Твое слово должно быть безупречным

Мигель РУИС

ЧЕТЫРЕ СОГЛАШЕНИЯ

Книга Толтекской Мудрости

(Практическое Руководство)

Введение

Задымленное зеркало

Три тысячи лет назад существовали точно такие же люди, как мы с вами, — люди, жившие вблизи окруженного горами города. Один из них учился, чтобы стать знахарем, постичь знания своих предков. Но этот человек не всегда соглашался с тем, что ему приходилось осваивать. Самим сердцем своим он чувствовал, что должно существовать нечто большее.

Однажды, заснув в пещере, он увидел свое собственное спящее тело. Как-то ночью, в канун новой луны, он вышел из своего убежища. Небо было чистым, на нем сияли тысячи звезд. И что-то случилось тогда внутри него — что-то, преобразившее всю его дальнейшую жизнь. Он смотрел на свои руки, ощущал тело и слышал, как его собственный голос говорит: «Я создан из света, я сотворен из звезд».

Он снова посмотрел на светила и понял, что вовсе не звезды создают свет, скорее, свет создает звезды. «Все сотворено из света, — сказал он, — и пространство между сотворенным — не пустота». Он знал: все, что есть, — одно живое существо, а свет — посланник жизни, который содержит всю информацию.

Этот человек понял, что, хотя он и был создан из звезд, сам звездой не является. Он подумал: «Я есть то, что находится между звездами». И он назвал звезды тоналями, а свет между звездами — нагвалем, понимая, что гармонию и пространство между небесными светилами и светом создает Жизнь, или Намерение. Без Жизни тональ и нагваль существовать не могут. Жизнь — это мощь Абсолюта, Высшая Сила, всесозидающий Творец.

Его открытие состояло в следующем: все сущее является выражением одного живого существа, которое мы называем Богом. Все есть Бог. Он пришел к выводу, что человеческое восприятие есть не что иное, как просто свет, воспринимающий свет. Он рассматривал материю как зеркало — все есть зеркало, отражающее свет и создающее образы этого света, а мир иллюзии, Сна, подобен дыму, не позволяющему нам увидеть самое себя. «Наша истинная сущность — чистая любовь, чистый свет», — сказал он себе.

Понимание это изменило его жизнь. Как только он осознал, кем является на самом деле, он огляделся вокруг, посмотрел на других людей, на природу, и увиденное его поразило. Он видел себя во всем: в каждом человеке, в каждом животном, в каждом дереве, в воде, в дожде, в облаках, в земле. Видел, что Жизнь различным образом смешивает тональ и нагваль, чтобы создать миллиарды своих проявлений.

Он все постиг за те короткие мгновения. Его переполняла жажда действовать, а сердце было исполнено мира. Не терпелось отдать свое открытие миру. Но не хватало слов, чтобы все это объяснить. Он пробовал рассказать об этом другим, но окружающие не в состоянии были его понять. Люди заметили, что он изменился, что его глаза и голос излучают нечто прекрасное. Обнаружили, что он больше не высказывает суждений ни о событиях, ни о людях. Он стал совершенно другим человеком.

Он прекрасно всех понимал, но его не мог понять никто. Люди поверили, что он — воплощение Бога, а он, слушая это, улыбался и говорил:

«Это правда. Я — Бог. Но вы — тоже Бог. Мы с вами представляем одно и то же. Мы — образы света. Мы — Бог».

Но люди все еще не понимали его.

Он обнаружил, что был зеркалом для всех людей, зеркалом, в котором мог видеть самого себя. «Каждый человек — зеркало», — сказал он. Он видел себя в каждом, но никто не видел себя в нем. Он понял, что люди видят сон, но не сознают, не понимают, кем они на самом деле являются. Они не могли видеть в нем себя, ибо между зеркалами стояла стена тумана или дыма. И эта завеса соткана из истолкований образа света. Это и есть Сон человечества.

Теперь он знал, что вскоре забудет все, чему его учили. Он хотел сохранить в памяти все свои видения и поэтому решил называть себя Задымленным Зеркалом, дабы не забывать о том, что материя — это зеркало, а дым в промежутках — это то, что не позволяет нам осознать, кем мы в сущности являемся. Он сказал: «Я — Задымленное Зеркало, ведь я вижу себя во всех вас, но мы не узнаем друг друга из-за дыма между нами. Этот дым — Сон, а вы, те, кто спят, — зеркало».

«Проще жить с закрытыми глазами,

Всё, что видишь, — недоразуменье…»

Джон Леннон

Глава 1

Приручение и Сон планеты

Всё, что вы видите и слышите сейчас, — не что иное, как сон. Не исключая и данный момент. Вы и в состоянии бодрствования смотрите сон.

Сновидения — главнейшая функция разума, а спит разум все двадцать четыре часа в сутки. Он спит, когда мозг спит, спит он, и когда мозг бодрствует. Различие в том, что, когда мозг бодрствует, возникают некие материальные координаты, заставляющие воспринимать вещи линейно. Как только мы засыпаем, они исчезают, поэтому сновидение обладает свойством непрерывно изменяться.

Люди видят сны постоянно. Ещё до нашего рождения те, кто жили прежде нас, создали вокруг себя безграничный сон, который мы зовем «Сном общества», или Сном планеты. Планетарный сон — это коллективное сновидение, состоящее из миллиардов индивидуальных сновидений, которые в совокупности образуют Сон семьи, общины, города, страны и, наконец, Сон всего человечества. Сон нашей планеты включает всяческие общественные установки, верования, законы, религии, разнообразные культуры и способы существования, правительства, школы, политические события и праздники.

Мы наделены врожденной способностью видеть сны. Люди, жившие до нас, позаботились, чтобы нас посещали точно такие же сновидения, что и все общество. У внешнего сна множество правил, и, когда рождается ребенок, мы овладеваем его вниманием и внедряем их в его сознание. Сон общества использует маму и папу, школы и религию, чтобы научить нас сновидеть.

Внимание — это способность различать и фокусироваться только на том, что мы хотим воспринимать.

Мы можем одновременно видеть, слышать, осязать или обонять миллионы вещей, но с помощью внимания по собственному желанию мысленно отдаем предпочтение воспринимать то или иное. Окружающие нас взрослые с самого нашего детства безраздельно овладели нашим вниманием и при помощи повторов закрепили у нас в сознании определенную информацию. Так мы усвоили все, что знаем.

Используя внимание, мы изучали всю окружающую нас действительность, внешний сон. Узнали, как вести себя в обществе: во что верить и не верить; что приемлемо и неприемлемо; что хорошо и плохо; что прекрасно и безобразно; что правильно и неправильно. Все это уже существовало: все эти познания, правила и понятия относительно того, как жить в окружающем мире.

В школе вы сидели за партой и внимали тому, что рассказывал учитель. В храме концентрировали внимание на том, что говорили священник или церковный служитель. То же самое относится к родителям, братьям и сестрам: все они старались привлечь ваше внимание. Точно так же учимся овладевать интересом других людей, боремся за внимание окружающих и мы сами.

Дети состязаются за то, чтобы обратить на себя внимание родителей, учителей, друзей. «Посмотрите на меня! Глядите, что я делаю! Эй, вот я — здесь». Потребность во внимании сохраняется — даже обостряется — и у взрослых.

Внешний сон завладевает нашим вниманием и учит тому, во что мы должны верить, начиная с языка, на котором говорим. Язык — код, при помощи которого люди понимают друг друга и общаются. Каждая буква, каждое слово в языке — результат некоего соглашения. Мы говорим «страница в книге», и само слово «страница» является результатом договора о том, как его понимать. Как только мы начинаем понимать код, наше внимание концентрируется, и энергия передается от одного человека к другому.

Мы не выбирали, на каком языке говорить. Не выбирали религию или моральные ценности — они существовали еще до нашего рождения. У нас никогда не было возможности самостоятельно решать, во что верить или не верить. Мы не принимали участия в выработке самого незначительного из подобных соглашений. Даже собственное имя не выбирали.

В детстве у нас нет возможности выбирать себе веру, приходится попросту соглашаться с передаваемой другими информацией из Планетарного Сна. Единственный способ сохранить информацию — соглашение. Внешний сон способен привлечь внимание, но если мы не согласны с получаемой информацией, то не удерживаем ее. Как только человек соглашается, он начинает доверять, а это уже называется «верой». Чтобы верить, нужно безоговорочно доверять.

Этому мы учимся еще в детстве. Дети верят всему, что говорят взрослые, соглашаются с ними, и их вера настолько сильна, что само ее внутреннее устройство полностью контролирует Сон Жизни. Мы эти верования не выбирали, могли даже бунтовать против них, но не были достаточно сильны, чтобы такой бунт победил. И в результате соглашения одобряем и принимаем чужие верования.

Я называю этот процесс приручением человеческих существ. С его помощью мы учимся жить и видеть сны. В процессе приспособления человека информация из внешнего сна передается в сон внутренний, выстраивая систему верований. Вначале ребенка учат, что и как называть: мама, папа, молочко, бутылочка. Изо дня в день дома, в школе, в церкви, по телевизору ему говорят, как жить, какое поведение считается приемлемым. Внешний сон учит, как стать человеком. У нас есть общее представление о том, что есть «женщина» и «мужчина». Таким же образом мы учимся судить о себе, судить о других людях, судить о соседях.

Процесс приручения детей происходит так же, как и приручение собаки, кота или любого другого животного. Для того чтобы обучить пса, мы его наказываем или поощряем. Своих горячо любимых детей мы воспитываем точно так же, как обучаем домашнее животное: при помощи системы наказаний и поощрений. Когда ребенок делает то, чего хотят от него родители, ему говорят: «хороший мальчик» или «хорошая девочка». Если не делает — «плохая девочка» или «плохой мальчик».

Когда дети нарушают правила, их бранят, когда повинуются — хвалят. Нас ругали и поощряли много раз в день. Со временем человек начинает бояться не получить награды или быть наказанным. Вознаграждение заключается во внимании родителей или других людей, например братьев или сестер, учителей, друзей. У нас довольно быстро вырабатывается потребность привлечь к себе внимание окружающих, чтобы получить вознаграждение.

Поощрение вызывает приятные чувства, и человек продолжает делать то, что от него хотят, чтобы получить вознаграждение. Из-за страха наказания или лишения награды мы начинаем притворяться совершенно другими людьми — просто чтобы угодить кому-то, быть любезными. Мы стараемся угождать матери и отцу, учителям в школе, священнику в церкви — так начинается маскарад. Мы притворяемся другими людьми, поскольку боимся, что нас отвергнут.

Страх стать отверженным трансформируется в страх оказаться недостаточно хорошим. В конечном счете человек коренным образом меняется. Просто копирует верования мамочки, папочки, общества, религии.

Все наши нормальные склонности теряются в процессе приручения. Когда мы подрастаем и начинаем кое-что понимать, мы узнаем слово «нет». Взрослые говорят: «Делай то, не делай этого».

Мы восстаем и говорим: «Нет!» Восстаем, ибо защищаем личную свободу. Ребенок хочет быть самим собой, но он еще очень мал, а взрослые — большие и сильные. Со временем он начинает бояться, потому что знает: всякий раз, когда сделает что-то не так, его накажут.

Сила прирученности настолько велика, что в определенный момент человеку уже не нужно, чтобы его кто-то обучал. Чтобы мать, отец, школа или церковь «одомашнивали» нас. Нас так хорошо обучили, что мы уже сами становимся собственными дрессировщиками. Мы — самоприспосабливающиеся животные.

Отныне можем самоадаптироваться к структуре верований, используя все ту же систему наказаний и поощрений. Человек карает себя, когда не следует правилам системы верований, вознаграждает, когда считает себя «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой».

Устройство веры похоже на Свод Законов, регулирующих работу нашего рассудка. Вопросы исключены: что записано в Кодексе, то и есть истина. Свод Законов обосновывает и суждения человека, даже если они противоречат его внутренней сущности. В нашем мозге в процессе приручения программируются даже этические нормы, которые напоминают Десять Заповедей. Постепенно эти соглашения попадают в Свод Законов, который управляет нашим сном.

Есть нечто в человеческом разуме, что судит всех и вся, включая погоду, собак, котов, — буквально всё. Внутренний Судья пользуется Сводом Законов, чтобы оценивать реальность, то, что мы делаем и чего не делаем, о чем думаем и о чем нет, что чувствуем и чего не чувствуем.

Все подчиняется тирании этого Судьи. Всякий раз, когда мы делаем что-то, что идет вразрез с Кодексом, Внутренний Судья говорит, что мы виновны, нас надо наказать, нам должно быть стыдно. Это происходит ежедневно в течение всей нашей жизни.

Есть в человеке и еще одна часть, которая постоянно является объектом суда, — Жертва. Она за все в ответе, на нее падает и вина, и позор. Это та часть нас самих, которая говорит: «Бедный я, бедный: я недостаточно хорош, умен, притягателен, я недостоин любви, я бездарный». Компетентный Судья соглашается и говорит: «Да, ты недостаточно хороший».

Все эти процессы основаны на системе верований, которые мы не выбирали. Они настолько сильны, что даже годы спустя, когда наши представления меняются и мы пытаемся принимать собственные решения, обнаруживается, что эта система установок все еще управляет нашей жизнью.

Все, что против Свода Законов, будет вызывать щекочущее ощущение в вашем солнечном сплетении, и это ощущение — страх. При нарушении положений Кодекса дают о себе знать эмоциональные раны, и вашей реакцией на это является создание эмоциональной отравы.

Поскольку содержимое Свода Законов должно быть истинно, всё противное вашей вере вызывает у вас ощущение опасности, уязвимости. Ведь даже если Кодекс ошибается, он все равно порождает чувство защищенности.

Поэтому человеку потребуется много мужества, чтобы бросить вызов собственным верованиям. Ведь даже зная о том, что мы их не выбирали, мы осознаем: правда и то, что мы с ними согласились.

Влияние соглашения настолько сильно, что, даже понимая ложность всей его концепции, мы испытываем чувство вины и стыда всякий раз, когда идем против правил.

Подобно тому как у правительства есть свод законов, регулирующий Сон Общества, наша система верований — это Свод Законов, управляющий нашим собственным сном. Все эти правила существуют в сознании, мы верим в них, а Внутренний Судья все обосновывает при их помощи. Он выносит решение, и Жертва испытывает чувство вины и несет наказание.

Но кто говорит, что в этом сне существует справедливость?

Истинная справедливость заставляет расплачиваться только раз за каждую ошибку.

Истинная несправедливость принуждает снова и снова платить за каждый промах.

Сколько же раз мы расплачиваемся за одну ошибку? Тысячи. Человек — единственное животное на земле, которое платит тысячу раз за ту же самую оплошность.

Остальные платят за ошибку только единожды. Но не мы. У нас мощная память. Человек оступается, судит, находит себя виновным — и наказывает. Если справедливость существует, то одного раза должно быть достаточно — нет необходимости повторять. Мы же, вспоминая, осуждаем себя, опять оказываемся виновными и корим себя снова, снова и снова.

Муж или жена обязательно напомнят об ошибке, чтобы мы еще раз смогли осудить себя, наказать, признать себя виновными. Справедливо ли это?

Сколько раз мы заставляем партнера, детей, родителей платить за один и тот же промах? Всякий раз, вспоминая об ошибке, мы снова их обвиняем и передаем всю эмоциональную отраву, которая накопилась в нас от несправедливости, и затем заставляем их снова отвечать за ту же самую оплошность. Справедливо ли это?

Судья в нашей голове ошибается, ибо система веры, Свод Законов — ошибочны. Сон построен на ложном законе. Девяносто пять процентов верований, которые люди хранят в своем сознании, — обман; мы страдаем, потому что верим в него.

Очевидно, что во сне человечество страдает, живет в страхе, создает эмоциональные драмы. Внешний сон неприятен; это сон о насилии, страхе, войне, несправедливости. Сновидения у людей разные, но в глобальном смысле — это сплошной кошмар.

Одного взгляда на человеческое общество достаточно, чтобы понять, насколько трудно в нем жить, когда оно управляется страхом. Во всем мире мы видим людское страдание, гнев, месть, наркозависимость, насилие, повсеместную несправедливость. В разных странах мира это проявляется по-разному, но везде внешним сном управляет страх.

Если мы сравним Сон человеческого общества с описаниями преисподней, которые есть во всех религиях мира, то увидим, что они тождественны.

Религии говорят, что ад — это место наказания, страха, боли, страдания, место, где вас пожирает огонь. Его пламя порождается эмоциями, идущими от страха. Всякий раз, когда мы ощущаем гнев, ревность, зависть, ненависть, то чувствуем, как в нас горит огонь.

Люди живут в инфернальном сне.

Если рассматривать ад как умонастроение, то вокруг нас — сплошное пекло. Нам угрожают, что если мы не будем выполнять Заповеди, то окажемся в преисподней. Скверные новости! Мы уже в аду, включая тех, кто говорит нам об этом. Человек не в силах осудить другого человека на адские муки, ведь мы уже в пекле. Конечно, люди могут сделать ад еще страшнее. Но — только если мы позволим этому случиться.

У каждого есть свое собственное сновидение, и, подобно Сну общества, оно обычно подвластно страху. В своей собственной жизни мы учимся видеть адский сон. Разумеется, одни и те же страхи у каждого человека проявляются по-своему, но все испытывают гнев, ревность, ненависть, зависть и другие отрицательные эмоции. Наш сон может превратиться в непрерывный кошмар, в котором мы страдаем и живем в состоянии вечного страха. Зачем же нам кошмарные сны, если можно наслаждаться приятным сном?

Все люди ищут истину, справедливость, красоту. Мы — вечные искатели истины, потому что верим только в ложь, которую сохранили в собственном сознании.

Мы ищем справедливости, поскольку в системе наших верований справедливости нет.

Мы всегда в поиске прекрасного, ибо, каким бы красивым человек ни был, мы не верим, что красота присуща ему всегда.

Мы все ищем и ищем во вне, в то время как все уже есть в нас самих. Не надо специально искать никакой правды. Куда ни глянь — она повсюду, но те соглашения и верования, которые мы храним в своей голове, не позволяют нам ее увидеть.

Мы слепы, и потому не видим истину. А ослепляют нас те ложные верования, которые мы храним в собственной голове. Нам необходимо, чтобы мы были правы, а другие — нет. Мы доверяем тому, во что верим, и наши верования обрекают нас на страдания. Живем, будто во тьме, не видя дальше собственного носа. Пребываем в ирреальном тумане.

Этот туман — сон, ваше собственное сновидение о жизни, то, во что вы веруете, ваши представления о самих себе, соглашения с другими людьми, с собой, даже с Богом.

Ваше сознание — туман, которому Толтеки дали название митоте (произносится mih-toe'-tay).

Разум — сон, где тысячи людей говорят одновременно и никто не понимает друг друга. Это состояние человеческого сознания — большая митоте, и она мешает людям разглядеть свою сущность.

В Индии это называется митоте майя, что означает «иллюзия». Это представление человека о своем «я».

Митоте — это то, во что вы верите относительно себя и мира, относительно всех представлений и алгоритмов вашего сознания. Мы не способны разглядеть свою собственную сущность, увидеть, что мы не свободны.

Именно поэтому люди сопротивляются жизни. Больше всего они боятся жить. Самый главный страх — не смерть, а риск остаться в живых: риск жить и выражать свою сущность. Люди больше всего боятся быть собой. Мы научились жить в угоду пожеланиям других людей, согласно чужим взглядам на вещи, поскольку боимся, что нас не примут, что мы для кого-то недостаточно хороши.

В процессе адаптации человек в стремлении стать лучше создает образ совершенства. Идею того, каким должен быть, чтобы его приняли. Особенно мы стараемся угодить тем, кто нас любит, — матери и отцу, братьям и сестрам, священнику и учителю. Желая понравиться им, творим идеал, но не соответствуем ему. Мы создаем образ, однако он лишен реальности. С этой точки зрения нам никогда не достигнуть совершенства. Никогда!

Не будучи совершенными, мы отвергаем себя. И уровень подобного неприятия себя зависит от того, насколько окружающие преуспели в разрушении нашей целостности. После «одомашнивания» речь уже не идет о том, чтобы быть достаточно хорошим для кого-то. Мы недостаточно хороши для самих себя, ибо не соответствуем собственным представлениям о совершенстве. Мы не можем простить себе того, что не стали такими, какими хотели бы, — или, точнее, какими мы должны были стать в соответствии с нашими верованиями. Мы не можем простить себе несовершенства.

Знаем, что не соответствуем тому, кем должны быть согласно нашей вере, а отсюда — ощущение фальши, крушения надежд, бесчестья. Пытаемся спрятаться, притворяемся абсолютно другими людьми. В результате чувствуем себя неадекватными и надеваем маску, чтобы окружающие этого не заметили.

Мы очень боимся, вдруг кто-то увидит, что мы не те, за кого себя выдаем. И других судим согласно нашим представлениям о совершенстве, и, естественно, эти «другие» ему не соответствуют.

Мы унижаемся, чтобы угождать другим. Даже физически вредим собственному телу, только бы нас приняли. Подростки употребляют наркотики, чтобы от них не отвернулись сверстники. Они не знают, что отвергают самих себя. Отвергают, потому что не такие, какими притворяются. Вбили себе что-то в голову, но достичь этого не могут, а отсюда чувство стыда и вины. Люди бесконечно сами себя наказывают за несоответствие тому, чем они вроде бы должны быть. Сами себя судят и используют других, чтобы быть осужденными.

Чаще, чем другие, мы осуждаем себя сами, а заставляют нас это делать Судья, Жертва и система верований. Конечно, есть люди, которые рассказывают, как муж или жена, мать или отец осуждают их, но вы знаете, что мы сами себя осуждаем намного больше.

Мы — строжайшие судьи сами себе. Если ошибаемся на людях, то пытаемся отрицать ошибку и замять ее. Но как только остаемся наедине с собой, Судья становится необычайно сильным, вина огромной, а мы чувствуем себя глупыми, никчемными, недостойными.

За всю жизнь никто так вас не осуждал, как вы сами. Окружающие не могут делать это больше вас самих. Если кто-то перешагнет предел, вы, скорее всего, просто уйдете. Но если человек осуждает вас немного меньше, чем это делаете вы сами, вы останетесь с ним и будете бесконечно его терпеть.

Если вы себя чрезмерно осуждаете, то даже позволяете бить, оскорблять, втаптывать в грязь. Почему? Потому что в вашей системе верований говорится: «Я это заслужил. Этот человек делает мне одолжение, оставаясь со мной. Я не достоин любви и уважения. Я недостаточно хорош».

Каждому необходимо, чтобы окружающие его принимали и любили, но себя мы обычно не жалуем. Чем больше мы способны любить себя, тем меньше подвержены самоосуждению, причина которого в неприятии себя. Неприятие же мотивировано образом недостижимого совершенства. Наш идеал — причина самоотвержения; поэтому мы и себя, и других не принимаем такими, какие есть.

Прелюдия к новому сну

У тебя есть тысяча соглашений и договоренностей с самим собой, окружающими людьми, твоим собственным жизненным сном, Богом, обществом, родителями, супругом или супругой, с детьми. Но самые важные из них — самые первые — с самими собой. В этих соглашениях ты говоришь себе, кто ты, что чувствуешь, во что веришь, как должен вести себя. Так складывается личность.

Соглашения гласят: «Вот я какой. В это я верю. На это могу пойти, а на это — нет. Это реально, а это фантазия; это возможно, а это нет».

Отдельно взятое, одно соглашение не создает особых проблем, но у нас их множество, и это заставляет страдать, делает нас неудачниками. Если ты хочешь жить полной и счастливой жизнью, надо найти в себе мужество разорвать эти основанные на страхе соглашения, притязающие на твою личную силу. Те соглашения, что основаны на страхе, требуют от нас огромных усилий, а те, что обусловлены любовью, помогают сохранить энергию и даже увеличить ее.

В любом человеке с рождения заложена определенная личная сила, которая каждый раз восстанавливается во время отдыха. К несчастью, мы сначала тратим ее на создание соглашений, а потом — на их выполнение. Все эти договоренности рассеивают нашу энергию, и в результате человек чувствует себя бессильным. Нам хватает силы только для повседневного выживания, поскольку большая ее часть расходуется на выполнение договоров, не выпускающих нас из ловушки Планетарного Сна. Как же преобразить сон нашей жизни, когда не хватает сил, чтобы изменить хотя бы самое незначительное соглашение?

Когда мы видим, что подобные соглашения управляют нашей жизнью, а нам не нравится наше сновидение, — надо менять соглашения. Когда мы будем готовы к этому, то вот четыре новых соглашения, которые помогут избавиться от тех, что основаны на страхе и истощают энергию. Разрывая такой договор, человек всякий раз возобновляет энергию, потраченную на его создание. Если вы готовы принять четыре новых соглашения, они дадут вам достаточно сил, чтобы изменить всю систему прежних.

Понадобится огромная воля, чтобы принять эти Четыре Соглашения, но если ты сможешь решиться начать поступать в соответствии с ними, то жизнь просто преобразится. Ты увидишь, как развеется вся эта адская драма. Вместо того чтобы жить в инфернальном сне, ты создаешь новое сновидение — собственный райский сон.

Глава 2

Первое Соглашение

Твое слово должно быть безупречным

Первое Соглашение — самое важное, и поэтому выполнить его труднее всего. Оно настолько важно, что позволяет подняться на тот уровень существования, который я называю раем на земле.

Первое Соглашение состоит в том, что: Твое слово должно быть безупречным.

Звучит очень просто, но оно невероятно могущественно.

Почему предъявляются такие требования к слову? Слово есть сила, которую вы создаете сами. Ваше слово — дар, исходящий непосредственно от Бога. О сотворении Вселенной Евангелие от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Посредством слова вы выражаете творческую энергию. Бытие всего сущего творится при участии слова. На каком бы языке вы ни говорили, ваши намерения выражаются посредством слова. То, что вы видите во сне, чувствуете, что в действительности собой представляете — все находит свое воплощение в слове.

Слово — не просто звук или графический символ. Слово это сила, могущественная способность человека самовыражаться и общаться, думать — и, таким образом, создавать события своей жизни.

Люди могут говорить. Никакое другое животное на Земле не способно на это. Слово — мощнейшее орудие человека; это магический инструмент. Но, подобно обоюдоострому мечу, оно может как породить удивительно красивый сон, так и уничтожить все вокруг. Одна грань — злоупотребление словом, творящее настоящий ад. Другая — выверенность слова, создающая красоту, любовь и рай на земле. В зависимости от того, как оно используется, слово может освобождать или порабощать. Трудно представить все могущество слова.

Любые чары основаны на слове. Само по себе оно волшебно, но злоупотребление им — черная магия.

Слово настолько могущественно, что способно изменять жизнь или уничтожать миллионы людей. Когда-то один человек в Германии при помощи слова манипулировал целым государством с довольно высоким уровнем образованности его граждан. Силой своих речей он вверг страну в мировую войну. Убедил людей совершать неслыханные зверства. Словом он подогревал человеческий страх, и, подобно громадному взрыву, убийства и война объяли весь мир. Люди уничтожали людей, потому что боялись друг друга. Еще не одно столетие человечество будет помнить слово Гитлера, основанное на порожденных страхом верованиях и соглашениях.

Человеческий разум — благодатная почва. Мнения, идеи, понятия — это семена. Вы бросаете в землю зернышко, мысль, и оно прорастает. Слово подобно семени, а человеческий разум необычайно плодороден! Единственная сложность состоит в том, что его нередко используют для посева зерен страха.

Разум любого человека плодороден, но только для тех семян, принять которые он готов. Поэтому так важно видеть, для какого рода семян возделывается почва нашего ума, и готовить его для семян любви.

Гитлер посеял страх; обильный его урожай стал причиной катастрофических разрушений. Помня о грозной мощи слова, мы не можем не осознавать: то, что исходит из наших уст, имеет колоссальную силу. Как только в голове укоренится боязнь или сомнение, может случиться целая вереница драматических событий.

Слово подобно колдовству, и люди пользуются им как черные маги, бездумно заклиная друг друга.

Каждый человек — маг, и он может или заклинать кого-нибудь, или снимать заклятие. Высказывая свои суждения и взгляды, мы постоянно прибегаем к заклинаниям.

Например, я встречаю приятеля и высказываю ему мысль, которая только что взбрела мне в голову. Я Говорю: «Хм! У тебя цвет лица как у потенциального онкологического больного». Если он выслушает меня и согласится с этим, в течение года у него будет рак. Вот каково могущество слова.

В процессе вашего «одомашнивания» родители, братья и сестры говорили что-то о вас, совершенно не задумываясь. Вы прислушиваетесь к их мнению, и страхи одолевают вас постоянно: а ведь я и впрямь скверно плаваю, никудышный спортсмен, коряво пишу.

Кто-то решает поделиться своим мнением и говорит: «Погляди, эта девочка просто уродка!» Она прислушивается, верит и растет с мыслью о том, что это так. Не имеет никакого значения, насколько девочка действительно красива, — до тех пор, пока ее сковывает соглашение, она верит, будто и впрямь безобразна. Такова сила магического влияния слова.

Захватив внимание, слово внедряется в сознание и меняет систему установок в лучшую или худшую сторону.

Вот еще один пример: вы поверили, что глупы, и мысль эта сидит в вас столько, сколько вы помните себя. Это соглашение — хитрая штука: есть много способов, заставляющих поверить, будто вы глупы. Что-то делаете и в то же время думаете: «Конечно, я хотел бы быть умным, но я глуп, иначе не сделал бы этого». В голове может быть множество мыслей, однако втемяшилась именно эта вера в собственное недомыслие, и мы целыми днями только о нем и думаем.

Но однажды кто-то привлечет ваше внимание и при помощи слов объяснит, что вы умны. Вы поверите этому человеку и составите новое соглашение. В результате — нет ни мыслей о глупости, ни глупых поступков. Силой слова заклятье разрушено. И наоборот, если вы верите, что глупы, а некто, завладев вашим вниманием, скажет: «Да, глупее тебя я еще не встречал», — соглашение укрепится и обретет еще большую силу.

Теперь разберемся, что подразумевает точность слова. Имеется в виду его безупречность, «безгрешность» — по-английски impeccability. Impeccable — производное от латинского pecatus, что означает «грех». А приставка im в слове impeccable, означает «без», то есть impeccable значит «без греха».

Различные религии толкуют о грехе и грешниках, но давайте разберемся, что на самом деле означает грешить. Грех — это то, что вы делаете вопреки самому себе. Что чувствуете, во что верите или что говорите против себя. Вы поступаете противоречиво, когда осуждаете или укоряете себя за что бы то ни было. Быть безупречным — прямо противоположное состояние. Быть безупречным — значит не идти против себя. Когда вы безупречны, то отвечаете за свои действия, но не осуждаете и не стыдите себя.

С этой точки зрения понятие греха переходит из плоскости морали или религии в плоскость здравого смысла. Грех начинается с отвержения самого себя. Самоотвержение — тягчайший «грех». Если использовать религиозную терминологию, то самоотвержение — «смертный грех», то есть ведущий к смерти. С другой стороны, безупречность ведет к жизни.

Быть безупречным в словах — значит не использовать слово против себя. Если я встречаю вас на улице и называю глупым, то очевидно использую слово против вас. Но в действительности — против себя, ибо меня за это возненавидят, а ненависть не сулит мне ничего хорошего. Поэтому если я разгневаюсь и всю эмоциональную отраву выплесну при помощи слова, то использую его против самого себя.

Если я люблю себя, то проявлю это чувство и в своих отношениях с окружающими, и при этом буду точен в словах, ибо их воздействие вызовет адекватную реакцию. Если я люблю, то и меня полюбят. Если оскорбляю, то и меня оскорбят. Если признателен, то и мне будут признательны. Если эгоистичен в отношениях с вами, то эгоистичны будут и со мной. Если я использую слово, чтобы послать заклятье, то заклинать будут и меня.

Безупречность в словах — это правильное использование энергии. Безупречность значит использование энергии ради истины и любви к самому себе. Если вы принимаете самого себя, вас будет пронизывать истина, очищающая изнутри от эмоциональной отравы. Но принять такое Соглашение сложно, потому что мы привычны к иному. Общаясь с другими и, что более важно, с самими собой, мы привыкли ко лжи. Мы не безупречны в словах.

В аду силой слова злоупотребляют. Люди используют его, чтобы проклинать, упрекать, судить, уничтожать. Конечно, бывает и слово во благо, но не слишком часто. Главным образом мы используем его, чтобы распространять отраву: выразить гнев, ревность, зависть, ненависть. Слово, эту белую магию, мощнейшее дарование человечества, мы используем против самих себя.

Человек планирует месть. Словами он создает хаос. Использует слово, чтобы спровоцировать вражду между расами, разными людьми, семьями, народами. Люди довольно часто злоупотребляют словом, и так они создают и увековечивают адский сон. Злоупотребление словом состоит еще и в том, что мы тянем друг друга вниз и поддерживаем друг в друге состояние страха и сомнения. Поскольку человеческое слово — магия, а злоупотребление словом — черная магия, мы постоянно прибегаем к последней, даже не ведая о волшебных свойствах слова.

Например, одна очень добрая, интеллигентная женщина горячо любила свою дочь. Но однажды она вернулась домой после неудачного рабочего дня, уставшая, с ужасной головной болью. Ей хотелось покоя и тишины, а ее дочь в это время пела и весело прыгала. Девочка не понимала, что чувствует мать; она пребывала в собственном мире, витала в своем сне. Дочь чувствовала себя чудесно, а потому пела все громче и громче, выражая радость и любовь. От всего этого головная боль матери усилилась, и на мгновение она потеряла самообладание. Женщина сердито глянула на очаровательную малышку и сказала: «Умолкни! У тебя отвратительный голос. Замолчи сейчас же!»

Истина в том, что мать просто не могла вынести этого шума, а не в том, будто голос девочки был отвратительным. Но дочь поверила матери, и в тот момент у нее возникло соглашение с собой. После этого случая она больше не пела, потому что поверила, будто ее отвратительный голос будет всем действовать на нервы. В школе девочка постоянно стыдилась и, если ее просили спеть, отказывалась. У нее даже возникли сложности в общении с окружающими. Это новое соглашение все изменило в ребенке.

Она поверила, что должна подавить в себе эмоции, чтобы ее принимали и любили.

Всякий раз, когда человек слышит чье-то мнение и верит ему, он составляет договор, который становится частью его системы верований.

Маленькая девочка выросла, но, даже имея красивый голос, никогда больше не пела. Одного заклятия хватило, чтобы у нее выработался целый комплекс. И в этом повинен самый любящий человек — собственная мама. Женщина не обратила внимания на то, какие последствия имело ее слово. Не заметила, что прибегла к черной магии и наложила заклятье на свою дочь. Она просто не осознала силы слова, и поэтому ее нельзя винить. Мать повторила то, что ее собственные родители и другие неоднократно делали с ней. Они точно так же злоупотребляли своим словом.

Сколько раз мы делаем это с нашими детьми? Выплескиваем на них подобные суждения, а они потом многие годы живут с заклятьем. Любящие подвергают нас действию черной магии, не ведая, что творят. Именно поэтому мы должны простить их: они не понимают, что делают.

Другой пример: вы просыпаетесь утром со счастливым ощущением. Чувствуете себя прекрасно, проводите час-другой перед зеркалом, прихорашиваясь. Одна из ваших лучших подруг говорит: «Что это с тобой? Ты плохо выглядишь. В этом платье ты смотришься просто смешно».

И все. Этого достаточно, чтобы повергнуть человека в преисподнюю. Возможно, подруга хотела вас уязвить. Ей это удалось. За ее замечанием стояла вся мощь слова. Если вы примете это мнение, то появится соглашение, которому вы впоследствии отдадите свою силу. Такое высказывание становится черной магией.

Заклятье трудно снять. Единственное, что его преодолеет, — новое соглашение, основанное на истине. Истина — важнейшая часть безупречного слова. По одну сторону от меча — ложь, создающая черную магию, а по другую — истина, освобождающая от нее и способная сделать нас свободными.

Обратите внимание на ежедневное общение людей и подумайте, сколько раз они заклинают друг друга. Со временем такое взаимодействие превращается в совершенно черную магию, которую принято называть сплетней.

Сплетня — худшая разновидность черной магии, поскольку это — чистейшая отрава. Мы научились сплетничать по соглашению. Еще в детстве слышали, как вокруг нас без умолку злословили взрослые, судача о других. Они обсуждали даже совершенно посторонних людей. С их сплетнями передавалась эмоциональная отрава, а мы учились воспринимать это как нормальный способ общения.

Сплетничанье превратилось в главную форму взаимоотношений между людьми. Это скверное чувство сближает нас. Есть давняя поговорка: «Два сапога пара». В преисподней люди не хотят страдать поодиночке. Страх и мучение — важнейшая составная часть мирового сна; с их помощью он подавляет нас.

Если уподобить человеческий разум компьютеру, то сплетню можно сравнить с вирусом. Компьютерный вирус — написанный на языке программирования алгоритм, соответствующий другим кодам, но намеревающийся вредить. Этот код нежданно-негаданно встраивается в программное обеспечение машины. После чего она начинает работать некорректно или вообще перестает функционировать, так как программы выдают противоречивые сообщения.

Так и человеческая сплетня. Допустим, после долгого ожидания вы начинаете слушать новый курс нового педагога. В первый же день вы случайно встречаете кого-то, кто его уже прослушал, а тот возьми да скажи: «Хилый из него преподаватель! Сам не знает, что несет, — извращенец какой-то!»

И слово, и эмоциональный заряд, с которым его произнесли, моментально отпечатываются в уме, хотя вы и не знаете, с какой целью это было сделано. Ваш знакомый мог не сдать экзамен или высказать какие-то догадки на основе собственных страхов и предубеждений, но поскольку вы привыкли по-детски впитывать информацию, какая-то часть сплетни запоминается по дороге в аудиторию. Преподаватель начинает говорить, а вы чувствуете, как внутри вас активизируется отрава, и не осознаете, что смотрите на преподавателя глазами сплетника. Затем вы начинаете делиться с другими однокурсниками, и они смотрят на лектора точно так же: как на хилого специалиста и извращенца. Вам уже не по душе его курс лекций, и вы вскоре решаете его оставить. Вы обвиняете преподавателя, а виновата сплетня.

Все эти недоразумения могут быть вызваны одним небольшим компьютерным вирусом. Одна маленькая дезинформация способна нарушить общение между людьми, заражая каждого, кого это касается, и делая его заразным для других. Представьте себе, что всякий раз, когда вам передают сплетню, в ваш разум внедряют вирус, нарушая способность ясно мыслить. Затем представьте, что, в попытке привести свои мысли в порядок и уменьшить действие отравы, вы превращаетесь в сплетника и передаете вирус дальше.

А теперь вообразите бесконечное повторение этой схемы в общении между людьми на Земле. В результате все люди могут считывать информацию только по каналам, которые заражены распространяющимся вирусом. Напомню, Толтеки его назвали митоте, представляющую собой постоянно звучащую в сознании хаотическую разноголосицу.

Черные маги, или «компьютерные хакеры», преднамеренно распространяющие вирус, еще опаснее. Вспомните, как вы или кто-то другой злились и жаждали мести. Из мести что-то сказали человеку или о нем, желая распространить яд и заставить его плохо о себе думать. В детстве мы делаем это бездумно, а вот когда вырастаем, то начинаем просчитывать способы уязвления других людей. Мы сами себя обманываем, утверждая, будто воздали недругу по заслугам.

Если смотреть на мир сквозь призму вируса, можно оправдать самое жестокое поведение. Мы не видим, что злоупотребление словом повергает нас еще глубже в преисподнюю.

В течение многих лет мы воспринимали сплетни и заклятья, содержащиеся не только в чужих словах, но и в том, как мы используем их по отношению к самим себе. Мы постоянно обращаемся к себе и говорим что-то вроде: «О, я растолстела и выгляжу уродливо. Старею. Лезут волосы. Я глупа и ничего не понимаю. Ничего из меня не выйдет, и я никогда не достигну совершенства». Видите, как мы обращаем против себя слово? Нам давно уже следовало разобраться, что оно собой представляет и что делает с нами.

Если вы принимаете Первое Соглашение «будьте безупречны в словах», то вы на пороге изменений, которые могут произойти в вашей жизни. Сначала в отношении к себе, а там и в общении с другими людьми, особенно с теми, кого любите больше всего.

Подумайте, сколько вы сплетничали о самом любимом человеке, чтобы добиться от чужих людей одобрения вашей точки зрения. Сколько раз привлекали внимание людей и распространяли отраву о своих любимых, чтобы оправдать собственные соображения? Ваше мнение — только ваша точка зрения. Это не обязательно истина. Оно основано на ваших верованиях, эго и сне. Мы творим весь этот яд и распространяем среди других, просто чтобы оправдать свою точку зрения.

Если вы приняли Первое Соглашение и будете безупречны в словах, эмоциональный яд уйдет из мыслей и любого вашего общения, включая вашу любимую собаку и кошку.

Безупречность и точность в употреблении слова защитит вас от чужой черной магии. Плохие мысли возникают только тогда, когда разум предоставляет им благодатную почву. А если вы будете точны, такой почвы для слов черной магии не найдется. Это скорее будет благодатная почва для слов любви. Такую точность и безупречность вашего слова можно измерить уровнем любви к себе. Степень любви к себе и чувствования самого себя пропорциональна качеству и цельности слова. Если слово безупречно, у вас хорошее самочувствие, вы счастливы и спокойны.

При помощи Соглашения о безупречности слова можно преодолеть адский сон.

Сейчас я сажаю такое семечко в ваших мыслях. Прорастет оно или нет, зависит от того, насколько они — благодатная почва для зерен любви.

Вы решаете, заключать ли договор: я безупречен в своих словах.

Взрастите это зернышко в мыслях, и по мере роста оно породит множество зерен любви взамен семян страха. Благодаря Первому Соглашению поменяется вид зерен, для которых ваш разум — плодородная почва.

Будь безупречен в словах. Это Первое Соглашение необходимо заключить, если хочешь быть свободным, счастливым, если хочешь преодолеть тот тип существования, который является адом.

У слова огромная сила. Пользуйтесь ею правильно. Используйте слово, чтобы разделить любовь. Прибегайте к белой магии, начинающейся с вас. Скажите себе, насколько вы удивительны, насколько велики. Скажите, как себя любите.

Используйте слово, чтобы разорвать подростковые мелкие соглашения, заставляющие вас страдать.

Это возможно. Возможно, потому что я сделал это, а я — не лучше вас. Нет, мы одинаковы. У вас такой же разум, такое же тело, мы — люди. Если мне удалось разорвать прежние соглашения и создать новые, то и вы сможете. Я могу быть безупречен со словом, а почему вы — нет? Уже одно это соглашение может изменить вашу жизнь. Точность слова способна привести вас к личной свободе, к огромному успеху и достатку; страх пройдет и преобразится в радость и любовь.

Подумайте, на что вы способны с безупречным словом. С ним вы можете преодолеть страшный сон и жить другой жизнью. Можете быть в раю среди тысяч людей, живущих в преисподней, потому что у вас к ней иммунитет.

Вы можете достичь царства небесного благодаря Соглашению: Ваше слово должно быть безупречным.

Глава 3

Второе Соглашение

Наши рекомендации