Самостоятельная работа с информативными текстами
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
III. Изучение нового материала
1. Первобытная культура.
Самостоятельная работа с информативными текстами
Вопрос
Как и почему происходило «окультуривание» человека?
Текст 1
Культура
«Человек разумный» делал из рога фигурки, выцарапывал на кости изображения, рисовал на стенах пещер природными красками целые сцены из собственной жизни.
Люди изображали то, что для них было важным, чаще всего животных, на которых охотились. Иногда из поколения в поколение передавались предания о наиболее удачной охоте и о поддержке, оказываемой им сверхъестественные силы.
Древние люди разыгрывали целые охотничьи сцены: одни представляли животных, другие - охотников. Кажущиеся движения животных составили основу древнейших танцев.
Ученые убеждены, что уже в каменном веке древние люди могли лечить различные болезни, умели ориентироваться в пути, вели учет времени. Научившись обрабатывать землю, учет времени для них приобрел чрезвычайное значение, поскольку человеку крайне необходимо было знать время начала тех или иных земледельческих работ. Кроме этого, ежедневно возникала необходимость рассчитывать на всех количество пищи, орудий труда или оружия. Все это было очень сложно запомнить?
И люди начали делать заметки на стенах пещер, костях животных, дереве.
Со временем возникает необходимость передавать сообщения на большие расстояния - появляется письмо.
(Рисование, вырезание фигурок (скульптура), обучение, устное творчество, театр, танцы, зачатки медицины, астрономия, математика, письменность, религия.)
Текст 2
Стоунхендж
«Стоунхендж - это местность, расположенная на болотистой равнине в юго-западной Англии. Это огромное сооружение, просматривается только с высоты птичьего полета.
Огромные каменные глыбы, закопаны в землю, образуют гигантскую подкову, диаметр которой составляет 15 метров.
Стоунхендж был построен примерно в 2750 до н. е. Название этому месту дали саксы. Оно означает висящее камни. Средневековые писатели называли Стоунхендж «танком великанов». В самом центре этого гигантского сооружения находится Алтарный камень. Вокруг алтарной камня располагаются пять сооружений из двух вертикальных камней, на которых сверху установлен третий. Высота камней доходит 7 метров, весят они до 5 т каждый. Линии, связывающие различные блоки, направленные на важнейшие точки запада и востока Солнца и Луны.
О назначении Стоунхенджа спорят до сих пор. Значение, которым наделяли это сооружение, всегда зависело от эпохи. Так, например, первые исследователи считали его древней обсерваторией, построенной людьми-гигантами для изучения звезд. Позже в гигантской постройке видели прообраз компьютера, а сейчас - зашифрованное послание других цивилизаций»
Текст 3
Альтамира
«В 1868 г. в Испании охотник за козами нашел пещеру, вход в которую был засыпан обвалом.
В 1875 г. эту пещеру посетил археолог Марселино де Саутуола и нашел каменные орудия пещерного человека. Ничего особенного в этом не было. Однако настоящий открыватель Альтамировой пещеры тогда еще только учился ходить.
В 1879г. Саутуола еще раз посетил пещеру, взяв с собой маленькую дочь Марию. Именно она, сидя у отца на плечи, и заметила изображения животных: «Быки! Быки! Нарисованные быки». Когда археолог поднял голову, то увидел огромные фигуры бизонов, лошадей, кабанов, нарисованных красной, черной и коричневой краской. Все стены пещеры были покрыты красочными изображениями животных. Животные будто застыли на бегу.
Древние художники передали не только внешний вид зверя, но и его привычки.
Археолог, открывший пещерную живопись, не сомневался, что все это было создано первобытными художниками, но, когда он опубликовал свою работу, ее встретили с недоверием. Он так и не смог доказать тогда свою точку зрения»
2. Появление письменности.
Эвристическая беседа.
1) Каким образом современный человек передает информацию?
2) Вспомните, как вы учились писать (как учатся писать ваши младшие братья и сестры). Вы сразу научились писать буквы?
3) Как маленькому ребенку легче рассказать о событиях, которые с ней
произошли: нарисовать или написать?
Вывод. В эпоху неолита не было буквенного письма, первобытные люди передавали информацию с помощью зарубок, рисунков, узелков.
3. Появление религиозных верований.
Метод «Мозгового штурма».
Как вы понимаете понятие «религия»? (Все мысли фиксируются на доске)
Работа со словарем
Религия - это вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
Дополнительная информация
Жизнь древнего человека было тесно связано с природой: успех на охоте, позже - урожай, выращенный земледельцами, были жизненно важными вопросами. Люди чувствовали себя бессильными перед явлениями природы - молнией, градом, засухой, бурей. Не понимая причин природных явлений, они старались задобрить их, принося им жертвы. У людей появляется вера в сверхъестественные силы, которые помогут в трудную минуту и принесут успех и достаток.
В земляном полу хижин и пещер кроманьонцев было обнаружено много захоронений. Некоторые скелеты были покрыты ожерельями из камней и ракушек, которые раньше крепились к их сгнившей одежде. Умерших клали в могилы в согнутом положении, с коленями, прижатыми к подбородку. Иногда в могилах находят также различные орудия труда и оружие. Это свидетельствует о том, что у древних людей существовал погребальный культ - обряды, связанные с погребением умерших.
Кроманьонцы рисовали лошадей, бизонов и оленей. Часто на рисунках встречаются и изображения копий, что должно, по замыслу художника, принести удачу во время охоты.
Древние люди вырезали в камне фигурки очень толстых или беременных
женщин. Они также лепили статуэтки из глины, после чего выжигали их на огне. Вероятно, они верили, что такие фигурки принесут им удачу. У земледельческих племен был распространен культ плодородия.
Другими древнейшими формами религии: анимизм – вера в существование духов; магия - колдовство, обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы; тотемизм - вера в родство между группами людей (родами) и тотемами - видами животных и растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами), каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
4. Искусство.
Учитель
Появление зачатков научных знаний, религиозных верований свидетельствовало о развитии первобытных людей, их выделения из мира животных. Еще одним проявлением этого стало искусство.
Наскальные рисунки кроманьонцев были обнаружены во Франции и Испании. Краски и до сих пор сохранили яркость, хотя возраст этих рисунков
превышает 30 тыс. лет.
Наскальная живопись позволяет нам не только оценить уровень развития древних людей, но и узнать об их занятиях, внешнем виде.
В более позднюю эпоху искусство получило прикладной характер - создавались ювелирные украшения, дорогое оружие, посуда.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Фронтальный опрос
1) Связаны ли между собой первоначальная религия и первобытное искусство?
2) Назовите древнейшие формы религии.
3) Знания в каких областях наук были необходимы древнему человеку?
4) Назовите известные вам памятники культуры первобытных людей.
V. Коррекция и рефлексия. Итоги урока.
Учитель
Выводы.
- Уже в древности закладывались основы наук, которые помогали человеку постигать окружающий мир, астрономии, медицины, математики, механики, географии; знания первобытных людей имели прикладной характер - они изучали и исследовали только то, что было для них жизненно необходимым.
- Неспособность понять и объяснить явления природы породила веру людей в сверхъестественные силы и привела к появлению религии; первыми формами религии были язычество, культ плодородия, похоронный культ, тотемизм, анимизм, магия.
- Современная наука имеет немало доказательств того, что уже в эпоху палеолита существовало искусство - наскальная живопись, украшения; позже появилось прикладное искусство.
VI. Домашнее задание