О режиссуре массовых праздников

И.М. ТУМАНОВ

РЕЖИССУРА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА

Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства культуры РСФСР

в качестве учебного пособия для институтов культуры. М., «Просвещение», 1976.

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

В основе данного пособия — лекции, прочитанные народным артистом, СССР, профессором И. М. Тумановым в Ленинград­ском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской. Они освещают некоторые важнейшие вопросы режиссуры мас­совых форм искусства. В пособии обобщается большой практи­ческий опыт автора, впервые выводятся основные положения режиссуры массового праздника и его компонентов — массо­вых представлений и театрализованных концертов, определя­ются формы и методы их подготовки и проведения. Осмысление всего этого материала — важнейшая задача для всех, кто посвятит себя созданию массовых праздников, которые зани­мают все большее место в жизни народов нашей страны.

Пособие адресуется в первую очередь студентам институ­тов культуры, будущим, режиссерам массовых праздников и представлений, а также практикам, уже начавшим свою само­стоятельную деятельность в клубных учреждениях.

Автор анализирует массовые праздники большого масштаба. Но режиссерскую деятельность в этом жанре искусства, вне зависимости от его размеров, объединяют общие закономерно­сти. Поэтому выводы и рекомендации, сделанные на примерах масштабных праздников, могут быть использованы создателя­ми подобного типа зрелищ и тогда, когда размах их будет меньше, условия постановки более скромными и возможности организационного и творческого характера уже.

Приложения включают сценарии массовых праздников и театрализованных концертов, созданные И. М. Тумановым в содружестве с группой режиссеров и художников.

О РЕЖИССУРЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Праздник! Он стал неотъемлемой частью нашей жизни, за­кономерным социальным явлением. Всенародные торжества, посвященные годовщинам Великой Октябрьской социалистиче­ской революции, 1 Мая, дню рождения В. И. Ленина, Дню Победы... В селах широко отмечают дни первой борозды и урожая, начало учебного года и многие другие события. В праздничные вечера на главные магистрали наших городов выходят тысячи и тысячи людей для того, чтобы влиться в об­щий поток ликования, почувствовать себя частицей того огром­ного и величественного, имя которому,— народ!

Массовый театр улиц, площадей, больших сценических пло­щадок успешно развивался с первых лет Советской власти.

Великие основатели Художественного театра К. С. Стани­славский и В. И. Немирович-Данченко не раз говорили, что новая эпоха требует монументальных форм, увеличения мас­штабности празднеств. Неотъемлемой их частью стали массо­вые представления и театрализованные тематические концер­ты. Не случайно первая годовщина Октября была отмечена постановкой «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского, созданной под руководством В. Э. Мейерхольда, которую поэт и режиссер понимали как зрелище для самой широкой аудитории.

В 20-е годы известный советский режиссер Н. В. Петров стал одним из постановщиков волнующих массовых представ­лений «К мировой коммуне», «Десятилетие Октября», которые Ромен Роллан назвал «изумительным цветением Революции». Замечательный сценарий театрализованного действия на Крас­ной площади в честь III конгресса Коминтерна дошел до нас в творческом наследии известного деятеля советского театра К. Марджанова. С постановки агитационного представления в Иркутске в самый разгар боев гражданской войны начинал свой путь другой талантливый режиссер — Н. П. Охлопков.

Незабываемы дни Московского Всемирного фестиваля мо­лодежи и студентов. Парки, площади, улицы, стадионы, Моск­ва-река, территория ВДНХ стали тогда «сценическими площад­ками» массового театра. Политический, страстный митинг «За мир — против атомной войны» на Манежной площади в Моск­ве привлек несколько сотен тысяч участников. О большом талан­те деятелей искусств и широком участии общественности в организации празднеств ярко свидетельствовали интересные представления, концерты, праздничные шествия на площадях Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Вильнюса, Казани, Ульяновска, Рязани, Брянска, во многих других городах в честь 50-летия Октября и образования СССР, 100-летия со дня рож­дения В. И. Ленина.

У нас в стране заметно стремление к праздничному оформ­лению труда. Эта черта органически присуща социалистиче­скому обществу. В грандиозной битве за хлеб, которую вели труженики сел в 1973 году, родилась на Алтае и в Ставрополье, а потом была подхвачена повсеместно традиция торжественно­го выезда механизаторов на поля. Складывается своеобразный праздник начала летней страды. По инициативе комсомольцев Ленинграда вот уже несколько лет проводится День молодого рабочего. Примечательна тяга к праздничному оформлению коммунистических субботников.

В Москве — на ВДНХ, в Измайловском и Центральном им. М. Горького парках — привились праздники, воспевающие труд и советский патриотизм. А в Одессе 1 апреля по улицам шествовала «Юморина» — веселый праздник в день сатиры и смеха. Словом, по стране ежегодно проводятся тысячи различ­ного рода массовых постановок.

Основную часть забот в сфере массового театра берут на себя культурно-просветительные учреждения. Они делают, бе­зусловно, очень много нужного и интересного, особенно по внедрению в жизнь новых обрядов и превращению их в театра­лизованное действие.

Всероссийское театральное общество, его совет по массо­вым представлениям и театрализованным праздникам уже ряд лет ведет работу по объединению кадров массового театра — режиссеров, художников, сценаристов, работников парков и стадионов. Совместно с Министерствами культуры СССР и РСФСР проводятся конкурсы и фестивали праздничных пред­ставлений, ежегодные семинары и творческие конференции ре­жиссеров и сценографов. Следует отметить, что подготовке квалифицированных кадров мешает отсутствие учебной литера­туры по теории и практике массовых представлений и театра­лизованных концертов. Надеемся, что предлагаемое учебное пособие поможет в подготовке будущих режиссеров, а также в практической деятельности работников культурно-просвети­тельных учреждений.

В жизни каждой страны, каждого народа есть особые даты, которые заставляют задуматься, вспомнить прошлое, которые связаны с планами и мечтами о будущем.

С глубоким волнением отмечает наша страна годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Вошел в нашу жизнь и стал всенародным праздник День Победы. Радостно отмечают все народы годовщины Великого Октября —день рождения Страны Советов.

Значительность этих событий вызывает у каждого человека естественное желание выразить свое отношение к ним, присое­диниться ко всеобщему торжеству. Не случайно стали тради­ционными праздничные первомайские и ноябрьские демонстра­ции трудящихся. По велению души и сердца в День Победы москвичи выходят из домов и но центральной улице им. А. М. Горького идут на Красную площадь. В Ленинграде традиционным местом сбора стали Набережные Невы. Люди приходят сюда, чтобы в торжественные дни соприкоснуться с тем большим и дорогим, что составляет суть их праздничного настроения; чтобы дать простор переполняющим их чувствам радости. И чем больше каждый встречает сочувствующих, со­звучных своему эмоциональному настроению людей, тем счаст­ливей и праздничней становится он сам.

Вспомним, как проявились чувства радости, ликования, счастья, когда закончилась Великая Отечественная война или когда страна узнала о первом полете человека в космос: опус­тели все дома, люди вышли .на улицы, и возник стихийный массовый праздник.

Особое, праздничное настроение охватило советских людей в дни празднования 50-летия Великого Октября, когда трудя­щиеся подвели итоги пройденного Родиной пути, осмыслили ее успехи и величие, а собравшись на праздник, умножили ощу­щение каждого в тысячи раз.

Но эмоционального порыва недостаточно, мало одного же­лания соприкоснуться с тем, что очень дорого и радостно; есть и другое стремление — к художественному оформлению праздника, к созданию яркой образной его формы. В этом так­же выражается состояние людей, проявление того настроения, которое приводит их на площади и улицы в праздничные дни. Вот здесь и возникает необходимость в режиссере, в худож­нике, которые сумели бы объединить все эти действия людей, их эстетические потребности в большие и яркие массовые праздники, высокохудожественно оформить их.

Человечество всегда стремилось в различных формах искус­ства выражать свои чувства, откликаться на события, проис­ходящие в мире. Сначала это были гимны явлениям природы, непонятным еще человеческому разуму. Тогда-то и появились пляски вокруг огня, жертвоприношения, ритуалы и традиции, которые дошли до нас в наскальных изображениях, устных сказаниях и легендах.

Пришла другая эпоха, а вместе с ней родились праздники Древней Греции, слава которых распространилась по всему миру.

Совсем по-новому предстают перед нами празднества фран­цузской буржуазной революции, Парижской коммуны, когда были созданы интереснейшие массовые представления и рево­люционные шествия.

В первые годы Великой Октябрьской социалистической ре­волюции на берегах Невы замечательные художники и режис­серы С. Радлов, К. Марджанов, Н. Петров и другие создавали праздники, которые сыграли огромную роль в формировании эстетических понятий нового искусства, перестраивали, обновляли привычные формы, оставшиеся от буржуазной культуры. Таким образом, история искусств свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым зрелищам, представлениям и праздникам. Но особенно большой опыт в области массовых форм искусства накоплен советской режиссурой.

Только в социалистическом обществе, где массовый празд­ник достиг небывалого расцвета и стал воистину всенародным выражением эмоционального настроя, встал вопрос о специаль­ной подготовке режиссеров массовых праздников.

Массовые формы искусства становятся у нас все более по­пулярными. Только в РСФСР в дни празднования 50-летия Со­ветской власти прошло несколько тысяч, массовых городских и сельских праздников. Тысячи! Можно себе представить, какое количество людей приняло участие в великом празднестве!

Невозможно переоценить значение массовых форм искусст­ва в воспитании у трудящихся коммунистического сознания и высоких гражданских, идеалов. Именно поэтому так велика от­ветственность режиссера массового праздника перед общест­вом. Эти постановки так значительны и несут такой заряд воз­действия на зрителей, что любой просчет — это брак в воспи­тательной работе. Недостаточно тщательный отбор материала, неточность художественного образа, отсутствие требовательно­сти к исполнителям, непродуманность развития логики празд­нества — каждое из этих обстоятельств снижает эффект воз­действия на тысячи участников и зрителей, пришедших на мас­совое представление или театрализованный концерт. Опас­ность этого возникает и там, где ремесленничество и штамп подменяют искусство.

В свое время была найдена очень удачная форма театрали­зованного пролога массового праздника на стадионе. Пролог включал костюмированные выходы литературных, театральных и киногероев; все впечатляло яркостью красок, образностью картин той эпохи, обстановки, в которых действовали и жили герои. Но затем прологи начали механически копироваться, повторяться, превратились в обычный прием, штамп и не вы­зывали уже прежнего интереса зрителей. В то же время точно найденный образ, удачно помещенный в драматургическую ткань представления, вызывает энтузиазм тысяч зрителей, за­ставляет их плакать или смеяться.

Искусство массовых праздников — это огромная сила, и от­носиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массо­вых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.

Каждый режиссер понимает, что если в театре после премье­ры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то мас­совое действие живет лишь однажды, и при этом должно оста­вить глубокое и эмоционально яркое впечатление.

Если в спектакле театра или в художественном фильме ре­жиссер, создавая образы героев и наделяя их индивидуальны­ми качествами, разрабатывает характеры, пользуясь тон­чайшими психологическими нюансами, мотивирует их поступки, прослеживает взаимоотношения персонажей, последовательно выстраивает ход событий, то в любом массовом действии столь же глубокую и значительную тему он раскрывает через отдель­ные эпизоды, разножанровые номера, объединяя их одной иде­ей, одной целью, к которой они направлены. Здесь режиссер действует на сознание и воображение участников и зрителей общими понятиями, крупными сценическими символами. В этом и заключена главная сложность режиссуры массовых форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии. При всех специфических особенностях массового праздника самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом дру­гом виде искусства,— гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность. Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных способах решения темы, о тех выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массового действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, са­мое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной

художественности.

Мне посчастливилось работать с К. С. Станиславским и под его руководством совместно с режиссером М. А. Мельтцер ста­вить оперу композитора Л. Степанова «Дарвазское ущелье». Одна из основных задач режиссуры заключалась в том, чтобы в музыку органически вписать все внутренние и внешние дей­ствия и поступки актеров. Станиславский требовал, чтобы мы добивались от артистов соразмерения их поведения с музыкой, чтобы отыгрыши и проигрыши между репликами заполнялись той логикой мысли, действия и поступков, которая была бы ха­рактерна именно для данной музыкальной темы, фразы, ритма.

Спектакль, сделанный с такой скрупулезностью был выпу­щен после смерти К. С. Станиславского. Понятно, какое уди­вительное, трепетное отношение вызывал у нас этот спектакль и как бережно мы относились к тем находкам, к тому интим­ному и дорогому, что было заложено в него великим мастером.

Константин Сергеевич умер. Главным режиссером театра стал В. Э. Мейерхольд. Однажды он предложил перенести «Дарвазское ущелье» на сцену Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Это предложение показалось невероятным: спектакль, который создавался в студии с такой доверительной интонацией, вдруг перенести на сцену Зеленого театра!

...В парке стоял совершенно невообразимый шум. Здесь со­брали огромное количество людей, машин, животных. Действие оперы происходит в Таджикистане; и все, кто учился в студии, институтах и школах из среднеазиатских республик, были при­влечены к участию в массовых сценах. Броневики, грузовики, мотоциклы, кавалерия, ослы и верблюды скапливались за ку­лисами Зеленого театра. Все это кричало, шумело и пело. Ка­залось, что организовать все это невозможно. И вдруг узнаем, что В. Э. Мейерхольда на репетиции не будет и что проводить ее придется мне. Неумолимость театральной дисциплины и от­ветственность за выполнение обязательств, взятых на себя те­атром, были так велики, что репетиция началась. Когда же через некоторое время в спектакль стали входить те новые ком­поненты, которые раздвигали привычные рамки оперного спек­такля, тогда стало понятно, что это «вавилонское столпотворе­ние» организовать трудно, но... можно. Присутствующие на репетиции поняли, что спектакль, приобретя необычную мас­штабность, может «заиграть» неизвестными гранями, получить новое звучание и особую значительность. Опера прошла не­сколько раз с большим успехом.

Сегодня массовые представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты и зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комп­лекс политических, культурных и художественных действий.

Наши рекомендации