Работа с цветом. Цвепопись.
- Финал рассказа не даёт прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?» А как вы думаете?
- Кто же прав? За ответом на этот вопрос мы обратимся к тексту, а точнее к цветописи этого текста.
- Всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда? И как вы это поняли?
(Втексте использованы различные цвета: белый, серый, чёрный, синий, красный, жёлтый. (Зачитывают примеры из текста, интонационно выделяя цвета: “В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”).
- Как представлен красный цвет в рассказе?
(“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”)
- Отсюда мы делаем вывод: Только ли по точному названию цвета можно определить колорит описанной картины?
(Нет)
- Мы имеем дело с ассоциативным восприятием. Ассоциативное восприятие - это воспроизведение в головном мозге человека слуховых форм (слов), конкретными визуальными образами либо схожими по какому-либо параметру. Например: слово «стол» рисует в воображении именно этот предмет, а слово «ветер» может воспроизвестись как грозовая туча или гнущиеся ветви деревьев. А приходилось ли, кому-либо задуматься, а что же в реальности скрыто за этим словосочетанием.
Индивидуальное задание: - Ваша задачараскрасить текст, обращая особое внимание на начало текста, середину и конец теми цветами, с которыми они у вас ассоциируются. А затем расскажите нам, почему именно эти цвета вы выбрали.
- А мы с классом продолжаем говорить о символике цвета.
- Цвета, которые использует в рассказе Бунин, даны в контрасте или в цветовой гармонии? Как называются в искусстве эти тона? У каждого цвета есть символическое значение.
Что означает синий цвет? С чем он у вас ассоциируется?
Символика синего — синева безоблачного неба. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла.
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Символические значения белого: полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность.
Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.
Черный. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. Основные символы: смерть, ночь (как время пассивности), печаль, горе.
Красныйозначает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.
Желтый.Состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота. Магическое воздействие — бессмертие, лечение болезней.
Итак, Как изменяется цветовая гамма от начала рассказа к его финалу? О чём это свидетельствует?
- Девочки уже раскрасили текст и сейчас нам расскажут, что у них получилось.
- В рассказе побеждает красный цвет – цвет жизни. Это значит, что мальчик будет жить. А какой ценой?
(Ценой жизни Нефёда. Он пожертвовал собой ради спасения жизни ребёнка)
Вернёмся к вопросу, который я задала после прочтения: «О чём рассказ «Лапти»?
(«Лапти»» - это рассказ о жизни и смерти, о величайшем подвиге человека – о самопожертвовании)
Только ли ребёнка спас Нефёд?
(Ещё новосельских мужиков)
- Смерть Нефеда – это жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками, именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу.
- Что нам помогло разгадать тайну авторской мысли?
(цвет, а вернее цветопись)
Как вы поняли, что такое цветопись?
(Цветопись–это когда автор цветом пишет то, что не может сказать словами. Цветопись – это использование писателем определённого цвета для того, чтобы внимательный читатель мог понять чувства автора. Цветопись – это воздействие через цвет на наши чувства и мысли)
На слайде: Цветопись – это символическое употребление цвета в произведениях искусства для выражения чувств, эмоций, идеи.
Подведение итогов
-Докажите, что произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.
1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи;
2) малый объем: 2 страницы;
3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга;
4) кратковременность изображаемого: менее суток;
5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.
- Я очень рада, что мы справились с трудной задачей: научились воспринимать художественный текст через цвет и освоили новый приём работы с текстом, почувствовали настроение автора, состояние героев рассказа. Вы правы: цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения. А с каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание
- Нарисовать иллюстрацию к рассказу или создать обложку книги.