Сфинксы из Луксорского храма с ликом Аменхотепа III были в 1832 г. вывезены в Россию и водружены на Университетской набережной в Петер­бурге.

Особая достопримечательность Лук­сорского храма — аллея сфинксов с бараньими головами. Остальные сфин­ксы, дошедшие до нас, изображались с головой человека.

Скульптура.

В эпоху Нового царства скульпторы продолжают придержи­ваться канонов, однако в их работах усиливаются декоративность и инди­видуализация образов. Например, со­здаются стилистически различные пор­треты Аменхотепа III — от идеализи­рованных, канонических изображений (колоссы Мемнона, сфинксы Аменхо­тепа) до вполне индивидуализирован­ных портретов, передающих не толь ко внешний облик, но и характер.

На просторной равнине, раскинув­шейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, в начале XIV в. до и.'). был построен храм. От него остались две огромные статуи, почти 20-метро­вой высоты из монолитных блоков песчаника, известные под названием ко­лоссов Мемнона. Каждая из них изобра­жает сидящего на троне фараона с ле­жащими на коленях руками.

Строительству монументальных храмов сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Назначение ее не ограничивалось сферой заупокойного культа.

Помимо монументальной скульпту­ры эпоха Нового царства оставила многочисленные произведения плас­тики малых форм.Од­ним из лучших образцов малой плас­тики такого типа является туалетная фигурки с цветком розового священ­ного лотоса в руках.

В отличие от предшествующего пе­риода в строгий канон вносится утон­ченность: пропорции фигур стали бо­лее изящными, силуэты — удлиненны­ми и стройными, формы — более округ­лыми.

Позы скульптур традиционны: левая нога выдвинута вперед, обе ступни стоят на земле, но кажется, что фигура находится в движении.

Росписи.В эпоху Нового царства важное значение придавалось настен­ным росписям. Усилившиеся во всех областях искусства декоративные тен­денции в первую очередь нашли отра­жение в живописи. Стенопись царских гробниц вызывала в памяти разверну­тый свиток папируса, где священные тексты сопровождались сюжетными композициями.

В эпоху Нового царства ритуальные сцены царских гробниц по сюжету и стилю исполнения напоминали графи­ку, а росписи некрополя фиванской знати отличались большой живопис­ностью. В композициях выделялись три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни. Расположение композиций отвечало планировке гробниц.

Характерный пример искусства Но-го царства — роспись «Охота в ниль-их зарослях»из Фив (Британский му-й). На ней подробно показаны при-м охоты, растительность и животный Ф Нила. Фараон как самый главный | иерархии выделен большим разме-м, маленькая женская фигурка у его и1 — это жена.

Наряду с монументальными роспи-ми создаются иллюстрации к кано-ческим текстам «Книги мертвых».

Амарнский период

Яркий период искусства Древнего Египта связан с правлением фараона — Эхнатон («Дух Атона»). Столи­ца из Фив была перенесена в Ахетатон (Тель-эль-Амарна, отсюда назва­ние стиля в египетском искусстве — амарнский).

Архитектура.

Во время царствования Эхнатона произошли решительные изменения в архитектуре. Так, город Ахетатон был построен на основе но­вой свободной планировки, отличной от традиционной сотовой внутри квад­рата. Такая планировка во многом была обусловлена расположением Ахетато-на на берегах извилистого Нила.

Скульптура и росписи.В амарнский Период перемены в большей мере затронули изобразительное искусство, архитектуру.

Лучшее, что было создано в этот пе­риод, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, свидетельствующие о лирической трактовке их Внешности.

Мастера вырабатывают новые иконографические приемы изображения фараона — отказ от идеализации, точная передача индивидуальных черт и характерных особенностей строеНия тела: удлиненного овала лица, утяжеленной нижней челюсти, своеобразной посадки головы на длинной Шее, округлых бедер, тонких рук и ног.

Прекрасен портрет Нефер­тити в высокой синей тиаре (первая четверть XIV в. до н.э.). Этот гармо­ничный и утонченный образ поражает благородной сдержанностью и необык­новенным очарованием. Желая придать ему как можно больше правдоподобия, скульптор наметил даже морщинки возле углов рта. У царицы длинная стройная шея и горделивая посадка головы. Бюст выполнен из известняка и раскрашен. Теплый золотистый цвет кожи оттенен синим цветом тиары. Портрет почти полностью завершен, не хватает только изображения левого глаза. Исследователи полагают, что так было сделано специально, потому что законченное произведение египтяне предназначали для души умершего, а портрет был сделан при жизни Нефер­тити скульптором Тутмесом (надо от­метить, что художники в Древнем Егип­те были уважаемыми людьми, поэтому до нас дошли многие их имена).

Второе скульптурное изображение Нефертити сохранилось значительно хуже. Головной убор отсутствует, крас­ки стерлись, а может, их и не было, но это не повлияло на выразительность и очарование юного лица с улыбкой, едва тронувшей губы. Этот портрет до­стоин стоять в ряду поэтичнейших жен­ских образов мирового изобразитель­ного искусства.

Впервые в истории египетского ис­кусства появилось изображение фа­раона в кругу семьи. Сцены семейной жизни царя, держащего на коленях маленькую дочь рядом с женой Нефер­тити под лучами бога Атона, проник­нуты нежностью и любовью.

Наши рекомендации