О режиссуре массовых праздников
И.М. ТУМАНОВ
РЕЖИССУРА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА
Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства культуры РСФСР
в качестве учебного пособия для институтов культуры. М., «Просвещение», 1976.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
В основе данного пособия — лекции, прочитанные народным артистом, СССР, профессором И. М. Тумановым в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской. Они освещают некоторые важнейшие вопросы режиссуры массовых форм искусства. В пособии обобщается большой практический опыт автора, впервые выводятся основные положения режиссуры массового праздника и его компонентов — массовых представлений и театрализованных концертов, определяются формы и методы их подготовки и проведения. Осмысление всего этого материала — важнейшая задача для всех, кто посвятит себя созданию массовых праздников, которые занимают все большее место в жизни народов нашей страны.
Пособие адресуется в первую очередь студентам институтов культуры, будущим, режиссерам массовых праздников и представлений, а также практикам, уже начавшим свою самостоятельную деятельность в клубных учреждениях.
Автор анализирует массовые праздники большого масштаба. Но режиссерскую деятельность в этом жанре искусства, вне зависимости от его размеров, объединяют общие закономерности. Поэтому выводы и рекомендации, сделанные на примерах масштабных праздников, могут быть использованы создателями подобного типа зрелищ и тогда, когда размах их будет меньше, условия постановки более скромными и возможности организационного и творческого характера уже.
Приложения включают сценарии массовых праздников и театрализованных концертов, созданные И. М. Тумановым в содружестве с группой режиссеров и художников.
О РЕЖИССУРЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
Праздник! Он стал неотъемлемой частью нашей жизни, закономерным социальным явлением. Всенародные торжества, посвященные годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, дню рождения В. И. Ленина, Дню Победы... В селах широко отмечают дни первой борозды и урожая, начало учебного года и многие другие события. В праздничные вечера на главные магистрали наших городов выходят тысячи и тысячи людей для того, чтобы влиться в общий поток ликования, почувствовать себя частицей того огромного и величественного, имя которому,— народ!
Массовый театр улиц, площадей, больших сценических площадок успешно развивался с первых лет Советской власти.
Великие основатели Художественного театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко не раз говорили, что новая эпоха требует монументальных форм, увеличения масштабности празднеств. Неотъемлемой их частью стали массовые представления и театрализованные тематические концерты. Не случайно первая годовщина Октября была отмечена постановкой «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского, созданной под руководством В. Э. Мейерхольда, которую поэт и режиссер понимали как зрелище для самой широкой аудитории.
В 20-е годы известный советский режиссер Н. В. Петров стал одним из постановщиков волнующих массовых представлений «К мировой коммуне», «Десятилетие Октября», которые Ромен Роллан назвал «изумительным цветением Революции». Замечательный сценарий театрализованного действия на Красной площади в честь III конгресса Коминтерна дошел до нас в творческом наследии известного деятеля советского театра К. Марджанова. С постановки агитационного представления в Иркутске в самый разгар боев гражданской войны начинал свой путь другой талантливый режиссер — Н. П. Охлопков.
Незабываемы дни Московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Парки, площади, улицы, стадионы, Москва-река, территория ВДНХ стали тогда «сценическими площадками» массового театра. Политический, страстный митинг «За мир — против атомной войны» на Манежной площади в Москве привлек несколько сотен тысяч участников. О большом таланте деятелей искусств и широком участии общественности в организации празднеств ярко свидетельствовали интересные представления, концерты, праздничные шествия на площадях Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Вильнюса, Казани, Ульяновска, Рязани, Брянска, во многих других городах в честь 50-летия Октября и образования СССР, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
У нас в стране заметно стремление к праздничному оформлению труда. Эта черта органически присуща социалистическому обществу. В грандиозной битве за хлеб, которую вели труженики сел в 1973 году, родилась на Алтае и в Ставрополье, а потом была подхвачена повсеместно традиция торжественного выезда механизаторов на поля. Складывается своеобразный праздник начала летней страды. По инициативе комсомольцев Ленинграда вот уже несколько лет проводится День молодого рабочего. Примечательна тяга к праздничному оформлению коммунистических субботников.
В Москве — на ВДНХ, в Измайловском и Центральном им. М. Горького парках — привились праздники, воспевающие труд и советский патриотизм. А в Одессе 1 апреля по улицам шествовала «Юморина» — веселый праздник в день сатиры и смеха. Словом, по стране ежегодно проводятся тысячи различного рода массовых постановок.
Основную часть забот в сфере массового театра берут на себя культурно-просветительные учреждения. Они делают, безусловно, очень много нужного и интересного, особенно по внедрению в жизнь новых обрядов и превращению их в театрализованное действие.
Всероссийское театральное общество, его совет по массовым представлениям и театрализованным праздникам уже ряд лет ведет работу по объединению кадров массового театра — режиссеров, художников, сценаристов, работников парков и стадионов. Совместно с Министерствами культуры СССР и РСФСР проводятся конкурсы и фестивали праздничных представлений, ежегодные семинары и творческие конференции режиссеров и сценографов. Следует отметить, что подготовке квалифицированных кадров мешает отсутствие учебной литературы по теории и практике массовых представлений и театрализованных концертов. Надеемся, что предлагаемое учебное пособие поможет в подготовке будущих режиссеров, а также в практической деятельности работников культурно-просветительных учреждений.
В жизни каждой страны, каждого народа есть особые даты, которые заставляют задуматься, вспомнить прошлое, которые связаны с планами и мечтами о будущем.
С глубоким волнением отмечает наша страна годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Вошел в нашу жизнь и стал всенародным праздник День Победы. Радостно отмечают все народы годовщины Великого Октября —день рождения Страны Советов.
Значительность этих событий вызывает у каждого человека естественное желание выразить свое отношение к ним, присоединиться ко всеобщему торжеству. Не случайно стали традиционными праздничные первомайские и ноябрьские демонстрации трудящихся. По велению души и сердца в День Победы москвичи выходят из домов и но центральной улице им. А. М. Горького идут на Красную площадь. В Ленинграде традиционным местом сбора стали Набережные Невы. Люди приходят сюда, чтобы в торжественные дни соприкоснуться с тем большим и дорогим, что составляет суть их праздничного настроения; чтобы дать простор переполняющим их чувствам радости. И чем больше каждый встречает сочувствующих, созвучных своему эмоциональному настроению людей, тем счастливей и праздничней становится он сам.
Вспомним, как проявились чувства радости, ликования, счастья, когда закончилась Великая Отечественная война или когда страна узнала о первом полете человека в космос: опустели все дома, люди вышли .на улицы, и возник стихийный массовый праздник.
Особое, праздничное настроение охватило советских людей в дни празднования 50-летия Великого Октября, когда трудящиеся подвели итоги пройденного Родиной пути, осмыслили ее успехи и величие, а собравшись на праздник, умножили ощущение каждого в тысячи раз.
Но эмоционального порыва недостаточно, мало одного желания соприкоснуться с тем, что очень дорого и радостно; есть и другое стремление — к художественному оформлению праздника, к созданию яркой образной его формы. В этом также выражается состояние людей, проявление того настроения, которое приводит их на площади и улицы в праздничные дни. Вот здесь и возникает необходимость в режиссере, в художнике, которые сумели бы объединить все эти действия людей, их эстетические потребности в большие и яркие массовые праздники, высокохудожественно оформить их.
Человечество всегда стремилось в различных формах искусства выражать свои чувства, откликаться на события, происходящие в мире. Сначала это были гимны явлениям природы, непонятным еще человеческому разуму. Тогда-то и появились пляски вокруг огня, жертвоприношения, ритуалы и традиции, которые дошли до нас в наскальных изображениях, устных сказаниях и легендах.
Пришла другая эпоха, а вместе с ней родились праздники Древней Греции, слава которых распространилась по всему миру.
Совсем по-новому предстают перед нами празднества французской буржуазной революции, Парижской коммуны, когда были созданы интереснейшие массовые представления и революционные шествия.
В первые годы Великой Октябрьской социалистической революции на берегах Невы замечательные художники и режиссеры С. Радлов, К. Марджанов, Н. Петров и другие создавали праздники, которые сыграли огромную роль в формировании эстетических понятий нового искусства, перестраивали, обновляли привычные формы, оставшиеся от буржуазной культуры. Таким образом, история искусств свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым зрелищам, представлениям и праздникам. Но особенно большой опыт в области массовых форм искусства накоплен советской режиссурой.
Только в социалистическом обществе, где массовый праздник достиг небывалого расцвета и стал воистину всенародным выражением эмоционального настроя, встал вопрос о специальной подготовке режиссеров массовых праздников.
Массовые формы искусства становятся у нас все более популярными. Только в РСФСР в дни празднования 50-летия Советской власти прошло несколько тысяч, массовых городских и сельских праздников. Тысячи! Можно себе представить, какое количество людей приняло участие в великом празднестве!
Невозможно переоценить значение массовых форм искусства в воспитании у трудящихся коммунистического сознания и высоких гражданских, идеалов. Именно поэтому так велика ответственность режиссера массового праздника перед обществом. Эти постановки так значительны и несут такой заряд воздействия на зрителей, что любой просчет — это брак в воспитательной работе. Недостаточно тщательный отбор материала, неточность художественного образа, отсутствие требовательности к исполнителям, непродуманность развития логики празднества — каждое из этих обстоятельств снижает эффект воздействия на тысячи участников и зрителей, пришедших на массовое представление или театрализованный концерт. Опасность этого возникает и там, где ремесленничество и штамп подменяют искусство.
В свое время была найдена очень удачная форма театрализованного пролога массового праздника на стадионе. Пролог включал костюмированные выходы литературных, театральных и киногероев; все впечатляло яркостью красок, образностью картин той эпохи, обстановки, в которых действовали и жили герои. Но затем прологи начали механически копироваться, повторяться, превратились в обычный прием, штамп и не вызывали уже прежнего интереса зрителей. В то же время точно найденный образ, удачно помещенный в драматургическую ткань представления, вызывает энтузиазм тысяч зрителей, заставляет их плакать или смеяться.
Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер понимает, что если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и эмоционально яркое впечатление.
Если в спектакле театра или в художественном фильме режиссер, создавая образы героев и наделяя их индивидуальными качествами, разрабатывает характеры, пользуясь тончайшими психологическими нюансами, мотивирует их поступки, прослеживает взаимоотношения персонажей, последовательно выстраивает ход событий, то в любом массовом действии столь же глубокую и значительную тему он раскрывает через отдельные эпизоды, разножанровые номера, объединяя их одной идеей, одной целью, к которой они направлены. Здесь режиссер действует на сознание и воображение участников и зрителей общими понятиями, крупными сценическими символами. В этом и заключена главная сложность режиссуры массовых форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии. При всех специфических особенностях массового праздника самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом другом виде искусства,— гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность. Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных способах решения темы, о тех выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массового действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, самое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной
художественности.
Мне посчастливилось работать с К. С. Станиславским и под его руководством совместно с режиссером М. А. Мельтцер ставить оперу композитора Л. Степанова «Дарвазское ущелье». Одна из основных задач режиссуры заключалась в том, чтобы в музыку органически вписать все внутренние и внешние действия и поступки актеров. Станиславский требовал, чтобы мы добивались от артистов соразмерения их поведения с музыкой, чтобы отыгрыши и проигрыши между репликами заполнялись той логикой мысли, действия и поступков, которая была бы характерна именно для данной музыкальной темы, фразы, ритма.
Спектакль, сделанный с такой скрупулезностью был выпущен после смерти К. С. Станиславского. Понятно, какое удивительное, трепетное отношение вызывал у нас этот спектакль и как бережно мы относились к тем находкам, к тому интимному и дорогому, что было заложено в него великим мастером.
Константин Сергеевич умер. Главным режиссером театра стал В. Э. Мейерхольд. Однажды он предложил перенести «Дарвазское ущелье» на сцену Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Это предложение показалось невероятным: спектакль, который создавался в студии с такой доверительной интонацией, вдруг перенести на сцену Зеленого театра!
...В парке стоял совершенно невообразимый шум. Здесь собрали огромное количество людей, машин, животных. Действие оперы происходит в Таджикистане; и все, кто учился в студии, институтах и школах из среднеазиатских республик, были привлечены к участию в массовых сценах. Броневики, грузовики, мотоциклы, кавалерия, ослы и верблюды скапливались за кулисами Зеленого театра. Все это кричало, шумело и пело. Казалось, что организовать все это невозможно. И вдруг узнаем, что В. Э. Мейерхольда на репетиции не будет и что проводить ее придется мне. Неумолимость театральной дисциплины и ответственность за выполнение обязательств, взятых на себя театром, были так велики, что репетиция началась. Когда же через некоторое время в спектакль стали входить те новые компоненты, которые раздвигали привычные рамки оперного спектакля, тогда стало понятно, что это «вавилонское столпотворение» организовать трудно, но... можно. Присутствующие на репетиции поняли, что спектакль, приобретя необычную масштабность, может «заиграть» неизвестными гранями, получить новое звучание и особую значительность. Опера прошла несколько раз с большим успехом.
Сегодня массовые представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты и зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комплекс политических, культурных и художественных действий.