Предметые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
знать/понимать:
- основные жанры (песня, танец, марш);
- главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров: оперы и балета;
- особенности звучания знакомых музыкальных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять жанровое начало музыки;
- оценивать эмоциональный характер музыки с учетом терминов: мажорный и минорные лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова);
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, правильном интонировании, импровизации, игре на простейших музыкальных инструментах);
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 5 классе (не менее трех).
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы(прозы и поэзии), изобразительного искусства(живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра(оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление
учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”
(18 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности - музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебного материала 5 класса, предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает.
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры - например, сказки Г.-Х. Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя...»; жанр «музыкальная басня» -Г. Малер. «Похвала знатока»; общие для литературы и музыки понятия - интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия - пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т. д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
- историей (изучение древнегреческой мифологии - пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при
параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо
«методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, формирование музыкального мышления, представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата проведфактически | Виды деятельности учащихся | Примечания |
Музыка и литература. Что роднит музыку с литературой | 06.09 | Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно – образный анализ музыки. Хоровое пение. | ||||
Вокальная музыка | 13.09 | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушенной музыки. | ||||
Вокальная музыка | 20.09 | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушенной музыки. | ||||
Вокальная музыка | 27.09 | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушенной музыки. | ||||
Фольклор в музыке русских композиторов | 04.10 | Интонационно – образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Нарисовать героя из народной сказки «Кикимора» | ||||
Фольклор в музыке русских композиторов | 11.10 | Интонационно – образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Нарисовать героя из народной сказки «Кикимора» | ||||
Жанры инструментальной и вокальной музыки | 18.10 | Сочинение сказки в восточном стиле.Слушание музыки. Хоровое пение. | ||||
Вторая жизнь песни | 25.10 | Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на муз. инструментах)Хоровое пение. | ||||
Вторая жизнь песни | 01.11 | Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на муз. инструментах)Хоровое пение. | ||||
«Всю жизнь мою несу родину в душе…» | 15.11 | Интонационно – образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия | ||||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 22.11 | Хоровое пение. Беседа интонационно – образное сопоставление музыки и литературных произведений | ||||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 29.11 | Хоровое пение. Беседа интонационно – образное сопоставление музыки и литературных произведений | ||||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 06.12 | Хоровое пение. Беседа интонационно – образное сопоставление музыки и литературных произведений | ||||
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 13.12 | Чтение сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка». Подбор произведений близких по настроению музыке и картинам. | ||||
Опера – былина Н. А. Римского – Корсакова «Садко» | 20.12 | Интонационно – образный анализ фрагментов из оперы. Написание мини – сочинения по прослушенной музыке | ||||
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 27.12 | Интонационно – образный анализ фрагментов из балета. Беседа по теме. Прослушивание музыки | ||||
Музыка в театре, кино, на телевидении | 17.01 | Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия | ||||
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 24.01 | Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ | ||||
Музыка и изобразите- льное искусство. Что роднит музыку с изобразитель ным искусством? | 31.01 | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | ||||
«Небесное и земное» в звуках и красках | 07.02 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль | ||||
«Звать через прошлое к настоящему» | 14.02 | Слушание музыки. Устный контроль. Анализ произведений. Работа с творческой тетрадью | ||||
Музыкальная живопись и живописная музыка | 21.02 | Слушание музыки. Рассматривание картин. Хоровое пение. Творческое задание на дом | ||||
Музыкальная живопись и живописная музыка | 28.02 | Слушание музыки. Рассматривание картин. Хоровое пение. Творческое задание на дом | ||||
Колокольные звоны в музыке и изобразитель ном искусстве | 07.03 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Беседа по теме. Хоровое пение | ||||
Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 14.03 | Слушание музыки. Музыкальная викторина по теме. Хоровое пение. Мини-сочинение об услышанной музыке | ||||
Волшебная палочка дирижёра | 21.03 | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (работа с карточками) | ||||
Образы борьбы и победы в искусстве | 04.04 | Слушание музыки. Музыкальная викторина. Беседа по теме занятия | ||||
Застывшая музыка | 11.04 | Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно – образный анализ. Хоровое пение | ||||
Полифония в музыке и живописи | 18.04 | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | ||||
Музыка на мольберте | 25.04 | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин) | ||||
Импрессионизм в музыке и живописи | 16.05 | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | ||||
«О подвигах, о доблести, о славе…» | 23.05 | Слушание музыки. Чтение стихотворений (по выбору учащихся). Хоровое пение | ||||
«В каждой мимолётности вижу я миры…» | 30.05 | Беседа по теме урока. Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | ||||
Мир композитора | 30.05 | Урок – концерт (пение песен по выбору). Слушание музыки. Устный контроль | ||||
Всего: |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ