Ланируемые результаты курса «Изобразительное искусство» .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа предмету « Изобразительное искусство » разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;
-Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;
- авторской программой В.С. Кузина ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
Цель :
- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства , выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно – прикладном, архитектурном, дизайнерском; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями и навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на
темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Роль и место учебного предмета «Изобразительное искусство»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводит 135 часов. Из них : 1 класс – 33 часа, 2, 3и 4 классы – 34 часа.
В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2015-2016 уч.год на предмет изобразительное искусство отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 34 часа согласно календарному графику.
Ценностные ориентирысодержания учебного предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ланируемые результаты курса «Изобразительное искусство» .
Личностные результатыосвоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результатыосвоения изобразительного искусства в начальной школе:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результатыосвоения изобразительного искусства в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
- развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Рисование с натуры
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов. Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов.
Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью. Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок. Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в
цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов. Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках,
передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту
цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках,
передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту
цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях
дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги. Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи.
Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования. Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи.
Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования. Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием
орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников.
Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств - объема и пластики. Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников.
Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств - объема и пластики. Лепка фигурных сосудов по мотивам посудыг. Скопина, рельефных изразцов.Лепка героев русских народных сказок.
Беседы
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Рекомендуемые произведения
Бродский И.Опавшие листья.
Ван дер Гус Г.Алтарь Портинари.
Васильев Ф.Камни. Сушка сетей; Оттепель.
Васнецов В.Снегурочка.
Васнецов Ю.Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,
петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Веселов С.Миска «Пряник».
Врубель М.Царевна-Лебедь.
Герасимов А.Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И.Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А.После дождя. Озеро Сенеж.
Каменский Ф.Молодой скульптор.
Коровин К.Зимой.
Кочергин Н.Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н.Московский пейзаж. Радуга.
Кугач Е.Праздничный натюрморт.
Куинджи А.Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Кукунов М.Волк; Сова.
Купецио К.Анютины глазки.
Кустодиев Б.Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И.Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.
Лентулов А.Овощи. Натюрморт.
ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
Остроухов И.Золотая осень.
ПластовА. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б.Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И.Автопортрет.
Решетников Ф.Прибыл на каникулы.
Ромадин Н.Розовый вечер.
Рябушкин А.Зимнее утро.
СаврасовА. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В.Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В.Тихая моя родина.
Сомов К.Лето. Вечерние тени.
Стожаров В.Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф.Букет цветов, бабочка и птичка.
Трубецкой П.Девочка с собакой. Друзья.
Фалалеева Л.Дед тянет репку.
Фирсов И.Юный живописец.
Хруцкий И.Цветы и плоды.
Чарушин Е.Колобок.
Шишкин И.Осень.
Юон К.Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.
Аверкамп X.Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами.
Алфеевский В.Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева.
Асламазян М.Праздничный натюрморт.
Бём Е.Силуэт.
Билибин И.Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Богданов-Бельский Н.Новая сказка.
Борисов-Мусатов В.Осенний этюд; Куст орешника.
Васильев Ф.После дождя; Болото в лесу.
Васнецов А.Московский Кремль. Соборы; Оборона города.
Васнецов В.Автопортрет; Снегурочка; Витязь на распутье; Богатырский скок; После побоища Игоря Святославича с половцами; Баян; Богатыри; Иван царевич на сером волке; Царевна Несмеяна; Спящая царевна; Царевна-Лягушка; Алёнушка; Эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве.
Ватагин В.Рисунки и скульптуры животных.
Врубель М.Богатырь.
Гельмерсен В.Силуэт.
Герасимов А.После дождя. Мокрая терраса;
Капли дождя; Пионы.
Грабарь И.Неприбранный стол; Яблоки.
Дейнека А.После дождя.
Зарянко С.Портрет семьи Турчаниновых.
Камерон Ч.Китайский зал в Екатерининском дворце Царского Села. Проект интерьера.
Конашевич В.Иллюстрации к детским книгам.
Корин П.Пейзаж с церковью в Палехе; Главы Кремлёвских соборов.
Костанди К.Гуси.
Куинджи А.После дождя; Берёзовая роща.
Куприн А.Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином.
Кустодиев Б.Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина.
Левитан И.Берёзовая роща.
Маковский К.Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника.
Матисс А.Лебедь; Красные рыбы.
Машков И.Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт.
Пластов А.Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд.
Петров-Водкин К.Натюрморт с яблоками.
Пигодо Ф.Китайские тени. Кролик.
Поленов В.Бабочки.
Ренуар О.Букет хризантем; Зонтики; Плоды Средиземноморья; Лук; Девочка с обручем; Коко рисует.
Репин И.Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада; Портрет.
П. М. Третьякова.
Рерих Н.Илья Муромец.
Ромадин Н.Розовый вечер; Цветущий бугор;
Весенний день; Последний луч.
Саврасов А. Просёлок.
Сарьян М.Октябрь в Ереване; Цветы; Полевые цветы; Пионы.
Серебрякова З.Катя в голубом у ёлки; За завтраком; Мальчики в матросских тельняшках; Карточный домик; Автопортрет с дочерьми; В детской. Нескучное.
Серов В.Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещённая солнцем; Дети; Мика Морозов; Стригуны на водопое. Домотканово.
Сидоров В.Тихая моя родина.
Снейдерс Ф.Птичий концерт.
Сомов К.Зима. Каток.
Ткачёв С.В зимний праздник.
Толстой Ф.Букет цветов, бабочка и птичка.
Цилле Г.Наброски.
Чарушин Е.Иллюстрации к детским книгам.
Черемных М.Рабфаковцы.
Шишкин И.Перед грозой; Дождь в дубовом лесу.
Юон К.Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор
Троице-Сергиевой Лавры; Купола и ласточки.
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Количество часов | Мониторинг |
Рисование с натуры | Творческая работа | ||
Рисование на темы, по памяти и представлению | Выставка творческих работ | ||
Декоративная работа | Творческая работа | ||
Лепка | Творческая работа | ||
Беседы | Тест |
Все эти разделы изучаются в течение учебного года, сменяя друг друга, т.о. выделение одного раздела не представляется возможным. В КТП планируемые результаты будут указаны на каждом уроке
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Мониторинг | Оборудование | |||
Предметные результаты УУД Личностные результаты Научиться различать основные и составные, холодные и тёплые тона; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварели. Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | |||||||||
| Тёплые и холодные цвета в живописи. Рисование с натуры «Дары осени» | Знакомство с натюрмортом. Изучение формы овощей и фруктов Натюрморт Как выполнить орнамент из геометрических фигур? Орнамент Как выполнить узор в полосе? Как правильно скомпоновать сюжетный рисунок? Сюжет | Интерактивная доска, проектор, репродукции натюрморта, овощи, фрукты | ||||||
| Орнамент из геометрических фигур Декоративная работа «Весёлые узоры» | Научиться выполнять орнамент из геометрических фигур, простых по форме цветов. Научиться выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента; работать гуашевыми красками Л.: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. -проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. К. -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | Интерактивная доска, проектор | ||||||
| «Осенний узор» Узор в полосе | Интерактивная доска, проектор | |||||||
| Рисование по памяти и представлению. «В гостях у осени» | Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска, проектор | ||||||
| Рисование по памяти и представлению. «В гостях у осени» | ||||||||
| Рисование с натуры «Красота осенних деревьев» | Как правильно изобразить осенние деревья? | Научиться анализировать специфические свойства акварели и гуаши; передавать в работе эмоции и эстетические чувства. Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану П.: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; | Интерактивная доска, проектор, гуашь, палитра, букет осенних листьев | |||||
| Красота гжельских узоров Творческая работа «Волшебная тарелка» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Гжель | Научиться выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов. | Л.: - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; Р.: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо совместно составленному с учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор, образцы росписи по посуде «Гжель» | ||||
| Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика «Узор в полосе» | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Научиться выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика. | Интерактивная доска, проектор | |||||
| Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» | Как стилизовать формы животного мира в декоративные? | Научиться стилизовать формы животного мира в декоративные. Ознакомиться с произведениями иллюстратора детских книг Е. Чарушина. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средствомформирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.: - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска, проектор | ||||
| |||||||||
| Жостовская роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Жостовская роспись. | Научиться выделять элементы узора в изделии; правилам и технике выполнения жостовской росписи. | Л.: - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; | Интерактивная доска, проектор, самостоятельно подготовленная презентация. | ||||
| Орнамент. Творческая работа. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур» | Составить свой геометрический узор. Орнамент | Научиться правилам и технике выполнения узоров из геометрических фигур. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;: - слушать и понимать речь других. | Творческая работа | Интерактивная доска, проектор | |||
| Полхов-майданские мастера. Русская матрёшка. Творческая работа «Праздничные краски русской матрёшки» | Какие характерные особенности росписи полхово-майданских мастеров? Полхов-майдан | Научиться выделять характерные особенности росписи полхово-майданских мастеров; рисовать кистью элементы узора русской матрёшки. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор, образцы работ расписанных «Хохломой» | ||||
| Рисование по представлению и по памяти деда Мороза и Снегурочки. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее | Интерактивная доска, проектор | ||||||
| Рисование по представлению и по памяти деда Мороза и Снегурочки. | место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | |||||||
| Ёлочные игрушки | Изображение с натуры Натура | Научиться правилам рисования с натуры; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Интерактивная доска, проектор, образцы ёлочных игрушек. | ||||
| Рисование с натуры ветки ели или сосны с шишками. | Как нарисовать ветку хвойного дерева? | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Интерактивная доска, проектор, елочные ветви | |||||
| Дымковская игрушка. Творческая работа «Барыня» | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Дымковская игрушка | Научиться правилам и технике выполнения росписи дымковской игрушки. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | тест | Интерактивная доска, проектор, образцы «Дымковских игрушек» | |||
| Рисование на свободную тему | Передача настроения в творческой работе | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор, образцы работ расписанных «Хохломой» | ||||
| Мы готовимся к рисованию сказки | Кто такие анималисты? Анималисты | Научиться анализу и сравнению формы птиц; изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска, проектор, аудиосказки. | ||||
| Мы готовимся к рисованию сказки | ||||||||
| Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-Лебеди» | Иллюстрирование сказки. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства. Иллюстрация | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Интерактивная доска, проектор, мультфильм «Гуси – лебеди» | ||||
| Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-Лебеди» | ||||||||
| Рисование поздравительной открытки к «Дню защитника Отечества» | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства. | Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор | ||||
| Рисование портрета мамы к празднику 8 марта | Как нарисовать портрет портрет | Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор | ||||
| Выполнение коллективной работы. Рисование с натуры цветов | Передача настроения в творческой работе | Научиться выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор, пейзажи | ||||
| Выполнение коллективной работы. Рисование с натуры цветов | Творческий проект | |||||||
| Иллюстрирование произведений литературы «Берёза» С. Есенин | Родная природа в творчестве русских художников. Пейзаж | Научиться самостоятельно выполнять композицию иллюстрации; выделять главное в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Интерактивная доска, проектор, пейзажи, литературный ряд С.Есенин «Берёза» | ||||
| Рисование пасхального яичка | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | Интерактивная доска, проектор | ||||||
| Рисование на тему «Силуэты животных» | Как правильно нарисовать силуэт животного? Художник- анималист | Научиться рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска, проектор. | ||||
| Рисование на тему «Силуэты животных» | Выставка | |||||||
| Рисование на тему «День победы» «праздничный салют» | Передача настроения в творческой работе | Научиться рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования; передавать в тематических рисунках пространственные отношения. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться готовить рабочее место П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска, проектор. Зрительный и звуковой ряд. | ||||
| Рисование с натуры «Красота вокруг нас» | Изображение с натуры, по памяти и воображению. | Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска, проектор. | ||||
| Выставка «Мое творчество» | Выставка работ учащихся. | Выставка | Интерактивная доска, проектор. | |||||
| Рисование на свободную тему | Передача настроения в творческой работе | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | ||||||
истема оценивания.
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
· выполнение учебной задачи урока;
· художественную выразительность композиции;
· владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.