Тема 18. Русская архитектура и живопись 16 в.
Укрепление централизованного государства. Венчание Ивана IV на царство. Утверждение патриаршества. Постепенное стирание местных стилистических черт. Стремление к единообразию церковной жизни. Активная канонизация русских святых. Возникновение книгопечатания.
Главенство архитектуры в системе художественной культуры 16 в. 1-главые церкви конца 15 – первой половины 16 вв., продолжающие традиции раннемосковского зодчества со ступенчато-повышенными арками: Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497), собор Успенского монастыря в Старице (1530), собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря в Москве (1530-е гг.), Преображенский собор Спасо-Прилуцкого монастыря (1537-42). Активизация строительства при Иване IV. Типология храмовых построек этого времени. Строительство больших городских и монастырских 5-главых соборов по типу Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля: 6-столпные (Благовещения в Казани, Рождества Христова в Каргополе, Успения в Троице-Сергиевой лавре, Софии в Вологде), 4-столпные (соборы монастырей Переславля-Залесского, Мурома, Костромы, Суздаля, Оршина монастыря, Микулина Городища). Немногочисленные 3-главые 6- (Успенский собор Тихвина, 1505-15), 4- (собор Покровского монастыря в Суздале, 1510-18) и 2-столпные (Преображенская церковь в Кирилло-Белозерском монастыре, 1595) церкви. Бесстолпные посадские храмы с крещатыми сводами (Трифона в Напрудном, Зачатия Анны «что в Углу», Исидора Блаженного в Ростове, Антипия на Колымажном дворе).
Шатровое зодчество 16 в. Вопрос происхождения шатра. Летописные свидетельства о прообразах в деревянной архитектуре. Роль итальянских архитекторов. Церковь Вознесения в Коломенском (1532) и своеобразие ее силуэта. Георгиевская столпообразная церковь (1534) – соединение русской и итальянской традиции. Вопрос отсутствия шатровых храмов второй половины 1530-х – 1540-х гг. Активное шатровое строительство в 1550-90-е гг. Церковь Преображения в селе Остров. Вопрос датировки. Шатровые храмы в Коломенском районе, Муроме, Александровой слободе.
Возникновение типа многопридельных храмов в середине 1550-х гг.: собор Авраамиева монастыря в Ростове; Покровский собор на Рву (Василия Блаженного). Мемориальный характер сооружения; образ Небесного Иерусалима. Соборы Новодевичьего и Соловецкого монастырей. Особенности собора Иоанна Предтечи в бывшем селе Дьяково. Вопросы датировки.
Регламентация живописи в 16 в. Решения Стоглавого собора по вопросам иконописи. Деятельность митрополита Макария. Иконографические нововведения псковских мастеров («Четырехчастная» икона). Икона «Церковь воинствующая». Составление иконописных подлинников. Лицевой летописный свод. Ретроспективные тенденции и собирание икон в Москву. Монументальные росписи соборов 16 в. (Благовещенский собор в московском кремле, Спасский собор в Ярославле, Успенский собор в Свияжске и др.).
Архитектура и живопись конца 16 – начала 17 вв. (времени Бориса Годунова). Сохранение типологии грозненского времени (5-главые и шатровые храмы) и добавление типа небольших бесстопных храмов со ступенчатым повышением сводов: церковь Похвалы Богоматери в Донском монастыре (1591-93), церковь Троицы в Хорошево (1596-98), Покровская церковь в селе Сухотино-Свербеево (1600). Строительство Борисова городка. Церковь Преображения в Больших Вяземах (1596-99). Особенности «годуновского» и «строгановского» иконописания конца 16 – начала 17 вв. Росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря (1598).
Тема 19. Русская архитектура 17 в.
Воцарение Михаила Федоровича Романова. Расцвет Русского государства в середине – второй половине 17 в. Расширение границ. Развитие связей с государствами Западной Европы. Деятельность патриарха Никона. Реформы и раскол. Разнообразие оценок этого времени. Периодизация искусства 17 в. Продолжение и схематизация искусства 16 в. в 1620-е гг. Церкви Святого Николы Надеина в Ярославле (1620-21), Покрова в Рубцове (ок. 1625-1626), собор Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-31).
Архитектура 1630-40-х гг. Надстройка башен кремля. Строительство Теремного дворца и других гражданских сооружений. Продолжение шатрового зодчества. Церкви с открытым шатром (в Медведково), с 1 (Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре, 1635-37), 2 (Святого Духа в Рязани, 1642) или 3 (Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, 1638-39) закрытыми шатрами. «Узорочье» в московской архитектуре: церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках (1649).
Ориентация 1650-х гг. на традиционные 5-главые храмы и отказ от перекрытия центральных объемов церквей шатрами. Строительная деятельность патриарха Никона в 1650-60-е гг. Основание Крестного Кийостровского, Валдайского Иверского и Воскресенского (Ново-Иерусалимского) монастырей. Перенесение топографии Святых мест Ближнего Востока и Афона на русскую землю. Уникальные особенности Воскресенского монастыря в Истре.
Строительство других монастырей (Макарьево-Желтоводского, Иосифо-Волоколамского). Строительство царской резиденции Алексея Михайловича в Измайлово. Активное развитие местных архитектурных центров, в т.ч. по реке Волга. 5-главые храмы второй половины 17 в. в Ярославле, Костроме, Угличе, Каргополе, Новгороде, Холмогорах, Великом Устюге, Хлынове, Соликамске, Тобольске. Ансамбль архиерейского двора в Ростове и Борисоглебский монастырь. Гражданское строительство в провинции (палаты Поганкиных в Пскове).
«Нарышкинское барокко» - условность термина. Стилистические особенности. Развитие ярусной композиции. Украинское и западноевропейское влияния. Типы храмов: «восьмерик на четверике» (собор Богоявленского монастыря), центрическо-крестообразный (Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Бориса и Глеба в Зюзино) и трехчастный (Троицы в Троице-Лыково). Деятельность Якова Бухвостова, Петра Потапова, Сергея Турчанинова. Церкви Воскресения в Кадашах, Успения на Покровке. Стены, башни, надвратные храмы и колокольня Новодевичьего монастыря. Памятник, близкий европейскому барокко – церковь Знамения в Дубровицах (1690-97). Гражданская архитектура (Сухарева башня, 1692-1701).
Альтернативные явления – шатровое зодчество Милославских (церкви Святого Николая в Петровском и Знамения в Аннине). Строительная деятельность Строгановых в конце 17 – начале 18 вв. (церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде).
Тема 20. Русская деревянная архитектура 15-18 вв.
Культура дерева на Руси. Плотницкие приемы и мастерство. Приемы пропорционирования (соотношения простой и косой саженей). Письменные сведения о деревянных церквях 10 – 14 вв. Вопросы периодизации и развития деревянного зодчества. Типология русской храмовой деревянной архитектуры. Ее сравнение с зодчеством других стран и территорий (Карпаты, Норвегия и др.). Клетские храмы: церковь Воскрешения Лазаря Муромского монастыря (15-16 вв., ныне в Кижах), церковь Ризоположения из села Бородава в Кирилло-Белозерском монастыре (1485), Георгиевская церковь в деревне Юксовичи (Родионово, 1493, или 1543). Часовни Карелии и Кенозерья.
Шатровые храмы. Письменные свидетельства с 12 в. Варианты шатровых церквей (восьмерик с прирубами, восьмерик на крестообразном основании, срубы с 6 или 10 сторонами): Успения из Александро-Куштского монастыря в Спасо-Прилуцком монастыре (ок. 1520), Николы в селе Лявля (1589), Успения из села Курицко в музее «Витославлицы» (1595), Сретенско-Михайловская в бывшем селе Красная Ляга (1655). Крещатые шатровые церкви с ветвями креста, перекрытыми «бочками» (Вознесенская в селе Пияла, 1651; Успенская в селе Варзуга, 1674). Региональные школы деревянного шатрового зодчества. Прионежская школа: уширение срубов по высоте (Успенская церковь в селе Кондопога, 1774). Пинежско-мезенская школа с шатром на «крещатой бочке»: Одигитриевская церковь в селе Кимжа с прирубленными «бочками» (1700-09). Многошатровые храмы (3-шатровый Успенский в Кеми, 1714-17; 5-шатровый Троицкий в Нёноксе, 1727).
Ярусный тип храмов. Богородицкая церковь из села Холм в Костромском музее деревянного зодчества (1552); четверик, увенчанный восьмериками – Ильинская церковь в Белозерске (1690), Вознесенская церковь в Торжке (1717). Церковь Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1696) – четверики с 8-скатными кровлями.
Появление в 17 в. «кубоватого» типа завершения деревянных храмов. Церкви Поонежья и побережья Онежской губы. Крещатая церковь Владимирской иконы Божией Матери с 5-главием на «кубоватом» покрытии и бочкообразными покрытиями с шатрами над апсидой в деревне Подпорожье (1757).
Многоглавые храмы. 22-главая Преображенская церковь бывшего Кижского погоста (1714). Редкий тип – церкви, перекрытые «бочкой» (Благовещенская в деревне Пустынька, 1719). Ансамбли - «тройники» (в селах Малошуйка, Ворзогоры, бывший Кижский погост). Колокольни (восьмериковая из села Кулига в «Малых Карелах», 17 в.).
Музеи деревянного зодчества под открытым небом («Малые Карелы», Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде, «Хохловка» близ Перми).
Гражданское деревянное зодчество. Данные археологических раскопок (в т.ч. в Новгороде). Изображения архитектуры на иконах и миниатюрах. Дворец в Коломенском (1667-68, 1681, разобран в 1768). Проблемы его реконструкции. Влияние объемно-планировочных решений деревянной архитектуры на кирпичное стрительство (Теремной дворец). Типология мельниц (столбовки и шатровки), изб (шестистенки Архангельской области), амбаров, житниц. Крепостные сооружения (башня Николо-Карельского монастыря в музее «Коломенское» (1691-92).