Сфинксы из Луксорского храма с ликом Аменхотепа III были в 1832 г. вывезены в Россию и водружены на Университетской набережной в Петербурге.
Особая достопримечательность Луксорского храма — аллея сфинксов с бараньими головами. Остальные сфинксы, дошедшие до нас, изображались с головой человека.
Скульптура.
В эпоху Нового царства скульпторы продолжают придерживаться канонов, однако в их работах усиливаются декоративность и индивидуализация образов. Например, создаются стилистически различные портреты Аменхотепа III — от идеализированных, канонических изображений (колоссы Мемнона, сфинксы Аменхотепа) до вполне индивидуализированных портретов, передающих не толь ко внешний облик, но и характер.
На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, в начале XIV в. до и.'). был построен храм. От него остались две огромные статуи, почти 20-метровой высоты из монолитных блоков песчаника, известные под названием колоссов Мемнона. Каждая из них изображает сидящего на троне фараона с лежащими на коленях руками.
Строительству монументальных храмов сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Назначение ее не ограничивалось сферой заупокойного культа.
Помимо монументальной скульптуры эпоха Нового царства оставила многочисленные произведения пластики малых форм.Одним из лучших образцов малой пластики такого типа является туалетная фигурки с цветком розового священного лотоса в руках.
В отличие от предшествующего периода в строгий канон вносится утонченность: пропорции фигур стали более изящными, силуэты — удлиненными и стройными, формы — более округлыми.
Позы скульптур традиционны: левая нога выдвинута вперед, обе ступни стоят на земле, но кажется, что фигура находится в движении.
Росписи.В эпоху Нового царства важное значение придавалось настенным росписям. Усилившиеся во всех областях искусства декоративные тенденции в первую очередь нашли отражение в живописи. Стенопись царских гробниц вызывала в памяти развернутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались сюжетными композициями.
В эпоху Нового царства ритуальные сцены царских гробниц по сюжету и стилю исполнения напоминали графику, а росписи некрополя фиванской знати отличались большой живописностью. В композициях выделялись три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни. Расположение композиций отвечало планировке гробниц.
Характерный пример искусства Но-го царства — роспись «Охота в ниль-их зарослях»из Фив (Британский му-й). На ней подробно показаны при-м охоты, растительность и животный Ф Нила. Фараон как самый главный | иерархии выделен большим разме-м, маленькая женская фигурка у его и1 — это жена.
Наряду с монументальными роспи-ми создаются иллюстрации к кано-ческим текстам «Книги мертвых».
Амарнский период
Яркий период искусства Древнего Египта связан с правлением фараона — Эхнатон («Дух Атона»). Столица из Фив была перенесена в Ахетатон (Тель-эль-Амарна, отсюда название стиля в египетском искусстве — амарнский).
Архитектура.
Во время царствования Эхнатона произошли решительные изменения в архитектуре. Так, город Ахетатон был построен на основе новой свободной планировки, отличной от традиционной сотовой внутри квадрата. Такая планировка во многом была обусловлена расположением Ахетато-на на берегах извилистого Нила.
Скульптура и росписи.В амарнский Период перемены в большей мере затронули изобразительное искусство, архитектуру.
Лучшее, что было создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, свидетельствующие о лирической трактовке их Внешности.
Мастера вырабатывают новые иконографические приемы изображения фараона — отказ от идеализации, точная передача индивидуальных черт и характерных особенностей строеНия тела: удлиненного овала лица, утяжеленной нижней челюсти, своеобразной посадки головы на длинной Шее, округлых бедер, тонких рук и ног.
Прекрасен портрет Нефертити в высокой синей тиаре (первая четверть XIV в. до н.э.). Этот гармоничный и утонченный образ поражает благородной сдержанностью и необыкновенным очарованием. Желая придать ему как можно больше правдоподобия, скульптор наметил даже морщинки возле углов рта. У царицы длинная стройная шея и горделивая посадка головы. Бюст выполнен из известняка и раскрашен. Теплый золотистый цвет кожи оттенен синим цветом тиары. Портрет почти полностью завершен, не хватает только изображения левого глаза. Исследователи полагают, что так было сделано специально, потому что законченное произведение египтяне предназначали для души умершего, а портрет был сделан при жизни Нефертити скульптором Тутмесом (надо отметить, что художники в Древнем Египте были уважаемыми людьми, поэтому до нас дошли многие их имена).
Второе скульптурное изображение Нефертити сохранилось значительно хуже. Головной убор отсутствует, краски стерлись, а может, их и не было, но это не повлияло на выразительность и очарование юного лица с улыбкой, едва тронувшей губы. Этот портрет достоин стоять в ряду поэтичнейших женских образов мирового изобразительного искусства.
Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Сцены семейной жизни царя, держащего на коленях маленькую дочь рядом с женой Нефертити под лучами бога Атона, проникнуты нежностью и любовью.