Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: количественные, порядковые числительные в пределах 20; состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; десятичный состав
Учащиеся должны знать:
количественные, порядковые числительные в пределах 20;
состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
линии — прямую, кривую, отрезок;
единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Примечания.
1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.
2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
Математика. Учебник А. А. Хилько Математика 1 класс
Учащиеся должны знать:
- Количественные, порядковые числительные в пр.20.
- Состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых.
- Десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе.
- Линии – прямую, кривую, отрезок.
- Единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1к., 1р., 1см., 1дм., 1кг., 1л., соотношение 1дм.=10см.
- Название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- Читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пр.20, присчитывать по 1,2,3,4,5.
- Выполнять сложение, вычитание чисел в пр.10, в пр.20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10.
- Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие.
- Узнавать монеты, заменять одни монеты на другие.
- Чертить прямую линию, отрезок заданной длинны, измерять отрезок.
- Сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно).
- Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Дата | Тема | Кол. час. | Реализация обязательного образовательного уровня. |
02.09 | Один – много, остальные. | Учить сравнивать множества, состоящие из 1-го или нескольких компонентов. | |
03.09 | Большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру, равные. | Учить сравнивать предметы по размеру. | |
04.09 05.09 | Круг. Сравнение фигур. | Познакомить с геометрической фигурой - кругом. Учить сравнивать геометрические фигуры. | |
06.09 | Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой ( равной) длины. | Учить сравнивать предметы по длине. | |
09.09 | Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой (равной) ширины. | Учить сравнивать предметы по ширине. | |
10.09 | Высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой (равной) высоты. | Учить сравнивать предметы по высоте. | |
11.09 | Глубокий – мелкий, глубже – мельче, одинаковой (равной) глубины. | Учить сравнивать предметы по глубине. | |
12.09 | Толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины. | Учить сравнивать предметы по толщине. | |
13.09 | Тяжелый – легкий, тяжелее – легче, одинаковые (равные) по тяжести. | Учить сравнивать предметы по тяжести. | |
16.09 | Треугольник. Сравнение фигур. | Познакомить с геометрической фигурой - треугольником. | |
17.09 | Много – мало, несколько, больше – меньше, столько же (равное количество). | Учить сравнивать различные множества предметов. | |
18.09 | Впереди – позади. | Учить ориентироваться в пространстве. | |
19.09 | Слева – справа. | Учить ориентироваться в пространстве. | |
20.09 | Вверху – внизу. | ||
23.09 | Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там. | ||
24.09 | Рядом, около, в центре, между, в середине. | Учить находить место предмета, относительно др. предметов, используя предлоги: рядом, около, в центре, между, в середине. | |
25.09 | Под, у, над, в, внутри, за, перед. | ||
26.09 | Квадрат. Сравнение фигур. | Познакомить с геометрическими фигурами. Учить сравнивать геометрические фигуры. | |
27.09 | Положение предметов в пространстве. | Закрепить умение ориентироваться в пространстве. | |
30.09 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | Дать понятие «сутки». Познакомить с частями суток: утро, день, вечер, ночь. | |
01.10 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | Совершенствовать временные представления. | |
02.10 | Быстро – медленно. | Учить сравнивать скорость действия. | |
03.10 | Прямоугольники. Сравнение фигур. | Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. | |
04.10 07.10 | Число и цифра 1. | Дать понятие о числе 1, познакомить с цифрой 1. | |
08.10 | Монета 1 копейка. | Познакомить с монетой 1 копейка. | |
09.10 | Число и цифра 2. | Дать понятие о числе 2, познакомить с цифрой 2. | |
10.10 11.10 | Числовой ряд 1, 2 и 2, 1. | Дать понятие о числовом ряде. | |
14.10 15.10 | Состав числа 2. | Познакомить с составом числа 2. | |
16.10 17.10 | Сравнение чисел 1 и 2. | Дать понятие об отношении «больше» и «меньше». Учить сравнивать множества предметов. | |
18.10 | Точка. Линии: прямая, кривая. | Познакомить с линиями. | |
21.10 | Число и цифра 3. | Дать понятие о числе 3, познакомить с цифрой 3. | |
22.10 | Контрольная работа. | Проверить знания, умения и навыки учащихся. | |
23.10 | Работа над ошибками. | Проработать ошибки контрольной работы. | |
24.10 25.10 | Числовой ряд 1, 2, 3 и 3, 2, 1 | Познакомить с прямой и обратной последовательностью чисел. | |
28.10 29.10 | Состав числа 3. | Познакомить с составом числа 3 из 2-3 слагаемых. | |
30.10 31.10 | Сравнение чисел 1, 2, 3. | Учить сравнивать предметные множества. Познакомить со знаками <, >, =. | |
Сложение. Примеры на сложение в пр. 3. | Дать понятие об математической операции «сложение». Познакомить с записью примера. | ||
Вычитание. Примеры на вычитание в пр. 3. | Дать понятие о математической операции «вычитание». Познакомить с записью примера. | ||
Математическая задача: условие, вопрос, решение, ответ. Задачи на нахождение суммы. | Дать понятие о математической задаче, о её частях: условие, вопрос, решение, ответ. Учить записывать в тетрадях. | ||
Задачи на нахождение остатка. Математическая задача. | Дать понятие о математической задаче и ее частях. Учить записывать их в тетради. | ||
Нахождение суммы и остатка. | Формировать умение решать простые математические задачи, иллюстрируя их на предметных множествах. | ||
Число и цифра 0. | Дать понятие о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить знания о числовом ряде 1-3, 3-1. | ||
Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. | Вводить в речь порядковые числительные. | ||
Сложение и вычитание в пр.3. Нахождение суммы и остатка. | Закрепить умение решать примеры в пр. 3 и простые математические задачи в пр. 3. | ||
Число и цифра 4. | Дать понятие о числе 4, познакомить с цифрой 4. | ||
Числовой ряд 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-4, 4-1, числовой лестнице. | ||
Состав числа 4. | Познакомить с составом числа 4 из 2-х слагаемых. | ||
Сравнение чисел в пр. 4. | Учить сравнивать предметные множества. Закрепить умение пользоваться знаками <, >, =. | ||
Сложение и вычитание в пр. 4 Решение задач. | Формировать умение решать примеры в пр. 4 и простые математические задачи в пр. 4, записывая в тетрадь и иллюстрируя на предметах. | ||
Сложение и вычитание в пр. 4. Решение задач. | Закрепить умение решать примеры в пр. 4, используя палочки, и простые математические задачи. | ||
Сравнение чисел в пр. 4. Решение задач. | Закрепить умение сравнивать предметные множества, записывая при помощи знаков <, >, =. | ||
Число и цифра 5. | Дать понятие о числе 5, познакомить с цифрой 5. | ||
Числовой ряд 1-5 и 5-1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-5 и 5-1, числовой лестнице. | ||
Состав числа 5. | Познакомить с составом числа 5 из 2-х слагаемых. | ||
Сравнение чисел в пр. 5. | Дальнейшее совершенствование умения сравнивать предметные множества, используя знаки <, >, =. | ||
Сложение чисел, дающих в сумме 5. | Формировать умение решать примеры в пр. 5 на сложение. | ||
Вычитание из 5. | Формировать умения решать примеры на вычитание в пр. 5. | ||
Сложение и вычитание в пр. 5. Решение задач. | Закрепить полученные знания, умения и навыки. | ||
Монета 5 копеек. Соотношение монет 1 к. и 5 к. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. | Познакомить с монетой 5 копеек. Учить разменивать монеты. | ||
Сложение и вычитание в пр. 5. Решение задач. | Закрепить полученные знания, умения и навыки. | ||
Число и цифра 6. | Дать понятие о числе 6, познакомить с цифрой 6. | ||
Числовой ряд 1-6 и 6-1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-6 и 6-1. | ||
Состав числа 6. | Познакомить с составом числа 6 из 2-х слагаемых. | ||
Сложение чисел, дающих в сумме 6. | Учить решать более сложные примеры (в 2 действия), записывая промежуточный результат наверху. | ||
Вычитание из 6. | |||
Переместительное свойство сложения. | Познакомить с переместительным свойством сложения. | ||
Сравнение чисел в пр. 6. | Закрепить умение сравнивать предметные множества, используя знаки <, >, =. | ||
Сложение и вычитание в пр. 6. Решение задач. | Закрепить полученные знания, умения и навыки учащихся. | ||
Число и цифра 7. | Дать понятие о числе 7, познакомить с цифрой 7. | ||
Числовой ряд 1-7 и 7-1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-7 и 7-1. | ||
Состав числа 7. | Познакомить с составом числа 7 из 2-х слагаемых. | ||
Сложение чисел, дающих в сумме 7. | Совершенствование умения решать примеры на сложение. | ||
Вычитание 1 и 2 из 7. | Совершенствование умения решать примеры на вычитание. | ||
Сложение и вычитание в пр. 7. | Закрепление умения решать примеры в 1 и 2 действия в пр.7. | ||
Построение прямой линии, проходящей через одну, две точки. | Учить проводить прямую линию через одну, две точки. | ||
Число и цифра 8. | Познакомить с с цифрой 8, дать понятие о числе 8. | ||
Числовой ряд 1-8 и 8-1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-8 и 8-1. | ||
Состав числа 8. | Познакомить с составом числа 8 из 2-х слагаемых. | ||
Сравнение чисел в пр. 8. | Совершенствование умения сравнивать предметные множества, используя знаки. | ||
Сложение и вычитание в пр.8. Решение задач. | Закрепить умение решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 8. | ||
Сравнение чисел в пр. 8. | Закрепление умения сравнивать числовые множества, используя знаки <, >, =. | ||
Сложение и вычитание в пр. 8. Решение задач. | Закрепление умения решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 8. | ||
Решение примеров и задач в пр.8. | |||
Геометрические тела. | Дать понятие геометрических тел, учить различать геометрические тела. | ||
Контрольная работа. | Проверить знания, умения и навыки учащихся. | ||
Работа над ошибками. | Проработать ошибки контрольной работы. | ||
Число и цифра 9. | Дать понятие о числе 9, познакомить с цифрой 9. | ||
Числовой ряд 1-9 и 9-1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-9 и 9-1. | ||
Состав числа 9. | Познакомить с составом числа 9 из 2-х слагаемых. | ||
Сравнение чисел в пр. 9. | Закрепить умение сравнивать числовые множества, записывая с помощью знаков <, >, =. | ||
Сложение с суммой 9 и вычитание из 9 (1, 2, 3). | Совершенствование умения решать примеры на сложение и вычитание в пр. 9. | ||
Сложение и вычитание в пр. 9. (4). Решение задач. | Закрепить умение решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 9. | ||
Число и цифра 10. | Дать понятие о числе 10, познакомить с цифрой 10. | ||
Числовой ряд 1-10 и 10-1. | Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-10 и 10-1. | ||
Состав числа 10. | Познакомить с составом числа 10 из 2-х слагаемых. | ||
Сравнение чисел в пр. 10. | Закрепить умение сравнивать числовые множества, записывая посредством знаков. | ||
Сложение в сумме 10. | Совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание в пр. 10. | ||
Вычитание из 10. | |||
Сложение и вычитание в пр. 10. Решение задач. | Закрепить умение решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 10. | ||
Монета 10 копеек. Соотношение монет 1 к. и 5 к. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. | Познакомить с монетой 10 копеек. Учить разменивать монеты, используя 5 к. и 1к. | ||
Сложение и вычитание в пр.10. Решение задач. | Закрепить умение решать примеры и задачи в пр. первого десятка. | ||
Десяток. Соотношение 1 дес.=10 ед. | Дать понятие «десяток», познакомить с соотношением 1дес.=10ед. | ||
Сравнение чисел в пр. 10. | Закрепить умение сравнивать числа первого десятка, используя знаки <, >, =. | ||
Нахождение суммы. | Закрепить умение решать примеры и задачи первого десятка. | ||
Нахождение остатка. | |||
Решение примеров и задач. | Закрепить умение решать примеры и задачи первого десятка. | ||
Контрольная работа за год. | Проверить знания, умения и навыки учащихся. | ||
Работа над ошибками. | Проработать ошибки контрольной работы. | ||
Сложение и вычитание в пр. 10. Решение задач. | Закрепить полученные знания, умения и навыки учащихся. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
ПРОГРАММА
1 класс
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.
Окружающий мир
Учащиеся должны уметь:
· Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу).
· Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.
· Составлять простые нераспространенные предложения.
· Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
- Названия изучаемых предметов, части предмета.
Дата | Тема | Кол. час. | Реализация обязательного образовательного уровня. |
03.09 | Вот и лето прошло! | Уточнить и систематизировать представление учащихся о признаках лета. | |
10.09 | Школьное здание, класс. Правила поведения в школе. Вводное занятие. | Познакомить учащихся со школой и классом в школе. Учить составлять предложения, повторять их. | |
17.09 | Классная комната. | ||
24.09 | Дежурные в классе. | ||
01.10 | Учебные принадлежности. | Дать понятие «учебные принадлежности», познакомить с учебными принадлежностями по таблице. Учить составлять предложения. | |
08.10 | Игрушки. | Дать понятие «игрушки», познакомить с игрушками по таблице. Учить составлять предложения. | |
15.10 | Игрушки и учебные принадлежности. | Учить делать простейшие сравнения по одному основанию; учить составлять предложения, повторять их. | |
22.10 | Осень. Экскурсия в парк. | Формировать умение наблюдать за изменениями в природе. Учить составлять предложения. | |
29.10 | Признаки осени. | Учить обобщать данные наблюдений с использованием картинок и делать простейшие выводы. | |
Овощи: помидор и огурец. | Дать понятие «овощи», познакомить с овощами по таблице. Учить составлять предложения | ||
Овощи: употребление в пищу. | |||
Фрукты: яблоко и груша. | Дать понятие «фрукты», познакомить с фруктами по таблице. Учить составлять предложения | ||
Сравнение овощей и фруктов. | Учить делать простейшие сравнения по одному основанию. Учить составлять предложения, повторять их. | ||
Комнатные растения. | Дать понятие «комнатные растения», познакомить с комнатными растениями по таблице. Учить составлять предложения | ||
Уход за комнатными растениями. | |||
Деревья. | Познакомить с деревьями средней полосы России; учить различать их по листьям. | ||
Зима. Экскурсия в парк. | Формировать умение наблюдать за изменениями в природе. Учить составлять предложения. | ||
Признаки зимы. | Учить обобщать данные наблюдений с использованием картинок и делать простейшие выводы. | ||
Птицы. Внешний вид, части тела. | Дать понятие «птицы», познакомить с птицами по таблице. Учить составлять предложения | ||
Зимующие птицы. | Познакомить с зимующими птицами. Дать понятие «зимующие птицы», познакомить с особенностями их жизни зимой. | ||
Домашние животные. Кошка. | Дать понятие «домашние животные», познакомить с домашними животными по таблице, картинкам. Учить составлять предложения. | ||
Домашние животные: Собака. | |||
Дикие животные: Волк. | Дать понятие «дикие животные», познакомить с дикими животными по таблице, картинкам. Учить составлять предложения. | ||
Дикие животные: Лиса. | |||
Сравнение диких и домашних животных. | Формировать умение делать простейшие сравнения по одному основанию. | ||
Признаки весны. | Формировать умение наблюдать за изменениями в природе. Учить составлять предложения. | ||
Семья. | Дать понятие «семья». Учить составлять предложения, повторять их за другими. | ||
Одежда. | Уточнить и систематизировать представление учащихся об одежде. | ||
Уход за одеждой. | Учить правильно ухаживать за одеждой. | ||
Обувь. | Дать понятие «обувь», познакомить с видами обуви по таблице, картинкам. | ||
Уход за обувью. | Учить правильно ухаживать за обувью. | ||
Охрана здоровья. Части тела. | Познакомить с частями тела человека. Учить слушать учителя. | ||
Санитарно-гигиенические навыки. | Формировать умение пользоваться предметами личной гигиены. | ||
Здравствуй, лето красное! |
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Трудовое обучение.
Учащиеся должны уметь:
- Выслушать и повторить за учителем анализ образца учителя;
- Сравнивать образец изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом;
- Пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя;
- Пространственно ориентироваться при выполнении на плоскости и объемных изделий с помощью учителя;
- Показывать и называть: верх, низ, правую и левую стороны листа; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям;
- Узнавать и анализировать формы предметов с помощью и под руководством учителя;
- Узнавать и называть формы объемных предметов.
Дата | Тема | Кол. час. | Реализация обязательного образовательного уровня. |
02.09 | Вводное занятие. | Познакомить учащихся с разными материалами, используемыми на уроках труда, с поделками других детей, с инструментами. | |
Работа с пластилином. | |||
.09 | Столбики. | Учить скатывать из пластилина столбики равной длины и толщины. | |
09.09 | Лесенка. | Закрепить умение скатывать столбики. Учить составлять из них простые предметы. | |
.09 | Вишенки. | Учить скатывать из пластилина шарики равной величины. | |
16.09 | Яблоко. | Закрепить умение скатывать из пластилина шар. Учить делать вмятины. | |
.09 | Огурец, морковь. | Учить изготавливать из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку. | |
Работа с природным материалом. | |||
23.09 | Сбор природного материала. | Формировать умение собирать необходимый природный материал хорошего качества. | |
.09 | Наклеивание листьев. | Учить правильно, располагать предметы на листе бумаги. | |
30.09 | Наклеивание цветов. | Учить аккуратно, работать с клеем. | |
.10 | Составление букета. | Формировать умение аккуратно работать с засушенным материалом. | |
Работа с бумагой. | |||
07.10 | Бумаги и её свойства. | Познакомить учащихся со свойствами бумаги (гнётся, мнется, складывается, рвется, режется). | |
.10 | Коллекция бумаги. | Учить различать разновидности бумаги (туалетная, альбомная, тетрадная, бархатная, цветная, картон). | |
14.10 | Вырезание Треугольника, круга. | Учить правильно, обводить шаблон и аккуратно вырезать по линии. | |
.10 | Вырезание квадрата, прямоугольника. | Формировать умение правильно обводить шаблон и аккуратно вырезать по линии. | |
21.10 | Вырезание самолетика. | Формировать умение правильно обводить шаблон и аккуратно и ровно вырезать предмет по линии. | |
.10 | Вырезание дидактического материала. | Закрепить умение обводить шаблон и аккуратно и ровно вырезать по линии. | |
28.10 | Пилотка. | Учить изготавливать пилотку из бумаги, путем сгибания и складывания, повторяя за учителем. | |
.10 | Изготовление стаканчика для семян. | Формировать умение изготавливать стаканчик из бумаги путем складывания и сгибания, повторяя за учителем. | |
Работа с пластилином. | |||
Груша, лимон. | Учить изготавливать из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку из шара. | ||
Пирамидка. | Учить лепить пирамидку из колец. Закрепить умение скатывать столбики равной толщины. | ||
Рыбка. | Учить лепить из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку. | ||
Утенок. | Формировать умение лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку, делая вмятины. | ||
Грибы | Закрепить умение лепить столбики. Учить примазывать и расплющивать детали. | ||
Работа с природным материалом. | |||
Еж. | Формировать умение лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку. Учить соединять детали природного материала, втыкая или вдавливая их в пластилин. | ||
Цветок. | |||
Мышка. | Закрепить умение лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку, соединять детали способом вдавливания. | ||
Работа с цветной бумагой. | |||
Цепочка. | Учить нарезать полосочки равной длины и ширины. Вырезать аккуратно и склеивать. | ||
Флажки. | Учить прикладывать шаблон к сгибу из цветной бумаги, обводить его и аккуратно вырезать 2 детали. | ||
Изготовление ёлочных украшений. | Закрепить умение работать с клеем и ножницами. | ||
Работа с пластилином. | |||
Лепка букв. | Закрепить умение скатывать столбики равной толщины. | ||
Лепка цифр. | |||
Стилизованная фигурка человека. | Учить изготавливать различные детали, фигурки и соединять их путем примазывания, накладывая и вдавливая. | ||
Работа с природным материалом. | |||
Птичка. | Закрепить умение лепить предметы овальной формы; соединять детали способом вдавливания. | ||
Кораблик. | Учить соединять разные материалы, примазывая их пластилином. | ||
Сова. | |||
Снеговик. | Закрепить умение лепить предметы шарообразной формы, разные по размеру. | ||
Макет к сказке «Репка» | Закрепить умение изготавливать из пластилина и природных материалов предметы различной формы, соединяя детали путем примазывания, вдавливания, накладывания, сплющивания и т.д. | ||
Макет к сказке «Колобок». | |||
Работа с бумагой. | |||
Аппликация снеговика. | Закрепить умение правильно обводить шаблоны, аккуратно и ровно по контуру вырезать детали, располагать их на листе альбомной бумаги и аккуратно приклеивать. | ||
Аппликация домика. | |||
Аппликация грузовика. | |||
Орнамент. | |||
Работа с нитками. | |||
Нитки. Свойства ниток. | Познакомить учащихся со свойствами ниток (складываются, рвутся, режутся, изгибаются). Учить различать разновидности ниток: для шитья, вышивания, вязания, украшения и т.д. | ||
Составление коллекции ниток. | |||
Работа с нитками. | |||
Витье шнура. | Учить вить шнур по показу и инструкции учителя. | ||
Кисточка к шапочке. | Учить изготавливать кисточку к шапке по показу и инструкции учителя. | ||
Шов «вперед иголкой». | Учить выполнять шов «вперед иголкой». | ||
Шитье по клеточкам | Формировать умение шить по бумаге, регулируя длину стежков по клеточкам. | ||
Шитье по проколам. | Учить шить по готовым проколам на плотной бумаге, заранее регулируя длину стежка. | ||
Вышивание игрушек. | Закрепить умение шить стежком «вперед иголкой», регулируя длину стежков самостоятельно. | ||
Вышивание салфетки. |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Изобразительное искусство.
Учащиеся должны уметь:
- Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
- Выполнять рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги.
- Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии.
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
- Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направления штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
- Различать и называть цвета.
- Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
- Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
- Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.