Кодекс воина клана Тогакурэ 5 страница
Нередко в связи с ниндзя упоминают еще одну цепь — «кусари-фундо », длиной всего 50–60 см. Однако в данном случае имеет место путаница. «Кусари-фундо», хотя и похожа внешне на «манрики-кусари», однако оружие не японское, а окинавского происхождения.
Длинная цепь с тяжелым кольцом (либо шаром) на одном конце, на другом могла иметь весьма оригинальное приспособление — «кёкэцу-сёгэ». По форме это наконечник рогатины, с прямым обоюдоострым лезвием длиной от 20 до 40 см, от основания которого отходит в сторону второе лезвие, загнутое как крюк или серп. Еще его можно сравнить с расплющенным багром. «Кёкэцу-сёгэ» использовали двояко, как подсобный инструмент и в качестве оружия. Его возможности были столь обширны, что «кёкэцу-сёгэ» являлся излюбленным средством представителей большинства кланов ниндзя.
Такую рогатину удобно применять вместо абордажного крюка, альпенштока, якоря, «кошки» и т. д. Иными словами, в комплекте с цепью она давала возможность лазать вверх и вниз, форсировать всевозможные препятствия, взламывать замки, передвигать тяжелые грузы. Кольцо на другом конце цепи нередко служило в качестве карабина для скольжения по веревке. Втыкая рогатину в расщелины скалы или стены, ее превращали в упор для ноги.
Многофункциональность рогатины проявлялась и в использовании ее как оружия. Например, можно было держать в руке кольцо, а лезвие раскручивать на цепи, превращая его в своего рода алебарду. Можно было также метать рогатину в цель как копье (или, скорее, как тяжелый дротик). Если противник успевал отклониться, то его нетрудно было порезать крюкообразным лезвием, дернув цепь на себя. Вообще, двойное лезвие позволяет выполнять самые разнообразные действия: колоть, рубить, подсекать, резать, вспарывать, выворачивать.
Наиболее типичные приемы работы кёкэцу-сёгэ сводились к следующим двум. Первый: броском грузила захлестнуть руки противника с оружием, а рогатиной провести удар либо тычок. Второй: поймать в «вилку» между лезвиями клинок врага и резким поворотом в сторону вырвать его из рук (либо хотя бы отклонить), а броском грузила оглушить или опутать цепью. Кольцо, кстати, тоже иной раз обматывали промасленной тряпкой и поджигали. Так сравнительно легко удавалось ослепить противника, поджечь на нем волосы и одежду.
Как и боевые серпы (кама, или гама), эту рогатину ниндзя пытались сделать складной. Известны такие ее образцы, где лезвия прячутся в рукоять и выстреливаются на пружинах простым нажатием защелки. Понятно, что цепь никак не могла поместиться в ручку, поэтому ее заменяли четырехметровой веревкой все из того же конского волоса. Но где начинается сложная механика, там кончается надежность. Поэтому распространения подобные образцы не получили, хотя существовали далеко не в единичном экземпляре.
Ясно, что кёкэцу-сёгэ, соединяющее в себе возможности таких разных устройств как рогатина, цепь и отягощение, является оружием мастеров. На то, чтобы в совершенстве овладеть всеми его возможностями, надо потратить многие годы систематических тренировок. Вряд ли это подходит тем, кто любит создавать видимость вместо того чтобы постигать суть. Ну, а немногочисленным приверженцам истинного Пути хочу сказать: если вы овладеете кёкэцу-сёгэ, в ваших руках появится абсолютное оружие (не считая, разумеется, огнестрельного).
Звезды и шипы
Вес виды метательного оружия ниндзя, вместе взятые, называют общим термином «тонки» и подразделяют на три основные группы: ножи для метания и метательные стрелки (бо-сюрикэн ), метательные пластинки (хира-сюрикэн , или сякэн ) и различные шипы (тэцу-биси ). Благодаря кинофильмам, наибольшую известность среди них получили пластинки «сякэн», которые из-за их формы нередко называют «звездами (или картами) смерти». Впервые подобные снаряды упоминаются в исторической хронике XII века «Хэйкэ-моногатари» как «сирикэн».
Разумеется, самураи тоже использовали метательное оружие. В случае необходимости, любой из них мог поразить врага метнув в него дротик или кинжал. Но столь «неблагородным» методам ведения боя они предпочитали поединок на мечах и стрельбу из лука. Видимо поэтому в большинстве школ дзю-дзюцу техника использования метательного оружия не изучалась. В тех школах, где ей уделяли некоторое внимание она являлась вспомогательной дисциплиной.
Для ниндзя, этих изгоев феодального общества, воевавших партизанскими методами, такое оружие имело гораздо большее значение. Хотя бы уже потому, что все свое вооружение и снаряжение они делали сами, в кустарных условиях, а не в мастерских профессиональных ремесленников.
Не удивительно, что дешевые и простые в изготовлении сюрикэны, которые, к тому же, можно было легко прятать и применять, получили довольно широкое распространение среди «воинов тьмы». Но даже у них это оружие, эффективное в основном на коротких дистанциях, составляло только часть обширного арсенала.
Различные типы сюрикэнов
Предшественниками сюрикэнов были предметы различного назначения: короткие дротики, обычно прикрепленные к веревке (ко-яри , или учи-нэ ), заостренные напильники на деревянной рукоятке (ядзири ), ручное острие для пришпоривания коня (ума-бари ), а также молитвенные колеса буддийских монахов (хорин ) — последний аргумент святых отцов в спорах с заблудшей паствой.
Итак, «сякэны» («ся » — колесо, «кэн » — меч) — это плоские металлические пластины разнообразной формы (звезды с числом лучей от трех до девяти, кресты, свастики, просто круги или квадраты) с остро заточенными ударными поверхностями. Для увеличения поражающего воздействия режущую кромку сякэнов часто покрывали ядом.
Диаметр сякэнов составляет от пяти до десяти сантиметров, толщина не превышает грех-четырех миллиметров, а вес колеблется в пределах от 30 до 60 граммов. Посредине часто имеется круглое либо квадратное отверстие для нанизывания на кожаный шнур, деревянную палочку или металлический прут.
Сякэны носили «обоймами» по 9—15 штук и метали, как правило, не одиночно, а сериями, очень быстро один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти, отправляющей сякэн в полет. Благодаря вращению вокруг своей оси, пластина не переворачивается и своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска. Впрочем, даже при сильном и метком броске сякэн был по-настоящему опасен на расстоянии не более десяти метров. Сцены из кинофильмов о ниндзя, где бегущего человека убивают одной «звездочкой», брошенной с дальней дистанции, являются фантазией сценаристов и режиссеров.
Различные типы сякэнов: року-хоси-сюкаси (1,3), сангаку-сюкаси (2); року-хоси (4); сангаку-хо (5), сикаку-хо (6), мандзи (7), си-хо (8)
«Сюрикэны» («сю » — рука, «ри » — держать, «кэн » — меч) — это металлические стрелки и ножи длиной от десяти до двадцати сантиметров, с заточкой как на одном, так и на обоих концах. Острие тоже часто смазывали ядом. В сечении они бывают плоскими, треугольными, многогранными и круглыми. Самые простые сюрикэны, которыми может обзавестись каждый, это 15-см гвозди и плоские надфили, заточенные на острый угол. Сюрикэны носили вставленными в гнезда кожаных браслетов, одевавшихся на руки или на голени по 4—12 штук в каждом браслете. Нередко их размещали в потайных карманах, пришитых в удобных местах с изнанки одежды, например, за воротником.
При броске вращение сюрикэна вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму, в отличие от сякэна, где оно должно быть максимальным. Кроме того, он должен быть хорошо отбалансирован. Тогда, правильно брошенный (так, чтобы в конечной фазе броска рука как бы тянулась к цели по прямой линии) он летит почти по прямолинейной траектории. За время полета на дальней дистанции он успевает совершить полный оборот вокруг оси, на средней — полоборота, а на короткой и того меньше. Это надо учитывать для того, чтобы сюрикэн вонзился в цель острым концом. По той же причине предпочтительнее стрелки, острые с обоих концов. Впрочем, сюрикэн является эффективным средством поражения на расстоянии, еще меньшем, чем сякэн — не более восьми метров.
Существует множество вариантов техники метания сякэнов и сюрикэнов с места, при ходьбе, на бегу, в падении, в прыжке и т. д. Можно их бросать одной рукой и сразу двумя, в том числе несколько «звезд» одновременно. Пусть при этом теряется сила и точность, зато подобная «очередь» приостановит целую группу противников. Выбор техники диктуется самой ситуацией. Надо снять из засады часового — одна ситуация, прикрыть собственное бегство — другая, направить преследование по ложному направлению — третья и так до бесконечности. Отмечу в этой связи, что сюрикэны иногда метали даже для того, чтобы заранее из укрытия подготовить себе нечто вроде ступеней в деревянной стене или стволе дерева!
Как правильно держать сюрикэн исякэн
Ниндзя нельзя сравнивать со спортсменом, стремящимся каждый раз попадать в центр неподвижной мишени. Он лишен возможности метать свое оружие с одного и того же расстояния, из одной и той же позы, чтобы набрать как можно больше очков. Ведь в боевой обстановке метание сюрикэнов производится в сочетании с другими действиями. Появился враг и ниндзя, ныряя в укрытие или убегая, успевает на ходу запустить в него свой снаряд. При этом гораздо важнее ускользнуть от противника, чем убить хотя бы одного врага.
Поэтому жесткие правила и детальные рекомендации по технике «сюрикэн-дзицу» лишены смысла. Надо уметь правильно метать звезды и стрелы в любом направлении, из любого возможного положения и в любой момент времени. Напомню, что «правильным» во всех восточных искусствах является такое действие, которое происходит без участия сознания, столь же естественно, как у диких животных. «Сильное желание добиться успеха является самым большим препятствием» — говорят японские мастера фехтования и стрельбы из лука. Как только стрелок начинает осмысливать свои действия с целью их корректировки — я должен взять чуть правее или повыше, я не имею права промахнуться — он мешает родиться спонтанному движению. А только оно является наиболее целесообразным.
Тигр не думает о том, как ему прыгнуть, чтобы схватить добычу. Он прыгает, и его прыжок — само совершенство!
* * *
Определить наиболее подходящую для вас технику и закрепить ее на уровне навыков можно только практическим путем, в процессе длительного и усердного тренинга. Но это не означает, что вообще не существует никаких рекомендаций для изучения «сюрикэн-дзицу». Ведь начинающий не знает об этом искусстве ничего. Поэтому на самом первом этапе, когда он будет иметь дело как раз с неподвижной мишенью и отрабатывать элементарную технику, кое-какие советы не помешают.
1. Исходное положение для метания правой рукой следующее: левая нога выдвинута вперед, вес тела на слегка согнутой правой ноге, корпус развернут левым боком к цели, левая рука вытянута в том же направлении, правая производит замах.
2. Прицеливание и метание производится с упреждением выше точки, намеченной для попадания, и вдоль воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через центральную линию тела стрелка и через середину мишени.
3. В момент броска левую руку отдергивают назад, а вес тела переносят с правой ноги на левую, которая при этом немного сгибается в колене. Правая нога выпрямляется, корпус разворачивается фронтальной плоскостью по отношению к цели (это положение похоже на стойку «дзэнкуцу-дачи» в каратэ).
4. Сам бросок осуществляют на выдохе, резким движением кисти руки. Движение тела как бы обрывают в момент вылета снаряда из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения (это подобно тому, что в каратэ называют «кимэ» и «киай»).
5. В конечной точке траектории, описываемой рукой с оружием, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Но никаких судорог!
6. Движение ног и обеих рук, вращение корпуса, завершающее движение кисти, все это должно быть слитным, подобно всплеску волны. Гармоничная последовательность всех элементов приема, их нерасчлененность — самое важное.
7. Наиболее распространенная ошибка у начинающих заключается в стремлении вложить в свой бросок побольше силы вместо того, чтобы все внимание сосредоточить на координации движений.
И в заключение несколько слов о правилах безопасности:
1. Помните, что сякэн и сюрикэн — это опасное оружие.
Подтверждением тому служит их запрет во многих странах.
2. Начинайте тренинг с бросков на расстояние в три метра. Не увеличивайте дистанцию и не переходите к сложным приемам до тех пор, пока не освоите базовую технику в совершенстве.
3. Будьте серьезны и сосредоточены на тренировках. Помните, что работа с оружием — это не игра.
4. Прицеливайтесь и бросайте звезды и стрелы только в мишени и никогда — в людей или животных. Подобные шутки характерны для идиотов.
5. Мишени следует делать из мягкого дерева, соломы, дерна, ткани или поролона, т. е. из материалов, исключающих рикошет.
6. Держите оружие крепко, чтобы не выронить, но не сжимайте его изо всех сил, иначе не избежать порезов и проколов кожи.
7. Прежде, чем метать оружие в цель, убедитесь, что позади вас, а также между вами и мишенью никого нет и не будет.
8. Если вы тренируетесь в составе группы, то не подходите к мишени до тех пор, пока все не закончат свои броски. Располагайтесь в линию фронта по отношению к мишеням, с интервалом в несколько метров между соседями.
9. Заканчивайте тренировку при появлении первых признаков усталости. Помните, что ниндзя — человек смелый, но благоразумный и предусмотрительный.
10. Никогда не носите стрелы и звезды на себе, за исключением боевых операций. Дома и в пути храните их в прочных футлярах. Иначе в давке, при внезапном падении или сильном толчке можно пораниться самому либо травмировать окружающих.
Часть III
Тайные знания нинпо-миккё
В некоторых книгах о ниндзюцу авторы пытаются излагать религиозно-философские учения, лежащие в основе теоретических воззрений воинов-теней. Однако не являясь специалистами ни в области религии, ни в сфере философии, они способны лишь искажать эти сложные доктрины.
Да и вообще вряд ли требуется знакомить с ними массового читателя. Поэтому мы не будем рассматривать здесь такие понятия, как «тайки-оку » (всеохватывающее единство), «ин-ё-до » (полярные принципы бытия), «ку-ки » (пространство и движение), «конгокай » и «тайдзокай » (сферы «неразрушимого» и «чрева хранилища»), а также многие другие. Вполне достаточно, если мы уясним хотя бы общий смысл тех концепций, которые обосновывают духовно-телесную практику ниндзя. Эхо «хакудо » (путь огня и воды), «кокю-хо » (работа с внутренней энергией), «го-дай » (пять великих элементов бытия) и «дзэн-по» (девятиступенчатая медитация).
* * *
Как уже сказано в кратком историческом очерке, в основе теоретических взглядов наставников ниндзюцу лежит учение «сюгэндо » (путь обретения могущества), созданное горными отшельниками «ямабуси » и бродячими буддийскими монахами «сюгёдзя ». В свою очередь, сюгэндо представляет собой синтез анимистической религии японцев «синто» и тантрического буддизма «сингон», занесенного в страну Ямато из Китая. Синто (что означает «путь богов») является довольно примитивным культом богов природы и духов предков. В варианте, практиковавшемся ямабуси, речь идет о культе духов гор («ками»).
Магические жесты играют важную роль в классическом ниндзюцу
Цель этого культа, как и всех подобных ему, известных в большом количестве в разных регионах планеты, так же стара, как стар этот мир — поставить силы природы себе на службу через магические действия. Ведь отшельники утверждали свое духовное и социальное превосходство над простыми крестьянами, рыбаками, лесными жителями путем врачевания людей и домашних животных, предсказания судьбы, долгосрочных прогнозов погоды. Не надо доказывать, что личная судьба и здоровье, здоровье и судьбы близких людей, равно как и все, что связано с хлебом насущным всегда относились к числу самых важных вещей на свете. Чтобы убеждать себя и других в способности быть посредниками между миром людей и миром духов, отшельникам требовалось демонстрировать чудеса, то есть совершать какие-то действия, недоступные обычным людям.
Отсюда берет начало «путь огня и воды» (хакудо ). Он заключался в следующем: посещать те места в горах, где якобы живут «ками», и там поклоняться им, совершая особые ритуалы. Если поклонение происходит «правильно», то довольные духи обязательно поделятся со служителями культа (ямабуси ) частью своей силы и своих планов. Вот и вся идея. Разумеется, местами обитания «ками» оказывались такие уголки, где бросалась в глаза прорывающаяся наружу энергия земли: вулканы, гейзеры, водопады, ключи и озера, питающиеся донными источниками, чудовищные нагромождения скал и т. п.
Поклонение с помощью огня сводилось к эффектному хождению босиком (хивагари ) по раскаленным углям священных костров «гома». Костры эти, если их разжигали в подходящих местах, из подходящих пород древесины, под аккомпанемент соответствующих заклинаний, привлекали через пламя силу духов гор, известную под названием «икей». Оставалось лишь настроиться должным образом и, продолжая произносить заклинания, походить какое-то время по дышащему жаром кострищу, «впитывая» данную силу в себя. Для большего впечатления зрителей ямабуси иной раз прибегали к дополнительным трюкам. Простейший из них — выдувание огня изо рта. С этой целью тлеющий уголек помещали в полую скорлупу ореха, просверленного с двух сторон. В нужный момент (в темноте ночи) достаточно было дунуть в одно отверстие, как с другой стороны ореха вылетал целый сноп искр. (Трюк этот очень древний, им успешно пользовался когда-то сириец Эвн, вождь грандиозного восстания рабов на острове Сицилия в 138–132 гг. до н. э.).
Поклонение с помощью воды заключалось, прежде всего, в стоянии под водопадом, низвергавшимся с высоты прямо на голову отшельника, непрерывно бормочущего заклинания. Такая процедура называется «такисутё ». Другой вариант водных «богослужений» ямабуси представлял самое настоящее «моржевание» — купание зимой в ледяной воде («миссии »). И первое и второе мероприятие не ограничивалось двумя-тремя минутами, а занимало иной раз до часа! Во избежание окоченения требовалось отождествлять себя с огнем, вызывая такой жар в теле, чтобы вокруг отшельника, погруженного в воду немного выше пояса, клубился пар! (Этот метод очень похож на «туммо» — первый из шести способов достижения просветления, практикуемых йогами тибетской секты «кагъюдпа»).
Что касается стояния под водопадом, то оно вело к просветлению психики (либо к ее помрачению, что тоже случалось) самым коротким путем. Слишком сильное воздействие оказывает на головной мозг человека поток ледяной воды, непрерывно долбящий макушку. Кто сомневается — пусть попробует постоять хоть пять минут в душе под максимальным напором холодной воды из трубы со снятым рассекателем. Как установлено современной наукой, успешное хождение по раскаленным углям, длительное пребывание в холодном водоеме или под холодным водопадом без вредных последствий возможно только за счет измененных состояний сознания, вовлекающих в действие «скрытые» (или «резервные») возможности человеческого организма. Именно благодаря им отшельники и зрители наглядно убеждались в успешности магического ритуала.
Путь огня и воды и сегодня рекомендуется тем, кто практикует ниндзюцу в соответствии с древними традициями.
* * *
КОКЮ-ХО. Упоминавшийся ранее Энно Одзуну, познакомившись с китайскими методами достижения измененных состояний сознания, не мог не оценить их достоинств. Ведь они позволяли входить в Транс (который мистики всех времен и народов однозначно трактуют как прямой контакт с высшими силами) без поиска сухих дров и водопадов с оптимальным напором воды. Оказалось, что тех же результатов можно добиваться не выходя из своей хижины. Тем не менее, достижение трансоподобных состояний дыхательно-энергетическими упражнениями значительно повышает способность организма переносить любые экстремальные воздействия без ущерба для себя.
Например, ходить босиком по огненным углям или мокнуть зимой в холодном водоеме. Такие методы в настоящее время широко известны как цигун. Но в Средние Века они хранились в тайне от непосвященных, ибо считались средством приобщения к богам, поэтапного обретения их совершенства и могущества, находившего внешнее выражение в различных «чудесах». Да и самого термина «цигун» тогда не было.
Главное в дыхательно-энергетических упражнениях не дыхание (хотя все они тесно связаны с управлением газообменом), а самовнушение, превращающееся в самогипноз. Ведь что такое «работа с энергией?» Это мысленное (точнее, образное) представление процесса циркуляции энергии между человеком и окружающим миром, а также внутри человеческого тела. Как можно ощутить поглощение энергии «ки» из земли и воды, воздуха и огня, кристаллов и драгоценных металлов, деревьев и живых существ?
Только внушив это себе (разумеется, связывая мысленные образы с физиологическим и ощущениями тока крови и лимфы, напряжения и расслабления мышц). А в результате человек, практикуя то, что сейчас называют цигуном, «ощущает» как энергия поглощается им извне, как она накапливается внутри живота (в центре «тандэн»), как направляется наружу. Самое же любопытное во всей этой механике то, что «работа с энергией» действительно усиливает возможности «энергетика» врачевать себя и других, отражать агрессивные поползновения окружающих, и делать многое другое.
Китайские монахи «люгай» владели различными методами цигуна. Все они так или иначе сводились к трем видам практики: регулированию сознания, регулированию дыхания, регулированию положений тела и конечностей. Многие из них вошли в арсенал ниндзюцу под именем, «кокю-хо». Ниндзя применяли оригинальные китайские техники, а также собственные разработки в очень широком спектре.
В частности, для интуитивного восприятия намерений других людей, для улучшения адаптивных возможностей в ситуациях выживания, для врачевания своих и чужих недугов, для повышения эффективности действий в бою, во время бегства либо преследования кого-то…
* * *
Тантрическая буддийская секта «Сингон» (Истинное слово) была создана Кукаем в первой половине IX века.
Квинтэссенция ее доктрины выражена в названиях главных сочинений основателя: «Смысл учения о том, как стать Буддой в этом теле» и «Рассуждения о ступенях сознания».
Центральная идея «сингон» сводится к тому, что Вселенная есть не что иное, как космический будда Дайнити (на санскрите — Махавайрочана). Основными проявлениями космического будды (мы сказали бы «формами существования материи») являются так называемые «первоэлементы» (или «первостихии») — мысль, пустота (пространство), воздух, огонь, вода и земля. В свою очередь, каждый первоэлемент имеет множество разновидностей, обладает колоссальным числом качеств. Вступая друг с другом во все возможные связи, первоэлементы образуют реальный мир физических и психических явлений, процессов, состояний.
Логика Кукая и его последователей была следующей: мысль вселенского будды Дайнити рождает пустоту, пустота рождает воздух, воздух рождает огонь, огонь рождает воду, вода рождает землю. Употребляя современные термины, можно сказать, что речь идет о космическом пространстве, где материя существует в газообразном, плазменном, жидком и твердом виде. Что же касается начала всех начал (мысли Дайнити), то это мистический вариант пантеизма (отождествления природы и бога), когда природу растворяют в боге.
Символическое изображение Пяти Первоэлементов в учении Сюгэндо
Кстати говоря, современная космология утверждает, что Вселенная возникла 20 миллиардов лет назад в результате так называемого «Большого взрыва». До него существовало лишь «нечто», объемом не более атома, содержащее в себе все вещество и всю энергию будущего Космоса! В ходе расширения первичного «нечто», продолжающегося до сих пор, сформировались элементарные частицы, атомы, газы, плазма (т. е. звезды), планеты, галактики и их скопления.
Все эти процессы описываются законами физики, за исключением первых малых долей одной секунды с начала Большого взрыва, в течение которых Вселенная успела проделать эволюцию, превосходящую богатством изменений все последующие 20 миллиардов лет! Данная теория, доказанная фундаментальными открытиями современной науки, просто не укладывается в голове! Во всяком случае, первоначальное «нечто» можно считать чем угодно, в том числе богом, мыслью в чистом виде или Вселенским Буддой.
Конечно, теоретики Сюгэндо не знали таких понятий как «Большой взрыв», элементарные частицы, агрегатные состояния вещества. Их схема выглядела намного проще.
Они рассуждали по аналогии: «какова Вселенная (макрокосмос), таков и человек (микрокосмос). Устройство того и другого, механизмы функционирования одинаковы. Поэтому знание принципов бытия давало им ключ к пониманию любых явлений природы, любых человеческих деяний.
Например, первоэлемент «земля» (дзи ) присутствует в человеке в виде твердых тканей тела — костей, зубов, нервов, сосудов, мышц, связок, волос, ногтей, кожи, плотных внутренних органов. Первоэлемент «вода» (суй ) отождествляется с кровью, лимфой, слезами, потом, мочой, а также «отвечает» за подвижность и гибкость тела. «Огонь» (ка ) — это тепло, производимое телом в процессе обмена веществ и еще та самая «внутренняя энергия», которая обусловливает существование всех живых и неживых объектов. «Воздух» (фу ) соответствует дыханию, полым органам внутри тела, газам внутри них. Наконец «пустота» (ку ) олицетворяется в голосе, речи, общении, понимании других людей.
Иными словами, все физические и психические аспекты человеческого существования — это различные проявления Вселенского Будды. Следовательно, каждый человек обладает качествами всезнающего и всемогущего Дайнити, ведь он — одна из мельчайших его частиц, несущая в себе свойства целого. Однако сознание человека «омрачено» неведением своей «истинной» сущности, поэтому «качества будды» пребывают в нем в скрытом виде — как потенциальные возможности. Если удастся осознать их в себе и научиться использовать, то можно вырваться из мира «сансары» и стать бодхисаттвой в течение одной человеческой жизни.
Обретение способностей к «чудесам» как раз и свидетельствует об успешной реализации программы превращения в будду «в этом теле». Правда, среди перечисляемых в тантрическом буддизме чудес значится немало совершенно фантастических, вроде способности мгновенно перемещаться в любую точку пространства без всяких технических устройств. Но есть и более реальные, например, умение подчинять своей воле окружающих (имеется в виду гипноз) или уже упоминавшееся «хождение по огню». Несложно понять, что адептов ниндзюцу особенно привлекала именно эта часть доктрины Сингон.
До сих пор речь шла о «явной» части учения Кукая, открытой для всех. «Тайная» часть заключается в детальном описании способов и приемов выявления в себе и использования потенций Дайнити. Здесь исходной была идея о том, что активность Космического Будды проявляется трояко: в мысли (т. е. в созерцании им самого себя), в речи (т. е. в издаваемых им звуках) и в движении (т. е. в изменениях положений его тела). Поскольку макрокосмос и микрокосмос устроены одинаково, постольку для развития сверхъестественных способностей человек должен подражать мысли, речи и движениям Дайнити, тем самым «пробуждая в себе Будду». Это и есть «три таинства» (санмицу ) тантрического буддизма Ваджраяны (санскрит): созерцание определенных объектов (янтр ), символизирующих Вселенского Будду, произнесение особых звуков (мантр ) — «слов Будды» и принятие определенных поз либо осуществление определенных жестов (мудр ) — «имитация движений Будды».
* * *
Здесь надо сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов о тантризме. Само слово «тантра» на санскрите, литературном языке древней Индии, обозначает «хитросплетение, сокровенный текст». Тантрами называют тексты, излагающие тайные учения вишнуитских, шактистских и шиваитских сект в Индии, а также буддийских сект Ваджраяны («Алмазной колесницы») в Тибете, Китае, Корее и Японии. Соответственно, тантристы — это последователи таких сект.
Общей для всех их является идея об энергетической сущности мироздания, тождественной высшему духовному началу — Вишну, Шакти, Шиве или Махавайрочане (Дайнити). Тантристы считают, что весь материальный мир, включая людей и животных, существует лишь потому, что высшее духовное начало проявляет активность. Или, другими словами, за счет способности энергии к разнообразным превращениям. Любой материальный объект — от звезд и планет до мелких песчинок, крохотных букашек и капелек дождя — всего лишь больший или меньший сгусток энергии. Стоит этой энергии исчерпать себя, и данный объект превращается во что-то иное. Например, умерший человек рассыпается в пыль.