Абстрактный экспрессионизм 10 страница
БЮРГЕРСКОЕ БАРОККО, БЮРГЕРСКИЙ СТИЛЬ(нем. burgerlich Stil от Burger — гражданин, горожанин от Burg — город и см. Барокко; стиль) — региональная разновидность стиля Барокко, получившая распространение в 30-60-е гг. XVII в. в северных областях Германии и Нидерландов, главным образом в оформлении интерьеров и мебели. Бюргерское барокко отличалось рациональностью и сдержанностью декора, удобством форм и добротностью мебели, отвечающей духу деловитости, стремлению не к показной роскоши, а к устойчивому достатку преуспевающих горожан, отсюда название.
В более широком значении бюргерский стиль связывается с культурой средних слоев городского населения, ремесленников, торговцев. Томас Манн утверждал, что бюргерская культура Германии — это романтическая культура с морализирующими тенденциями, «она выросла на традициях, культе индивидуального мастерства — это сублимация ремесленного умения, что вполне согласуется со средневековым германским духом»1. Отсюда также отдельные негативные черты бюргерского стиля — узость, ограниченность мещанских интересов, индивидуализм, догматизм (сравн. Бидермайер; хайматкунст; Третьего Райха стиль).
1Манн Т . Собр. соч.: В 10-ти т. М.: Худ. лит., 1959-1961, т. 10, с. 50.
QQQ
в
ВАЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИЗМ(от нем. Weimar — город в центральной части германии и см. Классицизм) — школа и течение в искусстве немецкого Классицизма конца XVIII — начала XIX вв., связанные с деятельностью выдающегося поэта, историка и теоретика искусства Иоганна Вольфганга Гёте. В 1775 г. Гёте поступил на службу к герцогу Карлу-Августу Ваймарскому. Он принимал участие в управлении герцогством, мечтая осуществить на практике платоновскую идею «мудрого философского правления». Это были годы крайнего идеализма, веры в то, что «социально-воспитательное» воздействие искусства сможет преобразовать несовершенный мир. В 1786-1788 гг. Гёте совершил путешествие в Италию, что еще более укрепило его классицистические идеи. В 1791 г. он стал директором Ваймарского театра. В эти же годы Гёте развивал свою идеалистическую теорию «внутренней формы» художественного произведения, независящей от несовершенных обстоятельств жизни, идеальную и прекрасную, которую, в отличие от внешней, «нельзя потрогать руками». Эта теория Гёте оказала сильное воздействие на многих художников немецкого Классицизма.
В дальнейшем «ваймарскому классицизму» было придано более романтическое содержание, чему в немалой степени способствовали дружба и сотрудничество Гёте с Ф. Шиллером (см. йенские романтики). Гёте издавал литературно-художественный журнал «Пропилеи». С 1799 г. ежегодно проводились художественные выставки. В 1805 г. первая премия кружка «ваймареких любителей искусства», руководимого Гёте, была присуждена живописцу дрезденского романтизма К. Д. Фридриху. Объединение последователей Гёте в Ваймаре, Йене и Берлине, основанное в 1885 г., получило название «Goethe-gesell-schaft». Среди живописцев ваймарского классицизма наиболее известен Ф. Прел-лер.
ВАЛАНСЬЕННСКИЕ КРУЖЕВА(от франц. Valenciennes — город на севере Франции) — изделия традиционного вида художественного ремесла, зародившегося в Италии, а затем в Нидерландах (см. бра-бантские, или брюссельские, кружева). В конце XVII в. фламандский город Валан-сьенн был завоеван Францией и изготавливавшиеся там кружева с XVIII в. стали считаться французскими. Стиль кружевного орнамента не оставался постоянным, а менялся согласно моде и общему развитию европейских художественных стилей. В разное время в нем сочетались элементы ренессансного орнамента, и рокайля. Ва-лансьеннские кружева отличались особой тонкостью плетения, мелким «звездчатым» орнаментом фона. В середине XVIII в. более характерным становится плотный фло-реальный декор на фоне нейтральной мелкой сетки. Валансьенн оставался центром кружевного плетения до революции 1789 г. (см. также «англетер»).
ВАЛЕНСИЙСКИЕ ФАЯНСЫ —см. испано-мавританское искусство.
ВАЛЛОНСКАЯ ШКОЛА(франц. Wallon от древн. нем. walh, лат. volcae — название кельтского племени). Валлония — область на границе Бельгии и Франции. Валлонами назывались потомки кельтов, жители юга Нидерландов, говорившие на французском языке. Они подверглись романизации после завоевания этой области Римом в 1в. до н. э. В художественном стиле валлонской школы живописи, сложившейся в XV-XVI вв., соединились характерные черты французского и фламандского искусства: стихийный натурализм и пантеизм, особая материальность в трактовке формы, тонкость и тщательность техники, локальность цветовых отношений, графичность в сочетании с декоративной разработкой деталей. Валлонцы одни из первых стали применять технику лессировок масляными красками. Крупнейший представитель валлонской школы Ж. Белльгамб. Оригинальный стиль живописи валлонцев в эпоху Возрождения называли «фламандско-французской манерой».
«ВАНИТАС»(лат. vanitas — суета, бренность) — композиционный тип натюрморта, предствляющего собой изображение «атрибутов бренности земного бытия»: песочных часов, черепа, глобуса, старинных фолиантов и пр., часто в обрамлении из «даров земли»: цветущих гирлянд, плодов и фруктов. Композиции типа «ванитас» типичны для искусства Барокко, они сложились во фламандском искусстве XVII в. и получили распространение в творчестве французских живописцев «Большого стиля» Людовика XIV, тесно связанных с фламандским барокко: Ж. Буйона, Ф. де Шампеня (сравн. «бодегонес»).
«ВЕГЕЛИ»(«Wegely») — первая берлинская фарфоровая мануфактура, основанная в 1751 г. торговцем Вильгельмом Каспаром Вегели (Wegely W. С., 1714-1764). Художественное руководство мануфактурой осуществляли скульптор-модельер и арка-нист из г. Хехста Э.-Х. Райхард и живописец И.-Я. Клос из Майссена. Стиль фарфоровых изделий со знаком «W» («Вегелй») характеризовался полихромной росписью «немецкими цветами» с преобладанием синей и пурпуровой красок. Однако формы и качество массы были грубы. Мануфактура закрылась в 1757 г. В дальнейшем мастера «Вегелй» определяли художественный стиль мануфактуры Готцковского в Берлине (1761-1763).
«ВЕДЖВУД»— см. Веджвуд Джозайя.
ВЕК ПЕРИКЛА —см. Перикла век.
ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЕ ЭМАЛИ, ЧЕРНЁНЫЕ И ФИНИФТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ —традиционный русский народный промысел XVIII в. Город Великий Устюг основан выходцами из Ростово-Суздальской земли в XII в. на реке Северной Двине в том месте, где она образуется слиянием двух рек — Сухоны и Юга, отсюда название «устье Юга», сокращенно «Устюг». Впервые упоминается в летописи Великий Устюг в 1207 г. Долгое время, наряду с Великим Новгородом, этот город был форпостом Москвы в северных землях и, поскольку находился на перекрестке торговых путей, быстро рос, богател. В Устюге развивалось кузнечное ремесло, деревянная резьба, изразцовое искусство, различные виды росписи по дереву — «великоус-тюжская», «мезенская», «пермогорская», «глубоковская» под общим названием «северодвинская». Но более всего этот город прославили мастера эмальерного, сканого, черневого и финифтяного дела. В начале XVIII в. рядом, в г. Сольвычегодске, возникла техника расписной эмали по металлу — росписи стекловидными красителями с последующим обжигом (франц. email; нем. Schmelz — блеск) и вплавлением в эмаль серебряных украшений. Серебро гравировалось и чернилось, т. е. гравированный рисунок заполнялся специальной черной краской и прокаливался на огне. Это сочетание цвета и черно-белого кружевного рисунка дополнялось сканью — напаиванием на металлическую основу тонких тянутых, крученых или с насечкой нитей из серебра или золота. По древнерусски скать означает сучить, свивать нить. Финифтью1 на Руси называли роспись сплавляемыми красками. В 1761 г. в Великом Устюге братьями А. и С. Поповыми была открыта фабрика «чернёвых и финифтяных изделий». Русские мастера, используя изобретенную ими технику сочетания эмали, скани и чернёной гравировки по золоту и серебру, обогащали свои знания в области живописной миниатюры под влиянием западноевропейских мастеров. Еще Петр I, познакомившись с искусством миниатюрных эмалевых портретов в Европе, решил развивать это дело в России. Для этого в Москве были выделенылучшие живописцы Оружейной палаты: И. Адольский, А. Овсов, Г. Мусикийский. В Великом Устюге успешно соединились местные, европейские и московские традиции и был создан самобытный стиль. Мастера перерабатывали столичное Барокко, западноевропейские образцы по привозимым в Москву и Ярославль гравюрам, элементы «петровского», «нарышкинского», «голицынского барокко», мотивы «флемской резьбы» с учетом своих, древних традиций крестьянского ремесла. Стиль получился яркий, национальный, сочетающий традиционную русскую узорчатость растительного и геометрического орнамента, техническую изощренность и европейское мастерство живописной миниатюры. В конце XVIII столетия роспись по эмалиимела много общего, в отношении техники и стиля, с живописью по фарфору. Не случайно первыми русскими живописцами Императорского фарфорового завода, основанного в Петербурге в 1747 г., стали великоустюжские эмальеры И. Черный, его сын Андрей и другие мастера. Во второй