Хронометраж пленэра на фоне альпиниады 7 страница
…Великий китайский поэт Го Си когда-то написал: «Весенние горы окутаны цепью облаков и дымкой, а люди полны радости; летние горы украшены пышной тенью деревьев, а люди полны безмятежности; осенние горы ясны и холодны, падают листья, а люди полны торжественности; зимние горы тёмны и грозны, скрываются во мраке, а люди полны покоя». Неужели и нынче кто-то имеет счастливую возможность так же ощущать жизнь?..
Я во все времена года испытываю нервозность, раздражение, озабоченность, беспокойство, тревогу и неуверенность. И постоянное напряжение от внутреннего противоречия между тем, к чему стремлюсь, и что получается… между тем, что есть, и о чём мечтаю...
…Искусство рождается не от молний критических выступлений, и не от грохота восторженных рукоплесканий, и даже не от призывных речей с высоких трибун.
В творческом росте художнику помогает чуткая сосредоточенность на напряжённой тишине в собственной душе. Но трудно расслышать её в грохоте, врывающемся снаружи, болезненно отдающемся внутри!..
…Горный спорт и искусство не детский садик и не футбол, где можно, утомившись, упасть на травку и валяться, изображая боль, взывая к состраданию судьи или воспитательницы. В горах и в искусстве усталость преодолевается работой...
…В искусстве не нужно рассчитывать на быстрый победный результат, бессмысленно стремиться к немедленному успеху – это нереально, и чревато опасными разочарованиями, потерей веры в себя. А без веры в себя художнику не жить…
…Конечно, человек может желать чего угодно и к чему угодно стремиться. Но, наверное, он всё-таки не волен в своих желаниях, стремлениях и действиях. Есть судьба, есть предопределённость. И, значит, я не прав, когда критикую кого-то из коллег за их творческую пассивность, равнодушие к своей избранности и погружённость в быт. Также и меня не следует осуждать за полную беспомощность в бытовых вопросах и постоянную занятость творческой и общественной работой. Это запрограммированная, независимая от меня и обстоятельств конкретная жизненная данность, которую нужно спокойно принимать такой, какая она есть…
…Творчество художника резко отличается от творчества литератора, но в большинстве своём, зрители изобразительного искусства этого не понимают – для них первоочередное значение имеет литературный сюжет. Это дикость, которая, к сожалению, даже не осознаётся. Зрительное восприятие произведений изобразительного искусства отсутствует полностью. Истинного изобразительно-художественного содержания произведений зрители не видят и не понимают…
…Большинство зрителей, и даже многие художники, не понимают, что изобразительное искусство строится не на литературной метафоре, а на тоновой и колористической драматургии композиционного построения картинной плоскости при пластическом осмыслении сюжетной идеи…
…У меня масса достоинств. Но у них множество недостатков...
…Живу по принципу «Делай, что должен, и будь, что будет!» Во всяком случае, пытаюсь. Но получается только то, что получается…
…Как успеть всё, что интересно? И как суметь быть хорошим для всех – и своих дорогих и любимых, и для своего дела?..
…Укрытая в тёмном помещении живопись тускнеет. Она создаётся и существует для взаимообогащего диалога с людьми, заключённая в ней энергия ищет выхода и требует обновления, подзарядки зрительской энергией. Произведение тем содержательнее и совершеннее, чем оно чаще общается со зрителями…
…Художник творит для себя, для собственного удовольствия. Истинное искусство рождается радостно – оно плод счастливого увлечения и озарения, а не скучного дисциплинированного исполнения чьёго-то веления. Истинное вдохновенное искусство всегда в радость своему создателю и творческие трудности – желанны.
А искусство, создаваемое по приказу, в муках преодоления своего художнического равнодушия, а то и отвращения к заданной теме, либо к требуемой стилистике её раскрытия, всегда оказывается вымученным, потому ущербным и никогда – вершинным…
…Нет профессии более трудной и неблагодарной, чем профессия художника, требующая постоянного напряжения всех сил и чувств, нервов и воли, разума, знаний, интуиции и опыта, затрат личного (семейного!) времени и денег.
Писателем можно стать и на кухне, имея пачку салфеток и шариковую авторучку. Художником, увы – нет. А видел кто-нибудь писателя, который сам набирает, печатает и переплетает свои книги?
Художник – это значит всё сам, медленно и упорно, преодолевая сомнения, неуверенность, разочарование и отчаянье, вопреки окружающему непониманию и недоверию, раздражению и упрёкам.
А при этом месяцы бегут, как часы, и не хватает времени осуществить задуманное, исполнить всё, что хочется, что должен и обязан. Ведь сделать это можешь только ты и никто другой…
…Лучше сделать меньше, но лучше. А ещё лучше – сделать очень много очень хорошо…
…Есть художники, для которых присутствие на всех мероприятиях – единственная возможность напомнить окружающим о своём существовании и обрести значимость в собственных глазах. Они обязательно выступают на собраниях. Не являясь членами правления Союза художников, не входя в состав выставкома и худсовета, они непременно присутствуют на их заседаниях. Они высказывают нелепые идеи и вносят ненужные предложения. Они навязчивы, стремятся к общению с начальством. Они жаждут славы и наград.
Забавно наблюдать, как профессионально слабые художники стараются свою творческую несостоятельность компенсировать известностью…
…Реалистическое искусство обязательно должно содержать в своей основе абстрактность, иначе оно – примитивный натурализм...
…Произведения искусства обладают постоянно возрастающей материальной ценностью. Они вызывают уважение. В отличие от вызывающих зависть, созданных механическим путём предметов быта, поначалу роскошных и дорогих, но со временем неизбежно обесценивающихся…
…Произведения искусства не стареют, они навсегда уважаемое, постоянно увеличивающееся богатство, обладание которым дарит престиж и наслаждение...
…Приобретя уникальное произведение искусства, человек становится обладателем того, чего нет больше ни у кого, нигде в мире...
…Кто бы сейчас помнил московского купца Третьякова, если бы он в своё время не уважал и не ценил труд художников, не приобретал их произведения?..
…Добро наказуемо: большинство людей щедрость, великодушие и доброе к ним отношение воспринимают как унижение…
…Есть среди художников люди, у которых сердце начинает биться возбуждённо в радостном предвкушении, когда кому-то из коллег грозит беда…
…Заметнее не те, кто лучше и достойнее, а кто шустрее и наглее. Большую волну поднимают самые мелкие судёнышки…
…Есть люди, у которых трезвость – единственное достоинство…
…Считается, что о высоте творческих достижений художника можно судить по степени общественного признания созданных им произведений.
Но это не критерий – уровень восприятия изобразительного искусства обществом чрезвычайно низок и не является объективным…
…Нужно научиться принимать сомнения как истину, превращая неуверенность в убеждённую устремлённость, а поражение в успех…
…Досадно и обидно за людей – тянутся к искусству, но, не понимая в нём ничего, приобретают, в основном, наивные опусы бездарных ремесленников…
…Очень трудно, но необходимо не сдаваться, быть упорным в своих творческих устремлениях, ибо, дрогнув однажды, легко попасть в нисходящую спираль безысходности – до полного духовного краха…
…Первый художник, постоянный художник, высший художник – Господь. Люди созданы по образу и подобию Его: все сущие – художники. Не все это в себе ощущают, ещё меньше, кто осознаёт. Но все приходят в мир для восприятия и творения красоты…
…Гордыня прискорбна и позорна, опасна и греховна. Но без гордости не может быть художника. А без художника немыслимо полнокровное, самокритичное, знающее своё прошлое и сознающее будущее, доброе и созидательное общество. Личная тщеславная творческая гордыня должна быть подчинена интересам человеческого сообщества…
…Честно, с максимальной творческой отдачей созданное произведение являет собой яркий пример закона сохранения энергии. Вся она, отданная автором в процессе работы и зафиксированная в созданной композиции, передаётся зрителю. Конечно, если зритель достаточно чуток и подготовлен к восприятию…
…Задача художника – нести в жизнь высоконравственную поэтическую идею, возвышающую действительность, дающую равновесие разобщённым жизненным явлениям, созидающую гармонию из любых обыденно-привычных предметов и событий…
…Расставание с созданными произведениями – как с детьми, когда, вырастив и воспитав, отпускаешь их в самостоятельную жизнь...
…Умей отличать манию величия и гипертрофированное самомнение от объективной оценки реально сделанного...
…Искусство и коммерция понятия противостоящие – лучшие художники никогда не имеют такого спроса, такого рынка, какой имеют художники посредственные. Иначе быть не может, это абсолютный закон, ибо истинный художник всегда опережает время и способность современников к восприятию его творчества – общество всегда относится к искусству потребительски, со своего уровня восприятия. Это нужно однажды и на всю жизнь понять, чтобы не обижаться и не отчаиваться: нищета – удел всякого настоящего, устремлённого в будущее художника…
…Каждый художник сам выбирает свой жизненный путь: один в продажность, другой – в высокое творческое созидание. И ничего коллективными усилиями не изменить. Обществу важно понять необходимость создания условий для продуктивного творческого труда истинных художников, ибо они – душа, нервы, совесть, интуиция нации. Всем власть предержащим следует озаботиться не только сиюминутно-проходящим, но и вечно-неизбывным. Стареют заводы, корабли, изобретения, трудовые и спортивные рекорды, технологии и идеологии. Лишь искусство, непрерывно прорастая из прошлого в будущее, обеспечивает связь времён, преемственность чувств, сохраняя и через столетия свою актуальность и действенную необходимость, поддерживает и развивает в людях – людей, не давая им превращаться в скотов…
…Для создания произведения изобразительного искусства важно уметь видеть цельно, за сложной индивидуальностью и противоречивостью отдельных частей и их деталей выявлять гармоническое единство и соподчинённость…
…С самой первой минуты обработку изобразительной плоскости нужно вести всю одновременно, чтобы на любой момент неожиданного прекращения работы произведение было на определённый процент закончено. На любом временном отрезке нужно действовать сосредоточенно и ответственно, с предельной концентрацией энергии.
Произведение должно продвигаться к полной завершённости одновременно по всей своей плоскости…
…Организуй пространство вокруг себя, и тебе станет уютно…
…В искусстве, как в спорте, нельзя победить навсегда. Необходимо побеждать вновь и вновь каждым новым стартом, каждым своим новым произведением…
…У чиновника жизнь короткая, она ограничена настоящим. Деятельность чиновника, и он сам забывается мгновенно, его уход всегда воспринимается с радостным ожиданием перемен к лучшему.
А художник прорастает из настоящего в будущее, всё лучшее у него в будущем, он бессмертен своими произведениями, памятью о себе.
Художнику не следует вступать в конфликт с чиновником – этим художник возвеличивает чиновника. При этом теряет своё драгоценное время, творческий настрой и духовную энергию. Художник должен сохранять себя для искусства…
…Чтобы жизненный материал стал материалом искусства, нужно мыслить и чувствовать искусством – жить искусством…
…Художники разные не только по одарённости, но и по своим приверженностям, по духовной устроенности и целеустремлённости: один художник для многофигурной картины, другой для пейзажа, третий для портрета или натюрморта. Это естественно. Штангист-тяжеловес не победит в фигурном катании, хоккеист не преодолеет скальный отвес, рекорды в тяжёлой атлетике не для фигуриста…
…Чтобы в искусстве многое успеть, нужно, во-первых, просыпаться не по будильнику, а когда выспался. Во-вторых, работать каждый день, независимо от самочувствия, дня недели или календарной даты. В-третьих, и полчаса считать большим временем и всегда его использовать эффективно…
…Чтобы результативно заниматься творческой работой, необходимо максимально концентрировать и сберегать свою духовную энергию. Не нужно стараться победить глупца, нужно его избегать…
…Необходимо постоянно поддерживать и подтверждать достигнутый уровень – на каждой выставке, в каждом новом произведении художник сдаёт экзамен на свою творческую состоятельность…
…Необходимо организовать себя, своё время, пространство и обстоятельства вокруг себя таким образом, чтобы иметь возможность большую часть времени работать не над тем, что нужно, а над тем, что хочется…
…Любая неожиданность, всё, что не планируется заранее, выбивает из рабочего ритма, ломает настроение, лишает душевного покоя и раздражает. Лишь уединение рождает творческий настрой…
…Новое люди встречают настороженно, даже враждебно, опасаясь, что оно грозит ущербом привычному, традиционному. Особенно опасно это в архитектуре, когда ради нового строительства уничтожаются старые здания.
Но время стремительно, и уже скоро новое спокойно соседствует со старым, даже объединяется с ним в противлении ещё более новому. Значит, не нужно противиться его приходу. Но, при этом, недопустимо уничтожение старого: новое должно не заменять его, а дополнять…
…Если ощущаешь в себе одарённость, прыгай в бешеную реку творчества. Пусть несёт, бьёт, кувыркает, царапает, обдирает. Борясь, стань молнией – будоражащей, освежающей, вдохновляющей – прежде всего для себя самого.
Конечно, можно затеряться, исчезнуть, погибнуть в пучине. Страшно. Но ведь всё равно страшно жить, чтобы, в итоге погибнуть, исчезнуть и затеряться. А тут, в бурлящем потоке творчества, есть шанс остаться, сохраниться, продолжиться и развиться в последователях. Здесь возможно бессмертие! Но не это важно. Радость и истина – в самом процессе творческого созидания…
…Горечь нищенского существования заглушай радостью творческой работы с устремлённостью за край бытия…
…Художественное творчество, при всей его трудности, обязательно сопровождается радостью. А уж к чему приведут усилия – покажет время. И любой итог следует принять хладнокровно…
…Трудно быть ангелом в аду. Но возможно. Значит, нужно стараться...
…Всем известны основные цвета – красный, синий, жёлтый. Наиболее выразительный колорит достигается присутствием в композиции всех основных цветов на высшем пределе звучности в гармоничном соответствии и соразмерности – друг с другом, сюжетом и пластической идеей его выражения…
…Тёплые цвета создают впечатление выхода из картинной плоскости, они выдвигаются, наступают на зрителя. Этим умело пользуются художники, по своей человеческой сути не способные на диалог, не уважающие зрителя, стремящиеся к подавляющему высокомерному монологу.
Холодные цвета, наоборот, отступают, уходят вглубь картинной плоскости, увлекая за собой зрителя в беспредельность таинственного – создают настроение романтической устремлённости в высокую даль, располагают к уважительному и доверительному диалогу…
…При взгляде на произведение изобразительного искусства зритель не должен сомневаться в правильности своего восприятия, глазам должно быть комфортно, зритель должен ориентироваться в картинной плоскости как в реальном трёхмерном пространстве. Поэтому следует соблюдать плановость: то, что по сюжетному замыслу расположено ближе, должно и восприниматься более близким, чтобы не было визуального кроссворда, чтобы взгляд ни проваливался, ни спотыкался.
Но пространство не должно быть наивно-фотографичным, иллюзорным. Необходимо удерживать картинную плоскость. И продуманно вести по ней взгляд зрителя, направляя его акцентами. Иначе – примитивное перечисление объёмов, увиденных в реальности. Либо столь же примитивный плоский орнамент.
Необходимо подчинять второстепенное главному. Искусство – осмысленно выстроенная иерархия, а не бездумная инвентаризация всего, что видишь вокруг…
…Изобразительное искусство сродни музыке – и то, и другое есть порядок, продуманно выстроенная соразмерность. Изменение, произведённое в каком-либо месте листа или холста, неизбежно влечёт за собой изменения в других местах…
…Нужно научиться изображать не предмет, а пространственное явление, пластическое событие. Смотри не последовательно, а аккордом – воспринимай сразу всё, одновременно охватывая взглядом сравниваемые объекты. Промежуток воспринимай как предмет. Акцентами направляй взгляд зрителя по нужному тебе пути…
…Хоть в графике, хоть в живописи ведущей партией должен быть полутон, а тень и свет – в дополнение…
…Важно научиться воспринимать линию, как плоскость – сократившуюся в перспективе поверхность…
…В изобразительном искусстве всё дело не в литературной метафоре, а в пластической идее, в композиционной осмысленности сюжета.
Композиция – гармоничное соотношение цветовых и тоновых пятен, движение тона и цвета, их развитие на картинной плоскости. Важно удерживать форму цвета и тона вне зависимости от их предметной функциональности, без связи с линией, отвергнув рабскую зависимость от контуров…
…Конечно, размер произведения является одним из важных средств выражения авторской идеи. И хотя ни содержание, ни тем более художественность произведения не зависят впрямую от его размера, очень важно правильно угадать этот размер…
…Не нужно бояться разумного риска, нужно отличать его от безрассудного азарта…
…Сомнения и неудовлетворённость – постоянные спутники всякого настоящего художника…
…Картинность зависит не от размера холста и важности темы, а от художественности произведения. Иные, небольшие по размеру, пейзажи и натюрморты картиннее многометровых многофигурных композиций. Бриллианту не обязательно быть размером с кирпич.
Картинность зависит от степени эмоционального воздействия произведения на зрителя. Картинность заключена в самой личности художника…
…Изобразительное искусство выше фотографии потому, что исключает случайности и не зависит от природной данности. Фотограф запечатлевает существующую реальность, а для художника она является лишь отправной точкой творческого процесса. Художник по поводу существующей реальности создаёт новую, ранее не существовавшую художественную реальность и убеждает зрителя в её истинности. Он смещает границы и по своей воле определяет горизонты, совмещает микромир и космос.
Фотограф подобен охотнику, имеющему дело с реально существующей дичью. А художник сам изобретает свою добычу, материализуя чувства, переживания, мечты, воспоминания и фантазии...
…Изобразительное искусство вечно и неизбывно при любом уровне развития науки и техники, ибо неизбывны и вечны человеческие фантазии, мечты и чувства, неодолима жажда гармонии и стремление к совершенству. За каждым мазком кисти ощутим удар взволнованного сердца художника и всплеск его эмоций…
…Произведения, созданные правдиво и трудолюбиво, со скрупулёзной точностью и подробностью в передаче формы и цвета, доведённые до иллюзорной материальности – так приятны! Но именно лишь приятны. Они тщательны, но равнодушны и абсолютно спокойны – до безжизненности. Они ограниченны. Потому и нравятся многим…
…Качество работы художника, её эстетический уровень, вернее уровень её психологического воздействия на зрителя, чрезвычайно зависим от настроения зрителя. Но и само произведение способно формировать настроение, дарить людям радость, гордость, оптимизм. Или горечь, тоску и безысходность...
…Замечательный человек и великолепный художник Леонид Ковтун сформулировал успешно используемый многими коллегами приём спасения, способ психологической самозащиты: «Когда гадость жизни захлёстывает выше ноздрей, когда тебя совсем достали – улетай!»…
…Есть физическая и историческая правда предмета или события, а есть художественная правда пластического явления. Они абсолютно разные.
Художественная правда глубже, тоньше и, по большому счёту, правдивее правды жизни, ибо она субъективна, ведь рождена авторской восторженностью или ненавистью. Она непременно собирательна, углублённа, фантазийна и устремлена к идеалу. Дело не в достоверности деталей. И обобщённая стилизованность может быть фактическим копированием случайностей; и тщательная детализация может быть образной, являя собой высокое творческое достоинство…
… Легко и просто живётся лишь недоумкам, бездарям да эгоистам. Наверное, есть в этом высшая справедливость – за всё нужно платить...
…Зависть и ревность – естественные и объективные признаки тонкой духовной организации глубоко чувствующей, остро переживающей, гордой, страстной, трепетной и легко ранимой поэтичной человеческой натуры.
Но несдержанность, откровенность в выражении этих чувств – показатель глупости…
…В наше странное время цветовая аморфность, а иной раз и откровенная колористическая мрачность, стали считаться чуть ли не проявлением живописной одарённости и высокого эстетического вкуса…
…Начиная работу, конечно, предполагаешь, но точно не знаешь, что получится в итоге, удастся ли, и до какой степени, приблизиться к ощущаемому душой эстетическому идеалу...
…Чтобы заметить и оценить уникальность нужно обладать знаниями и опытом – нужно иметь возможность сопоставить и сравнить.
Умение сравнивать и сопоставлять необходимо и для того, чтобы не принять за уникальность что-то обычное, заурядное…
…Много создаётся произведений несамостоятельных, вторичных, эксплуатирующих чужие достижения, выдающих примитивное копирование за оригинальное творческое событие, скрывающих свою творческую несостоятельность за повторением чужих открытий и находок. При полной художественной безграмотности основной части публики, из-за бездействия искусствоведения и художественной критики, эти обманы остаются незамеченными и нераскрытыми…
…Если осознаёшь свою избранность, ощущаешь озарённость, уверенность в своих силах и в правильности жизненного пути – нужно работать непрерывно. И хорошо бы прожить дольше, чтобы успеть сделать больше…
…Так бывает: произведение в единственном экземпляре – бред, маразм, а в большом количестве – самобытность и творческое явление.
Но и наоборот случается: в единственном экземпляре произведение талантливо и самобытно, а в большом количестве – однообразие, скука, маразм…
…Существует закономерность – чем незначительнее художник, тем активнее он рвётся к власти и быстрее бронзовеет…
…Восприятие искусства тоже творчество, ибо обязательно предполагает деятельное участие зрителя – с непременным домысливанием, дочувствованием и широким, для автора часто даже неожиданным по результату, интерпретированием…
…Если бы в радости и в работе время тянулось так долго и медленно, как тогда, когда дети не приходят домой в обещанный час!..
...Общество всегда оценивает произведения искусства относительно своих духовных потребностей, причём стремится получать от искусства высокие дивиденды…
…Для того и существует среди инструментов художника муштабель, чтобы, не размазывая свежую живопись, вести работу цельно: не последовательно сантиметр за сантиметром закрашивать чистый холст, как красят заборы, а обязательно – всё сразу, одновременно обрабатывая всю картинную плоскость.
Любое прикосновение кистью к любой точке холста непременно отзывается непредсказуемыми изменениями по всей его поверхности и требует мгновенной ответной реакции художника…
…Использование в композиции старинных предметов не означает постижения исторической истины. Документальность не синоним достоверности…
…Прошлое – это то, что было тысячи лет тому назад, и десять лет тому назад, и что было в прошедшие полчаса. А будущее – то, что будет и в будущем веке, и в ближайшую минуту. Мы живём в постоянно движущемся времени, оно вокруг нас, в нас, мы сами часть времени – постоянно ежесекундно из своего будущего превращаемся в своё прошлое…
…Не созидающий человек несостоятелен, как человек…
…В начале работы всегда сомнения и неуверенность. А когда работа завершена – удивление, радость, восторг, удовлетворение и гордость.
Упорство и труд, вера в себя и преданность творческому пути – залог успеха! Конечно, нужно сомневаться, и можно отчаиваться. Но, не останавливаясь, не сворачивая с намеченного пути…
…Нам, художникам, не просто в этом мире. Но не следует обижаться и ожесточаться – нормальным землянам с нами тоже нелегко…
…Самое сильное впечатление от высокогорных экспедиций: когда с высоты спускаешься в долину, первыми тебя встречают скромные одуванчики. Надменные эдельвейсы растут ниже…
…Художник должен работать так, чтобы его было невозможно не понять…
…Предсказуемость коммерческой удачи, даруемая модным, либо наоборот, традиционным приёмом, опасна для стремящегося к своему развитию художника, да и неинтересна, для человека творческого…
…Овладение техникой, ремеслом изобразительного искусства – подсобный материал для самопознания художника в процессе познавания мира. Она не самоцель, а средство и, даже более – лишь одно из средств достижения выразительности, которая, в свою очередь, является средством создания в зрителе чувства, адекватного чувству художника…
…Искусство является отражением жизни лишь в той степени, в какой частью жизни является художник, создающий произведение, и зритель, его воспринимающий: искусство – зеркало душ их обоих…
…Талант зрителя так же важен и так же редок, как талант художника. Восприятие искусства не проще его создания…
…Искусство всегда существует в общественном плане. Оно неизбежно социально, даже когда не является тематическим, даже когда беспредметно. Оно точно отражает чувства автора, а чувственная восприимчивость художника с неизбежной объективностью отражает жизненные реалии…
…Лишь при общности жизненного опыта, мироощущения и художественного восприятия действительности, между художником и зрителем возникает проникновенная доверительность и созидательное взаимопонимание…
…Творческий риск художественного формалистического поиска – эмоционального, спонтанного, основанного на обострённом чувстве, но непременно волевого и осмысленного, вовсе не бесперспективен, как кажется далёким от искусства людям.
Искусство, непохожее на действительность, бесполезное и бессмысленное с точки зрения сиюминутной обывательской пользы, являясь экспериментальным и исследовательским, очень полезно возможностью пространственных, пластических, ритмических, колористических находок, сулящих в будущем возможность достижения новой, более высокой степени выразительности и силы эмоционального воздействия…
…Нужно доверять подсознанию – работать, руководствуясь чувствами, подчиняясь интуиции…
…Если художник здесь и сейчас не создаст своё произведение, его не создаст никто нигде и никогда…
…Свою работу художник должен считать самой главной, самой нужной и важной. Иначе не осилить трудности жизненного пути…
…Быть художником труднее, чем музыкантом. Художник сам себе и композитор, и исполнитель, и даже, одновременно музыкальный инструмент и его настройщик…
…Мы или верим в то, что можем, или мы ничего не можем!..
…Все наши радости и горести в нас самих. И самое страшное горе можно пережить, преодолеть… и самое большое счастье можно не ощутить и не заметить...
…Нужно не только понять и захотеть, нужно ещё суметь...
…Стать художником значит, в первую очередь, решиться и суметь выйти из ряда вон…
…Есть прекрасные художники, не входящие в число членов нашего творческого Союза. А есть члены Союза художников, не имеющие к искусству никакого отношения…
…Много есть художников, использующих профессию, чтобы заявить о себе, привлечь к себе внимание, прославиться и разбогатеть. Но больше художников, работающих для того, чтобы поведать людям о величии мира и его красоте…
…Нужно соизмерять свои амбиции с возможностями – и с собственными, и с предоставляемыми жизненными обстоятельствами. Чтобы не попасть в горестный тупик неосуществимости…