П.п. муратов «образы италии».
Чувство камня, одно из важнейших чувств античного существования, можно испытать на улицах Помпеи с необычайной силой. И жар солнца тоже нигде не ощущается острее, чем на этих каменных улицах. Нынешняя Помпеи почти лишена прохлады, но заботу о тени выдает каждая руина помпейского дома, помпейского двора. Под этим безоблачным небом тень была неизменной спутницей дней античного человека, первым чудом мира, открывавшимся глазам античного ребенка. Она провела по своей полосе длинные прямые улицы, очертила овалы театров и квадраты перистилей, легла в каннелюрах колонн, нарисовала все подробности их антаблементов. Ее скользящая жизнь одна не отлетела и ныне от стен и уличных плит Помпеи.
Архитектура помпейских жилищ слилась таким образом с воздушной игрой света и тени. В тени выступал природный синий или золотистый отлив камня, но он исчезал на солнце, растворяясь в сверкающей белизне кампанийского солнца. Желание дать отдых глазам привело к раскраске стен и колонн внутри атриумов и перистилей. Улица, впрочем, осталась неокрашенной, и никакое резкое пятно цвета не гасило на ней блеск голубоватых далей.
Помпеянин не медлил на улице, его жизнь вне дома протекала на обширных форумах, в термах, в театрах. И важнее этой жизни, так определенно общественной, была для него замкнутая стенами домашняя жизнь. Любовь к дому строила Помпеи. Иногда после того человек не располагал так забот и радостей своего существования по клеточкам своего жилища. План помпейского дома поражает стремлением разделить как можно мельче пространство и как можно теснее связать между собой все деления. Нас удивляют маленькие размеры помпейских комнат, но еще более удивительно, что в иных жомах число комнат доходило до шестидесяти. Среди этих бесчисленных спален и столовых, различие между которыми мог понять только взор домолюбивого хозяина, тянулись внутренние дворы – полуоткрытый атриум и совсем открытый перистиль. С изумительной правильностью они повторяются во всех помпеянских домах так же, как повторяются на улицах города совершенно одинаковые водоемы, одинаковые углы, прилавки. Правильность и порядок таким образом, царили на улицах и внутри жилищ. Добрая воля античного человека ввела их в жизнь семьи. Дела этой жизни текли, несомненно, с правильностью религиозного обряда. Законы божественные, казалось, управляли ею, священны были простейшие ее явления, и ее дом – каждый помпейский дом, был храмом лар и пенатов…
Из всех искусств тут больше всего привлекает воображение искусство жизни. С возрастающим изумлением мы угадываем здесь в одно и тоже время бедность и изысканность жизненного обихода, нежность и суровость нравов. Умение жить деятельно в строгой архитектуре улиц и площадей согласуется с умением отдыхать созерцательно среди цветов и маленьких деревьев своего перистиля. Глубокая домашняя набожность, любовь к предкам и детям сочетаются с бесстыдством эротических картин, с непристойной шуткой приапей. Не двойственным существом был вместивший все это античный человек. Двойственным, в сравнении с нашим, был только его объем природных сил, и, может быть, в смутном чаянии столь щедрого дара стекаются иностранцы к воротам нынешней Помпеи. Точно в самом ее солнце и воздухе еще остались искры древней живительной силы.
В Помпеи долго не замечаешь усталости. Не утомляет зрелище ее улиц, таких простых, прямых, неразнообразных. Прекрасный вид открывался когда-то с верхних ступеней театра, с треугольного форума… За городом, на улице Гробниц, есть одна гробница, построенная в виде полукруглой мраморной скамьи, по прекрасному замыслу покоящейся там помпеянки Мамии. Немало путников, проходивших по большой дороге, отдыхало на этой скамье, ведя тихие беседы, поминая добрым словом усопшую. Тень Мамии присутствовала тогда среди них, занимая одно из мест полукруглой скамьи, слушая их речи. Таких воздушных теней полна Помпея, и сердце не раз обращает к ним благодарность, не раз грустит вместе с ними в их опустевшем доме.
- ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ СРЕДЕНВЕКОВЬЯ
ВИЗАНТИЯ «Естество Божие безвидно и безобразно» Византия –культура, возникшая на месте Восточной Римской империи, существовавшая на территории Греции, Малой Азии, Северного Египта в V-XV вв. Название получила от греческого города Византия, на месте которого в 330 г. была основана новая столица – Константинополь, называемая византийцами «вторым Римом». | |||||
Формирование уникального художественного стиля шло параллельно со сложением православного культа. Истоки византийского искусства лежат в художественных традициях античности, однако яркая образность и символика христианского богослужения привела к возникновению совершенно нового по своему языку и темам искусства, обращенного к внутреннему миру человека и его духовным ценностям. В византийской христианской эстетике Бог представлялся великим художником, творившим мир по своему плану. Если античные художники создали культ прекрасного тела, то византийские трактовали тело лишь как инструмент души и «божественного логоса». Это привело к отрицательному отношению к телесной красоте, не выражающей духовной сущности прекрасного явления и к появлению символического языка искусства (рис 15). Изобразительная форма превратилась в знак, символ высшего смысла: Главным изобразительным символом стал крест, поэтому форму креста повторяет план византийского храма. Византийские мозаики и иконы пронизаны внутренним светом, цвет воспринимался византийцами как духовный свет (рис 16). | Рис. 15. Фрагмент Мозаики церкви Сан-Витале. Равенна. VI в. Рис 16. Богоматерь Владимирская. Икона. Ок.1125 г | ||||
Самое выдающееся произведение Византийской архитектуры – храм св.Софии в Константинополе, творение малоазийских зодчих Амфимия из Тралл и Исидора из Милета (рис 17). Огромный «римский» купол покоился на четырех массивных угловых устоях, пересечение проходов и создавало форму креста. В Византии впервые применяется мотив аркад с открытой колоннадой, «из стройных колонн вырастает светлая арка – мотив… магический, чисто духовный, религиозный». Стены храма покрывались разноцветным мрамором, с которым прекрасно сочеталась смальтовая мозаика и яркими росписями. | Рис 17. Храм Св. Софии в Константинополе. 532-537 гг. | ||||
1 2 Рис 18. Византийская мебель.1-сундук, 2 –«Стул св.Петра», VI в. | Мебель Византийская мебель, за исключением немногих изделий церковного предназначения, до нас не дошла, но нам известно множество миниатюр, изображающих святых, императоров и царей рядом с предметами обстановки. По сравнению с греко-римским искусством в византийской мебели ощущается упрощение форм. Мебельные формы включали примитивную мебель для сидения, кровати, сундуки, столы, с выточенными опорами, спинками и колоннадами. Распространены табуреты, складные стулья и сундуки, часто используемые вместо ложа. Для украшения использовалась роспись и позолота, церковная мебель отделывалась эмалью, украшалась драгоценными камнями. В орнаментики нашли применение христианские мотивы: монограммы Христа, голубь, рыба, виноградная кисть, лавровый венок, пальмовый лист. | ||||
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ «Проповедь в камне» Романский стиль–общеевропейский архитектурный стиль X-XII вв. Термин «романский» появился в начале XIX века, когда было замечено внешнее сходство с римской архитектурой. Романский стиль характеризуется простотой и суровостью внешнего облика, замки феодалов и храмы отличались толстыми стенами, прорезанными окнами-бойницами, мощными неприступными башнями, тяжелыми толстыми сводами. | |||||
В V в. копыта армий варваров похоронили под собой не только Римскую империю, но и многочисленные достижения античной культуры. Разрушив хорошо обустроенный быт и богатые культурные традиции, они отбросили развитие своей цивилизации на несколько веков назад. Средневековье принято считать мрачным периодом в истории Европы. В городах быт был очень примитивен: помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом на коне)