Denis М . Theories. Paris, 1920, p. 16. 11 страница

Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер. Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль скрипториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские истоки, норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.

Новые импульсы получило развитие романского искусства в период правления Карла Великого (768-814, см. Каролингское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973). Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий бережно сохранялись традиции античной культуры.

Художественное ремесло интенсивно развивалось как в монастырских мастерских, так и в городах, в среде свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни — диптихи и триптихи, навершия епископских посохов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, украшенные медальонами с изображением зверей и птиц. Развивалась старая кельтская техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине р. Маас, позднее — перегородчатой эмали. С последней трети XII в. на первое место выдвинулись мастерские г. Лиможа, прославившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские эмали). Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы. Из кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками. Бронза применялась для дверных молотков в форме голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название — динандерии. Чрезвычайно простая по конструкции деревянная мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен именно для романского искусства, только в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие Розы» северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало строительства которого относится к XII в. Широко использовались керамические облицовочные плитки с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика романских тканей тесно связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии в дорогие восточные ткани, византийские, сасанидские, изобразительные мотивы которых в «зверином стиле» восходили к художественным традициям Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора: «геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг грифонов.

В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское», «саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже византийское искусство V-XII вв. Основанием для такого объединения, несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа» книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и «абстрактного звериного орнамента». Важно, что подобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в новгородской и владимиро-суздальской резьбе. Если романское искусство Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то, к примеру, искусство юга Италии, Сицилии и Калабрии в большей мере арабское, чем византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского искусства арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика, торевтика. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья. Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ(франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) — одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или «романическим» называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman» первоначально означало литературные произведения, написанные не на классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» — драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове «романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему и возвышенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек романтик...»1. В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут существовать всегда. Романтика — смутное ощущение бесконечности мира, времени и пространства. Романтическое сознание — непременное свойство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного, таинственного. На протяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных действиях, в том числе и в художественной деятельности.

Романтика, безусловно, является основой Романтизма в искусстве. Романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и является неотъемлемой основой художественного сознания. Но в различные исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в действительности принимает различные формы. Немецкий философ-романтик Ф. Шлегель говорил, что и «обращение к античности порождено бегством от удручающих обстоятельств века» 2.

Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенъя, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический класси-

1 Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1953-1959, т. 7, с. 145-146.

2Шлегель Ф. О значении изучения греков и римлян.— В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд. МГУ, 1980, с. 47.

цизм». Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции в начале XIX в. их пути стали расходиться. Поэтому в более узком, конкретно-историческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное художественное направление конца XVIII — начала XIX вв., сторонники которого сознательно, программно противопоставляли свое творчество Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т. Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тернер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве, — типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую окраску. Великий немецкий поэт Гёте выразил противостояние Классицизма и Романтизма следующим образом: «Античное — идеализированное реальное, со вкусом и величием (стиль) изображенное реальное; романтическое — невероятное, невозможное, которому лишь фантазия придает видимость действительного...» 3. Немецкие романтики, прежде всего Ф. Шеллинг и Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о вечном стремлении души к «Бесконечности, превосходящей любую форму», которое они также называли «бесконечным желанием души». Под формой имелась в виду художественная форма Классицизма. Отсюда особый интерес немецкого Романтизма к национальному средневековью и традициям готического искусства, а также фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Макферсона (1760-1773) явились в этом смысле «сигналом» к всеобщему увлечению Романтизмом. Молодые немецкие романтики,

3Bode W. Goethes Aesthetik. Berlin, 1901, S. 65-66.

по выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть венок с чела Гёте». Программным органом немецких романтиков был журнал «Атенеум» (Athenaum) под редакцией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800).

Отсюда же романтическое увлечение католическим Барокко. Не случайно некоторые течения Романтизма в архитектуре начала XIX в. называли «рецидивами барокко».

Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой душе, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш. Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его можно «не на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому «романтизм есть искусство современности». Но вместе с тем, «Романтизм — дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг классичен, «ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там нечего больше желать... а болезненный и тревожный север тешит себя игрой воображения» и поэтому «Рафаэль... материалист, он классичен, а Рембрандт, напротив, — могучий идеалист», он «повествует о страданиях рода человеческого» 1. Об этом же писал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал различие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. «Они давали жизнь, мы же — только ее проявления. Они изображали ужасное, мы изображаем с ужасом; они — приятное, мы — приятно» 3. Романтизм часто противопоставляют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист, заявляет: «Я хочу изображать вещи такими, каковы они есть в действительности, независимо от моих ощущений, т. е. «мир без человека», то романтик-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их воспринимает именно он и стремится передать свое личное видение другим.

Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов Классициз-

1Бодлер Ш . Об искусстве. М.: Искусство, 1986, с. 65-66.

2Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.-М.: ОГИЗ, 1934. 3'Эккерман И. Разговоры с Гёте. М.: Худ. лит., 1981, с. 185.

ма и рационалистического мышления, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом направлении искусства, художники-романтики убеждены, что их направление — единственно верный путь. Главной идеей романтического художественного мышления является стремление к иррациональному, непознанному:

В том, что известно, пользы нет

Одно неведомое нужно.

Так писал Гёте.

Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII — начала XIX вв. — время наиболее действенного проявления романтического художественного мышления, лишь отчасти вызванного кризисом академического Классицизма, а, в более глубоком смысле, — результат периодического «качания маятника» от одного полюса к другому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое искусство: раннехристианское, византийское, романское, готическое — типичный Романтизм! В определенном смысле романтическим является и искусство эллинистической эпохи как закономерная реакция на догматизм классицистических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в своей основе романтично. Вот почему все попытки историков искусства ограничить понятие Романтизма рамками одной исторической эпохи оказываются безрезультатными.

Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, «сна и бодрствования» породило и некоторые формальные качества, общие для всей романтической архитектуры, живописи, декоративного и прикладного искусства, например: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение ориентиров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман зрения, неясность ориентации — это и есть формальные критерии романтики. Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характерный прием использования форм архитектуры в уменьшенных размерах для мебели, реликвариев и напротив — архитектурные формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора. Типично также использование света и цвета для создания пространственных иллюзий, эффекта беспредельности пространства — черта также общая для искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В античности и искусстве Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.

Таким образом, Романтизм в искусстве — чрезвычайно емкое понятие, включающее различные исторические художественные стили: Готику и Барокко как выражение романтического христианского сознания, романизм как идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской природы, отчасти Неоклассицизм, ведь воспоминание классики также романтично, Неоготику — парафраз средневековой романтики и все иные неостили: «неоренессанс», «русский стиль», русско-византийский, мавританский, «индийский», «тюркри»... В русле романтической эстетики развивался Бидермайер и все художественные течения периода Модерна: флореальное, или Ар Нуво, снова неоготика, символизм, неоклассицизм.

Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области искусства, а в сфере идеологии. Так между преромантизмом XVIII в., романтиками эпохи Просвещения с их пристрастиями к «естественной живописи», «пейзажным паркам» и романтиками начала XIX в., по словам французского историка А. Монглана, «лежит пропасть». Эта пропасть — Великая французская революция. Она «надломила» человека, под ее влиянием возникла эстетика «несчастного, обделенного жизнью, разочарованного героя» типа байроновского Чайлд-Гарольда, «нового Гамлета». Восхищение «общественным человеком» сменилось эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность художественного мышления. Отсюда чрезвычайный интерес к христианству в его средневековой редакции.

«Новое, современное» искусство романтики начала XIX в. стали называть христианским, противопоставляя его Классицизму XVIII в., ориентированному на языческую древность, поскольку в христи-

1Monglond A. Le preromantisme francais. Paris, 1965, t. 1, p. 102.

анской культуре «все ориентировано на внутреннего человека». Христианское и романтическое стали синонимами. Пафосом обращения к «человеческой душе» проникнуто программное произведение эстетики романтизма «Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).

Романтизм как художественное направление начала XIX в. часто настолько противопоставляют Классицизму, что вся история искусства делится на искусство классическое и романтическое, антично-языческое и христианское, рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, особенно, Ампира характерен космополитизм, то для Романтизма — национализм. Отсюда ретроспективностъ мышления романтиков, ищущих свои собственные, национальные источники творчества. «Когда миновали наполеоновские годы, в душе человека зашевелилось вновь то религиозное чувство, которое, казалось, в корне было вырвано в дни революции. Оно проснулось с такой силой, какой Европа не видала со времен средних веков, и отразилось на всех сторонах тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чувством, и настала эпоха романтизма... сердце давно уже тосковало по молитве, и грозный двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В начале XIX в. возрождалось храмовое строительство и религиозная живопись в национально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить наполеоновский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы Готики. В 1831 г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема и сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы стали изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и Орвьето. В 1810 г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализировавших христианское средневековое искусство. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм Классицизма и академизма.

Своеобразным было и отношение ро-

2Грабарь И. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969, с. 68.

мантиков, прежде всего немецких, к античности. Их больше интересовала не подлинная культура Греции и Италии, а ими самими вымышленная. «Никто из немецких эллинофилов никогда не был в Греции, некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к которой они возводили истоки своих критериев. Вера в эллинский образец походила на религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне греческого ландшафта — граница между исторически достоверной Грецией и элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображения... гигантской»1 (см. прусский эллинизм).

Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только себя и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в настоящий, а не вымышленный ими Рим, художники «сумрачного немецкого гения» часто не находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать его пейзажи призрачными готическими видениями. Новалис говорил, что «романтический гений изначально заключает в себе всю Вселенную... все приводит к себе самому». Так, главным эстетическим критерием искусства стала не объективность канонов античной красоты, а ее субъективное, экзальтированное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, что он «как никто другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отделяющую ее от человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал женщину — замкнутой в себе, безучастной, с улыбкой, которая ускользает от нас» 2. Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и «дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус, К. Пешель, Ф. О. Рунге.

Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического художественного мышления и значительное расширение, по сравнению с Классицизмом, доктрины «подражания древним» как в историческом, так и в географическом смысле.

1Грюнебаум Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре. — В кн.: Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981, с. 199.

2Рильке Р. М. Ворпсведе. М.: Искусство, 1971, с. 59.

Почему В. Шекспир, желая изобразить «значительное в настоящем», переносил место действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в Данию, Италию? Точно так же немецкие романтики, дабы избегнуть «близости места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились в Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных руин в картинах художников-романтиков, символизирующих бесконечное течение времени. Иррациональное единство пространства-времени — одно из основных положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой: даль времен.

Романтизм живописен. Живописец-романтик Э. Делакруа заметил, что «Великий Пуссен, художник-философ... придавал идее несколько большее значение, чем того требует живопись... впадал в некоторую нарочитость... Недаром подобными картинами восхищаются литераторы» 3. У романтиков, напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее выражения. Еще в картинах романистов античные руины исторически «углубляли» пространство пейзажа, но они были также порождены стремлением к большей живописности, которая, как известно, предполагает выражение связи предмета с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени. А «движение времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые мхом, несущие на себе следы истории. Вот почему руины всегда живописны. Более того, в романтических парках XVIII в. специально строились «искусственные развалины», павильоны-руины, зримо выражающие идею течения времени. Английский философ Д. Юм утверждал, что «готические руины» представляют собой «победу времени над силой», а греческие — «варварства над вкусом». Именно в конце XVIII — начале XIX в. стало модным наводить искусственную «патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй — отбивать руки, «под антики». Романтическое переживание истории, исторического времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего живого, безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего.

3 Делакруа Э. Мысли об искусстве. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1960, с. 202.

В этой особенной грусти — эмоциональная окраска Романтизма. Часто говорят, что XIX в. открыл новую «пространственность времени». Не случайно именно в эпоху романтизма XIX в. в живописи начинает преобладать горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план.

Вместе с тем Романтизм не есть ретроспективизм. Красота античных руин — красота не прошлого, а настоящего, ведь в Древнем Риме руин не было. Романтика это эстетизация прошлого в настоящем, художественное осмысление истории в ее актуальности.

Романтизм — искусство более противоречивое, чем Классицизм. С одной стороны, он демонстрирует ностальгию по давно ушедшим временам, его характерной чертой является мемориальность — памятники прошлому, забытым или умершим друзьям, эстетизация всего грустного и печального. С другой стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль утверждал, что Ж. Расин был романтиком, когда, пользуясь классическими сюжетами, показывал современные чувства и страсти. Но по прошествии некоторого времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком.

Классицизм совершенно закономерно возник раньше Романтизма. Желание как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму, как это было в античной Греции, — в какой-то мере детство человечества, первый необходимый этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение — осознание условности всякого порядка, гармонии как конечности времени и пространства, абсолютизация движения, динамики мысли и чувства. Романтическое чувство всегда, рано или поздно просыпается в человеческой душе и, как правило, внезапно и в «зрелом возрасте». Оно отсутствует у детей и людей наивной, архаической культуры. Романтизм есть высшее проявление духовности и предполагает чрезвычайно сложную, многозначную и динамичную картину мира, которая не может быть выражена в какой-то одной форме, одном стиле. Именно поэтому с Романтизмом как художественным направлением связано множество течений и стилей. Отсюда и явная преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма и Ампира, расширяя и углубляя эти художественные стили, одновременно он оттеснял наиболее ортодоксальные их проявления в сферу академического искусства.

Таким образом, все проявления романтического художественного мышления характеризует динамизм — мир представляется в непрерывном движении. Многие историки искусства склонны считать романтической огромную эпоху от сентиментализма конца XVIII в. и Бидермайера начала XIX столетия до Модерна и символизма начала XX в. Классицизм эпохи Просвещения, сентиментализм и романизм французских живописцев иногда определяют как преромантизм.

Несмотря на общность хронологических рамок романтического движения начала XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему. В Италии, на родине названия этого направления, Романтизм развивался в русле традиционного римского Классицизма и деятельности живописцев-иностранцев: нидерландцев, французов, немцев, называвшихся вот уже несколько столетий романистами. Во Франции Романтизм как художественное направление вырос из сентиментализма, или преромантизма эпохи Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и, как правило, слащавая, примитивная слезливость, то Романтизм — глубина и сила познания самых сокровенных тайн человеческой души. Французский Романтизм также опоэтизировал и возвеличил этику искусства. В посмертно опубликованной книге П. Прюдона «Принципы искусства и его социальное назначение» художественное творчество определялось как «идеалистическое изображение природы и нас самих в целях физического и морального совершенствования человеческого рода» 1.

Французский Романтизм окреп в длительной борьбе с академизмом. В этой стране симптомы романтического мышления считались губительными латинскому духу классического искусства. Парижский академизм и Романтизм грозно противостояли в лице их вождей: Энгра и Делакруа. Будучи непримиримым борцом против академического искусства, Делакруа

1 Прюдон П . Искусство. СПб., 1865, с. 423-424.

шесть раз выставлял свою кандидатуру в Академию изящных искусств «только для того, чтобы увидеть, как вакантное место заполнялось каким-нибудь другим, малозначительным художником».

Несколько позднее романтические настроения захлестнули и Россию. В 1836 г. В. Одоевский писал: «Во все эпохи душа человека стремлением необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к задачам, коих разрешение скрывается во глубине таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную...»1. В России, как и в Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с творчеством портретиста А. Варнека (1824). Наиболее яркими примерами соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А. Венецианова.

Наши рекомендации