непохожие на интернациональные, художественные практики. Преемственность с первым авангардом установили вновь художники неофициального искусства в конце 1950-х. А к концу 1970-х «неофициальное искусство» оформилось, в качестве устойчивой, воспроизводящейся субкультуры. Эстетически заимствование можно проследить на таких парных течениях как конструктивизм и кинетизм. Супрематизм и научная абстракция. Примитивизм и соц-арт. Истории мастерских, художественных объединений, выставок дают дополнительные представления о социальном контексте художественных практик. | |
«Послевоенный модернизм». Лианозово, Э. Белютин, группа «Движение», советская абстракция. | Выставка ХХХ лет МОСХа породила нонконформистское поведение в искусстве. Молодое поколение художников было «обречено» на выбор авангардного поведения. Эзотерические группы, круги вокруг московских мастерских составили культурный ландшафт конца 1960-х. Кинетическое искусство, Абстракция, Экспрессионизм, Метафизическое искусство в центре этих десятилетий. В данной теме рассматриваются произведения из коллекции Леонида Талочкина «Другое искусство». | |
«Поп-арт» и «соц-арт» как попытка интеграции русского искусства в мировую историю искусства. | Отдельные и яркие направления советского нонконформистского искусства должны быть рассмотрены подробнее. Представители этих направлений, советские варианты поп-арта и соц-арта предложили и опробовали множество рефлексивных методов для описания советской социальной действительности. Коллективные выставки и творчество отдельных художников может послужить поводом для выявления способов критического осмысления различных характеристик «советской культуры», таких как, «риторика власти», «идеологическое пространство» а также увидеть специфические советские роли и институции в искусстве такие как «художник оформитель». | |
Акционизм, квартирные выставки, апт-арт, как попытка институционализации авангардных практик. Художественная культура 1980-х. Новая волна. Первые официальные авангардные выставки | Конец 1980-х начало 1990-х описываются сейчас критиками как попытка по-настоящему вписать русское искусство в мировой контекст. Стихийное развитие арт-сцены: Трехпрудный переулок, Сретенский бульвар, галерея на Каширке. Вот те немногие центры художественной жизни той поры. Открываются первые галереи: XL, галерея Гельмана, Айдан-галерея. В журнале «Декоративное искусство» выходят первые публикации о классиках послевоенного авангардного искусства (перепечатываются публикации легендарного журнала А-Я): Э. Булатове, И. Кабакове, а также о молодых художниках. Появляется новое политическое искусство а также искусство, известное как искусство «новой телесности» Олег Кулик | |
Художественная культура 1990-х в России: публикации, выставочная деятельность, музейная реформа. | В 1990-е появляются отделы новейших течений в Третьяковской галерее (на основе коллекции А. Ерофеева Музей-заповедник Царицыно), Русского музея (А. Боровский). Журнальная реформа: журнал по искусству ХЖ. Создается государственная сеть центров современного искусства ГЦСИ. В этой теме внимание уделяется рассмотрению коллекций, программ, инициатив этих институций в России и за рубежом. Как реакция на институционализацю появляются политические практики современного искусства. Политический перформанс 1990-х. | |
Современная версия. Современное состояние актуального искусства. Музейные институции. Журналы. Критики. Коллекции. Галереи. | В рамках этой темы рассматриваются новые институции, журналы, имена (коллекционеры, галерейщики, художники) современного художественного процесса. Большое внимание международным проектам, в которых участвует Россия (Первая и вторая биеннале современного искусства в Москве) и пр. |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1. | ЛИТЕРАТУРА РОССИИ XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА | + | + | + | + | |||||
2. | СОВРЕМЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ | + | + | + | ||||||
3. | КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ | + | + | + | ||||||
ФОРМЫ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА РОССИИ | + |